Нукутская Мацеста бурятский санаторий

На фото: кедровый Будда в Унгинском Дацане

Что-то типа дневника. Для тех, кто хочет быть здоров.

13 марта 2017-го года, понедельник. Первый день в Новых Нукутах. Этот поселок еще называют Новонукутск. Добрался я до него вчера вечером автобусом из Иркутска. Автобус был из прежних времен, напоминающий марки «ПАЗ» или «ЕРАЗ», такой же дребезжащий, чутко реагирующий на каждую неровность дороги, с прохлаждающим сквознячком из невидимых возлеоконных щелей, от которого все-таки пришлось пересесть на заднее сиденье в центре, где временами подбрасывало так, что вспоминалось счастливое детство, когда я летал в автобусе на карельских горках. Здесь время законсервировалось. Это я окончательно понял сегодня, когда прогуливался по поселку. Не буду заинтриговывать потенциального читателя, но максимальная этажность зданий равна двум в центре поселка, а самое новейшее из них – здание гостиницы, где сейчас и нахожусь на самом высоком этаже. Когда шел вчера по главной улице поселка вечером – в поисках гостиницы – то мне повезло, что рядом был паренек, сидевший в автобусе на заднем ряду, который и указал на гостиницу – никаких опознавательных знаков в темное время суток на этом здании нет. Днем я увидел вывеску «Гостиница Ласточка». Хорошо, что предварительно позвонил по имевшемуся телефону, и мне женский голос подсказал, что надо нажать на кнопочку звонка. Вот тогда металлическая дверь открылась. Теперь самое время спросить: как же называется центральная улица районного центра, в котором я оказался? Понимаю, что выбор есть: Маркса или Ленина. Правильный ответ: улица Ленина. Здесь все рядом. Наискосок напротив – здание районного суда. Продолжаем движение. Здание детской юношеской спортивной школы, затем – в глубине деревянное здание с табличкой «Районный центр занятости», к которому примыкает территория санатория. Напротив санатория – белое здание с надписью «Новонукутский межпоселенческий дом культуры». В самом здании еще находится детская библиотека. У входа разложил свои товары таджик, который и не знал, что напротив – через площадь - находится санаторий. Вокруг расположилось множество магазинов и бутиков, есть даже крытая лавка рынка. Недалеко друг от друга две аптеки. Еще одну я увидел на вечерней прогулке за сбербанком – у здания районной больницы.
Не во всех магазинах есть надпись «магазин». Поэтому – из любопытства – заглянул в дверь с крупной вывеской: «Модный дворик». Что там могло оказаться, не представлял. В итоге меня уговорили взять перчатки кожаные, трико, носки. Я взял, не торгуясь. Это называется – бурханить, то есть, отдавать дань местному божеству Бурхану. В магазинах, в основном, бурятки. Несмотря на национальную простоту, у бурят есть коммерческая жилка. Как-то я участвовал в сетевой компании «Сибирское здоровье», был консультантом в ветви, основанной буряткой из Улан-Удэ. А это высшая категория. Я ко всем нациям отношусь спокойно. Такой недостаток с детства. У разных наций есть свои особенности. А бурят, как народ, не любить нельзя, тем более, если живешь среди них много лет.

Сегодня уже трижды питался. Завтрак был с молочным супом. Такое своеобразие. На обед суп вроде солянки и зраза, по моим меркам, большая с гарниром из горошка. На обед взял кисель, чтобы разнообразить чай с молоком. Для напитков в столовой – отдельный стол, на котором стоят чайники с надписью «Чай с молоком», «Черный чай» и «Зеленый чай» (это - заварка),  и «Кипяток». Чай с молоком – национальное блюдо, поэтому он всегда горячий. Он не просто приятный, но и сытный. Кроме основных приемов пищи есть полдник. Сегодня было: четыре толстых печенья с рисунком поросенка и две мандаринки. К чему я это говорю? Столько съел за весь день, а мысль одна: есть хочу! Через десять минут начнется ужин, в семь вечера. Вот к чему приводит праздная жизнь: к хорошему аппетиту. Теперь понимаю, почему утром на приеме у врача меня тщательно взвешивали. Для врачей и персонала этой водолечебницы повышение веса пациента как почетная грамота: не зря старались!

На ужин ко мне подсели две женщины. С одной уже был рядом в утренней очереди к врачу. На этот раз спросил их, как зовут. Таня и Аня. Так и представились. Назвал себя в том же духе. Татьяна – дошкольный педагог. Анна – детский врач. Обе из Ангарска. Анна рассказала, что живет с сыном, которому еще 30 лет, она ему готовит любимые позы и чебуреки. Сын купил ей позницу и нашел в Инете рецепт – потрясающий! Понял, почему сын Анны никогда не женится (чрезмерная забота мамы). Татьяна, как и я, бывала в Ниловке (бурятский курорт в Тункинской долине), где подружилась с такой же хохотушкой (ее выражение) из Шелехова, работающей продавцом. Любимое блюдо – чебуреки. Из-за них проделала тур в Аршан, где есть замечательная, хоть с виду неприметная, позная. Ах, какие там позы! Позы – бурятское блюдо вроде больших пельменей, по-бурятски - буузы. Анна в Жемчуге (там же, в Тункинской долине) бывала в ноябре по льготной цене в пансионате «Красная поляна». Сошлись они на общей любви к бурятскому блюду из вермишели с мясом. Вот название забыл.

14 марта, вторник. Морозное утро. Небольшая пробежка до столовой явилась маленьким плюсом к утренней зарядке, проделанной в номере. На входе в столовую меня удержала Анна с разговором о минеральной воде, которую не употребляет – боится умереть, так как однажды в Аршане перепила минералки, отчего у нее сильно болел живот. Затем пригласила меня по утрам заниматься скандинавской ходьбой:
- Я покажу Вам набережную, это сворачиваете по Майской…
В тех местах я вчера уже побывал на пробежке – мимо стационара и родильного отделения, находящегося в бараке-развалюхе. Не поверил своим глазам, когда с трудом прочел на старой вывеске наименование. На крыльце стояли две женщины, поэтому сделал вывод, что заведение работает.
В столовой завтракали вместе с Татьяной. Она говорила о питании, спрашивала о Шумаке. У нее – травма колена, возраст травмы 18 лет.
– На полке стоит настойка золотого уса, уже стала коричневой, года три стоит, никак не займусь.
- У Вас ваше лечение и здоровье стоит на полке, а Вы обращаетесь к белому халату. Отдайте золотой ус мне, я найду применение. Есть рецепты Болотова с золотым усом.
Пожелал ей приятного аппетита и вышел. Она живет в гостинице на первом этаже, чтобы не подниматься по крутой, как она считает, лестнице. Вначале ей давали номер 8. Вчера, когда узнала, что у меня седьмой номер, сказала:
- Знала бы, не отказалась. Были бы соседями.
На приеме у врача мило побеседовали. Юлиана Александровна, буряточка, как и почти весь обслуживающий персонал, добавила по моей просьбе еще две ванны – до десяти. Раньше, говорят, делали их ежедневно, мне же прописала через день.
Петр, тоже бурят, медбрат, заведует физиолечением. Мне провел первый сеанс электрофореза, причем, через каждые две минуты прибегал и спрашивал: все ли нормально? С нашими медсестрами в профилакториях сравнения нет. Допустим, надо ему выйти. Подходит и предупреждает, что если сигнал будет – минутку надо подождать, когда он придет. Так и случилось. Я вставать не стал – он тут же подошел. Предложил дополнительно процедуры за 100 рублей. Но мне больше ничего не нужно – моей травме плеча подходит покой. Он это сразу понимает и соглашается.

После полдника с Анной сделали обход поселка по набережной Заларинки, затем она пошла дальше, а я залез на гору, с которой снимал виды. Набережная – это дорога, идущая по берегу речки. Поясняю для тех, кто гулял по набережным Черного моря. Какое-то время я размышлял: где же набережная, о которой говорила спутница? Это оказалось эпитетом к местным достопримечательностям: набережная, блестящий снег, какие дали манящие, чарующие звуки переливов Заларинки…. Все говорилось с таким восторгом, что я не сразу понял, что это – возвышенное отношение женщины к данному курорту и своему отдыху. На самом деле, и дорога и склон берега и лед реки унавожены крупным рогатым скотом и табунами лошадей. В одном месте дороги, с чересчур размокшей навозной жижей, где нам пришлось спуститься на лед, чтобы не испачкаться, Анна, смутившись, сказала:
 - Это уже не набережная.
 Мы прошлись вдоль берега, где речка не покрыта льдом. Как ни прислушивался, звуков переливов не услышал. Видимо, надо ходить одному, чтобы слышать. Зато увидел, как из трубы выливается вода. Труба была главной целью похода. Анна спрашивала:
 - Неужели вся река течет отсюда?
Поднявшись, мы не увидели, где труба берет начало. За дорогой низина была покрыта снегом. На эту тему общительная Анна стала расспрашивать мужчину, оказавшегося рядом. Он прибыл из Заларей – машина стояла поодаль. Во время беседы ко мне полез бычок, перешедший через дорогу. Пришлось его сфотографировать.

 Обойдя гору, Анна отправилась дальше по дороге. Мне не хотелось месить слякоть. Перелез через гору с трудностями – то снег то раскисший грунт с южной стороны, скатился с северного склона в глубоком снегу к дороге, потерял из виду Анну, не дождавшись – вернулся. Гора оказалась насыпной – из отходов гипсового производства. Шлам похож на мелкую щебенку. От быстрой ходьбы вспотел, а при лечении нельзя переохлаждаться. Принял душ (цивилизация!) и разобрал шахматную партию до ужина. Анна вернулась позже. Сказала, что ждала меня возле горы и звала по имени, думая, что я еще где-то там. Обиделась и сказала, что больше со мной не пойдет. Она прошла чуть ли не до поселка Заречный. В таких прогулках надо рассчитывать только на себя. Однажды на подобной прогулке меня так же оставили, обойдя стороной. Но это было в лесу. До поселка по тропке оставалось шагать три-четыре километра. Я не знал, что делать. Тоже кричал по имени: «Саша, Саша!». Пока шел, встречных туристов предупреждал, чтобы ему сказали, если встретят, что я вышел. Когда дошел до искомого пункта, увидел этого человека со спокойной улыбкой на устах и вопросом: «Дошел?». В этом случае могу сказать, что меня кинули. Но Анна ушла самостоятельно вдаль, по асфальтированной дороге, хоть и грязной. Сколько мог, подождал ее. Когда шел, оглядывался: не показалась ли вдали? Но ждать полчаса или час на ветру, когда вспотел, разумно ли? Поселок на виду. Поэтому совесть моя осталась спокойной.

15 марта. Утром после завтрака поработал в Интернете. Оказалось, что по утрам можно хоть что-то делать: открывать окна в Одноклассниках, посылать письма на почте, по мелочи скачивать. После обеда можно только открыть браузер и смотреть в него. После звонков – десятиминутная пробежка, получается не меньше километра. Утром бегать хорошо – нет грязи и снежного месива. Кроссовки на льду хорошо себя ведут. Добежал почти до стадиона. На стадионе делать нечего – весь в снегу, Анна вчера все показала и объяснила. На стадионе, кроме трибун, есть широкая труба, идущая из-под земли, с лесенкой. Не сразу догадались, что это – приспособление для «олимпийского» огня: зажигают в дни районных соревнований и праздников. 
В обед за моим столом оказалась молодая женщина по имени Оксана. Только что приехала из Иркутска. Еще не знала, где устроиться. Кроме санатория можно жить в гостинице. С обеда Татьяна сводила ее к себе в номер. Оксане понравилось, но свободен был только восьмой номер – на 4 дня. Потом приезжает бронь. Решила жить в корпусе санатория – пока одна в двухместном номере. После обеда погулял. Пришел к двум часам на массаж, но массажистка задерживалась. Петр, медбрат по физиотерапии, вышел и сказал, что Альбина проспала, придет через 10 минут. Пришла через двадцать. Но зато массаж у нее такой, что можно ждать и час. Длится полчаса, все мышцы прорабатываются многократно. Очень старательная. Сказал ей, что из всех массажей, что я испытывал, у нее – лучший. Потом оказалось, что я не один такого мнения.
В полдник Анна предупредила, что в половине шестого в корпусе санатория будет выступать школьница, местная поэтесса. Так и получается, что расписан весь день.
Вот объявление, висевшее на кассе: «Уважаемые отдыхающие! Сегодня, 15 марта, в 17-30 состоится встреча с увлеченным человеком, пишущем детские стихи, сказки – ученицей 4 класса Новонукутской школы КАТЮШЕЙ ШОДОНОВОЙ. И еще вас ждет рассказ о достопримечательностях Нукутского района. Мы ждем вас в холле первого корпуса».

На входе в жилой корпус пришлось одеть бахилы – чистоту соблюдают. В основном, рассказывала библиотекарь по имени Тамара Ивановна. Принял ее за музейного работника, потому что из ее уст узнали всю историю Нукутского района и его героев. По рукам слушателей ходили альбомы и книги. Главное, что узнал: видное отовсюду предприятие «КНАУФ» - градообразующее, в 90-х его закупили немцы. Находится в двух километрах от райцентра среди терриконов (отвалов породы). Говорят, что и сам райцентр находится на гипсовых залежах. По словам ведущей кое-где бывали провалы – гипс слабая порода. Так же утверждает, что это – единственный источник гипса в Иркутской области. Пятьдесят лет назад перенесли корпуса санатория, которые стоят до сих пор, из села Нукуты. Почему, не понял, так как затопление Братским морем его не затронуло. Нукуты – по-бурятски означает яма. Таким образом, понятие «яма» перенесли на эту возвышенность. Таков был смысл ее речи. Основной корпус, где находятся врачи, физиопроцедуры и столовая, раньше был поселковым домом культуры. Дом культуры построили новый – теперь он напротив. С тех пор санаторий «Нукутская Мацеста» обрел нынешнюю форму.
Получила возможность выступить и юная поэтесса Катя. Хотя анонсировалось наоборот. Бурятская девочка прочитала свои четверостишия и «сказку» о мальчике, который зажег костер в неположенном месте, от чего чуть не загорелся лес. Сказка похожа на притчу. Катя держалась достойно перед аудиторией, несмотря на молодость, а мы еще посмотрели ее публикацию в журнале «Сибирячок». Видимо, будущая знаменитость.

16 марта, четверг. Пробежка по улице Гагарина – сделал кольцо до гостиницы. За это время помыли в номере. Старшая горничная спросила, почему не мыли вчера? Я сказал вчера горничной, что у меня чисто, можно не мыть. Разуваюсь я на газетку у входа. И вот опытный глаз все заметил – видимо, пыль. Попросил не ругать горничную: мол, сам виновен. Понял, что вмешиваться в технологию гостиничной жизни не стоит. Ситуация приятно удивила. Уровень гостиницы достаточно высок. Например, «люкс» на базе отдыха в Кучигере (термальный источник на восточном берегу Байкала) означал, что комната с телевизором на втором этаже, столовая и вода внизу, а туалет в пятидесяти метрах от здания. Здесь: одноместный номер просторный, широкая кровать с удобным матрасом, солнечная сторона (мне повезло – даже можно позагорать из окна), телевизор и мебель новые. Санузел еще имеет душевую кабину – дважды уже пользовался, и даже фен есть. Есть кабельный Интернет, причем, логин и пароль мне не понадобился – ноутбук настроился сам, хотя не сразу. Еще ежедневная уборка в номерах. Видно, что держат марку. Возможно, мне передалась восторженность Анны. Но это факты. В отличие от жилого корпуса санатория (их два, второй работает летом), которому полвека от роду. Телевизор там в холле, звукопроницаемость идеальная – все слышно в номере. Анна рассказывала о мужчине, уехавшем вчера. Тот любил материться, это ей нравилось. Видимо, такой добрый русский матерок. А голос его я слышал в столовой – бас.  Анна отзывалась о нем с теплотой: мол, Эдуард влюбился в нее, ждал, чтобы проститься, когда уезжал, а она в столовой беседовала с Татьяной. У него слезы были на глазах. К нашим русским темам, которые неискоренимы – дороги, дураки, воры – можно смело добавить мат. Это вечно. Возвышенным натурам лучше переехать в какое-нибудь племя, где просто называют вещи своими именами и ходят раздетыми. Вывод такой: если ехать сюда на лечение, то необходимо заранее бронировать место в гостинице. Стоимость гостиницы учтена в общей цене путевки в санаторий. Если сегодня путевка стоит 1700 рублей в сутки (здесь лечение, проживание, питание), то стоимость проживания вычитается и эта сумма выплачивается в кассу гостиницы – такой интересный договор существует между санаторием и гостиницей.

Так как Альбина перенесла массаж на 11-30, ванны сегодня нет, то после обеда с Николаем из Тулуна, договорившись в столовой, совершили прогулку в дацан. Пока шли, Николай рассказал о себе. Он родился в Тулуне, потом уезжал в Амурскую область, 18 лет там пробыл, вернулся в Тулун, а работает теперь вахтовым методом на нефтяном месторождении в Иркутской области. Попутно сделали снимки мечети и православной церквушки, стоявших рядом. В дацане, кроме нас, оказались женщина с молодым человеком, приехавшие на машине. Они сразу обратились к ламе по поводу ребенка. А мы пошли по кругу. Я положил светлые монетки, как напомнила женщина, именно светлые, в урну с щелью и перед ликом Будды.
Правда, вначале была неловкая ситуация. Женщина у входа сказала Николаю:
 - Надо обязательно светлые монетки кинуть….
Куда кинуть, не разъяснила. Это – буддистский храм. Везде свои тонкости. Войдя и поздоровавшись, я спросил автоматически: - Куда кинуть монетки?
Простота хуже воровства. Шли просто поглядеть, как туристы. Но зайдя внутрь помещения, мы уже – посетители храма. Надо следить за словами. Сидящий в центре за столом бурят с чисто выбритой головой переспросил:
 - Кинуть? Кинуть можно на землю! На улице кидайте.
- Нет, нет, мы с полным уважением…
Тут женщина к нему обратилась с вопросом, и мы пошли дальше. Дацан свободен для посещения, но это – не туристический объект, надо помнить. Обойдя круг, мы остановились перед служителем храма. Я сказал Николаю фразу «Ум мане падмэ хум» и добавил, что эту фразу в буддийских храмах обычно пишут. Обратился к служителю.
- Скажите. А вы – лама?
- Лама, - он кивнул головой.
—А ваше имя?
- Баир.
- Очень приятно. Скажите, я раньше бывал в настоящем дацане – в Ниловке. Там он стоит возле песчаной священной горы. Я думал, что дацаны ставят возле гор.
- В Ниловой Пустыни? Настоящий… Там дацан строила фирма из Улан-Удэ, поэтому и построен, как следует – с такими деньгами. А у нас строится на пожертвования простых людей, денег немного, поэтому и строимся долго. Правильно ставить дацан, чтобы гора была позади, а впереди – дорога и река. Здесь условия соблюдены. Мы выбирали с учителем. Позади гора Хашхай, она поодаль. Учитель увидел, как на траве конь кувыркается. Тут же указал, что это место для Унгинского дацана.
Горы рядом я не заметил – вроде как степь да степь кругом.
- Так вам обязательно это надо представлять, как легенду, как историю создания дацана. Это будет людей привлекать. У вас дацан на самом высоком месте. Говорят, что Нукуты по-бурятски означает яма.
- Это ошибка, - ответил лама. – Нукхэ – яма, а НукхУт – это друзья. Сами буряты неточно переводят, некоторые не знают бурятского языка.
- Я, кстати, сказал слово настоящий - о дацане в Ниловке. Его просто основали тибетские монахи, приезжали из Тибета. В соседнем селе есть музей. В этом смысле – настоящий. Там он стоит у песчаной горы. Есть легенда, что Нойон-Бурхан на коне прилетел, и конь копытами насыпал эту гору.
- Мы основываем на современных представлениях дацан. Его можно нам основать самостоятельно. Что такое буддизм? Некоторые говорят: я буддист. Спрашиваю одного мужчину, почему он считает себя буддистом. Он говорит: днем работаю, а вечером хожу в буддистский храм. Так это получается: пятьдесят на пятьдесят. (Смеется). Наполовину буддист. Тут или быть или не быть буддистом.
- Вот я занимался тибетской медициной. Сын был новорожденный, у него была желтуха новорожденного - купал его в травяных ваннах. Травы (например, зопник) брал из тибетских прописей.
- Да, буддизм это и философия, и медицина и образ жизни. Буддизм это концепция жизни, а не религия, как некоторые представляют. Дацан у нас небольшой, зато есть единственная статуя Будды, выполненная из кедра. Делают чуть ли не из бетона. Из кедра нет. Нам предстоит еще четыре дома достроить, в которых будут проводиться ежедневные молебны, приемы больных.
Так сказал лама. Молодой человек задал вопрос о совмещении на одной территории храмов разных религий. Но и тут лама нашел, что ответить: религий много, но это – отражение единого.
В гостинице залез в Интернет и узнал, что настоятелем Иволгинского дацана присланы в Унгинский дацан произведения древней буддийской живописи.

«9 февраля буряты Байкальского региона отметили приход года Синей курицы. По обычаям, зажжен очищающий костер, в котором сгорело все плохое, что накопилось за прошедший год. Верующие написали записки с именами родных, близких, и ламы в бесконечных молитвах просили для всех здоровья, процветания и благополучия.
Сагаалган длится месяц. В это время принято навещать родню, встречать гостей, оказывать почет и уважение старшим, щедро угощать всех блюдами молочной кухни. Считается, что все помыслы в это время должны быть чистыми, ясными, миролюбивыми.
Строительство Унгинского дацана велось шесть лет и еще не окончено. Место для храма выбрано согласно всем буддийским канонам» - из заметки в местной прессе.
(Когда вышел на работу, спросил сослуживца Степана о звучании слова «друг» на бурятском языке. Степан – чистокровный бурят, постоянно ездит в Усть-Ордынский национальный округ к родственникам. Оказалось, что бурятского языка он не знает. Прав был лама Баир).

17 марта. Получился казус: на ваннах персонал отдыхает с 12-ти до двух часов дня. Я пришел в 12-00, мне только сказали: обед. Раньше не мог, потому что массаж Альбина перенесла на одиннадцать часов.  Пришлось ванну перенести на два часа дня. В это же время был смотр художественных коллективов района в Доме культуры, площадь была забита автомобилями. Концерт шел до четырех часов. Ванны тоже – до четырех. Как сказала Оксана, было весело и задорно, особенно ёхор – бурятский танец.

После полдника Анна предложила сходить до инфекционного отделения районной больницы – обещала показать. Одет был легко, но не стал заходить в гостиницу. Хотя руки держал в карманах, ноги подмерзли, потому что прогулка затянулась на два часа. По улицам слякоть, тротуаров нет, приходилось идти по лужам или по снегу – в обход проезжей части. До позднего вечера отогреваюсь. Надо узнать, есть ли здесь баня – в воскресенье нет процедур. До выхода Анна сказала, что она очень молчалива, даже с сыном в машине не разговаривает. Я улыбался в ответ, потому что понял, что предстоит лекция на свободную тему. Конечно, я многое узнал о жизни Анны и ее сына в Ангарске, увидел ужасный покосившийся домик с вывеской «Инфекционное отделение» на окраине поселка, затем посетил сосновую лесополосу с лыжней на другой стороне райцентра, но стоило ли это моего здоровья? Анна постоянно и помногу ходит, а выглядит на 15 лет моложе. Ей оказалось 65 лет. Я предполагал, что 50-55 лет. Оксана, по моей просьбе, назвала точно: 55 лет. Вот что значит регулярное движение – для организма. Она педиатр, постоянно по работе посещает детей на дому. Как сказала, обслуживает 6 «А» микрорайон в Ангарске. Кроме этого, дважды посещала местный санаторий. Через год приедет в феврале, чтобы не было слякоти.

За ужином Оксана рассказала, что Баир-массажист предупредил о возможности осложнения, даже если голова находится на ванне – от прохладного металла. Я вспомнил, как меня об опасности осложнения предупреждали несколько раз во время поездки в Кучигер – термальный источник на востоке Байкала. Поэтому надо внимательно прислушиваться к советам местных работников и жителей – видимо, бывали тяжелые случаи. По Баиру, надо после лечения месяц еще беречься и не мыться. Насчет «не мыться» - как это выдержать?

18 марта. Суббота, поэтому пришел в ванный корпус сразу после завтрака. А он оказался закрыт на замок с цепью. На улице был морозец. Кто-то из местных говорил о 25-ти градусах. Что делать? Морозиться нельзя, решил сходить до гостиницы. Вернулся к девяти. Оказалась очередь – около 10 человек. Надо было сразу идти в жилой корпус, он рядом, там очередь и стояла. Мне это было неизвестно, хотя мысль приходила – зайти туда. Мысль пришла в голову, а ноги ушли гулять. Но к десяти ванну принял. Потом – электрофорез с этой же сероводородной водой на больное место – левое плечо (электроды на оба плеча) и массаж (кроме больного плеча). До массажа успел сделать зарядку в зале ЛФК (кабинет лечебной физкультуры), там же есть тонометр – измерил давление (слегка повышено, видимо, из-за ванны и процедуры). Так как история массажистки мне полностью известна, ее вчера рассказала на прогулке Анна, то посоветовал ей делать такой массаж своему мужу, лучше с утра, чтобы у него мыслей других не возникало, кроме как о доме (массаж спины и поясницы). Один муж, отец ребенка, запил – выгнала. Сейчас второй – опять непорядок. Разумеется, ей о своем знании – ни слова. Говорят же: много будешь знать – быстро состаришься. Анна все ухватывает – разговоры рядом находящихся людей, анализирует, сопоставляет с предыдущим знанием, и у нее составляется целостная картина ситуации. Массажирует ее Баир. Она услышала беседу с Альбиной, которая работает за занавеской. Ничего крамольного. Альбина лежала в инфекционном отделении с сыном Денисом, которому сейчас 2 года и 8  месяцев. Вот она и пожаловалась Баиру, что там сквозняки, грязь. А мы с Анной поглядели снаружи на инфекционное отделение: насыпнушка – здание бывшей начальной школы, опилки высыпаются наружу, фундамента нет, общий вид – покосившаяся избушка на курьих ножках. Вывеска такая же старая, какой представляют бабу-Ягу. Такое зрелище меня повела вчера смотреть Анна. Не для слабонервных.

Выходя из здания санатория, встретил раздетую (без верхней одежды и головного убора) Альбину с Петром. От них услышал «До свиданья!». Попрощался. Завтра процедур нет – воскресенье. Куда ж ходили медработники? Ответ: покурить за ограду – санаторий огорожен, но пройти можно только через тротуар центральной улицы, служебного выхода нет. Об этом мне поведала та же «молчаливая» Анна, которая все знает. И мороз не помеха. Анна вчера говорила, что и она, когда была студенткой мединститута, покуривала. Тогда были хорошие и доступные сигареты, которые ей нравились: «Стюардесса», «Опал», «ТУ-134». Особенно ей по  душе был «Опал», пока в какой-то момент она не решила для себя, что от этой горечи толку нет, зато кожа лица стала желтеть. Поняв это, бросила окончательно. Вообще для меня странно, что медики, то есть, воспитанные и обученные пониманию, как быть здоровым (профилактика), как привести здоровье в порядок (лечение), на что государством или самими людьми были потрачены сумасшедшие деньги, сами же издеваются над собственным здоровьем – за собственные деньги. Я могу сделать только один вывод: не тому учат их. Мы видим, что медицина, в основном, занимается «впариванием» препаратов иностранного производства. Хотя подавляющее большинство заболеваний можно предупредить или излечить натуральными средствами: минеральные воды, грязи, местные травы, рефлексотерапия. Когда-то говорил мой маленький сын: «Курит – здоровье дурит». Лучше не скажешь.

19 марта, воскресенье. Утром пробежка до завтрака, так как время завтрака сдвинуто на полчаса позже. Пробовал испытать ультразвуковой отпугиватель, но свора собак была поодаль и ко мне не подходила, а мелкая собачонка, тявкая, побежала спокойно за мной от своих ворот – не реагировала. Возможно, батарейка села. У «Кроны» - срок годности небольшой. Пока бегал, горничная взялась мыть в номере. Меня не было минут 15, пробежал круг, не торопясь, а горничная решила, что ушел на завтрак. Я - вспотевший, надо умыться, а она моет раковину в санузле. До пояса разделся и жду. Дверь в коридор открыта настежь. Пришлось попросить. Умылся, оделся и ушел на завтрак. Вернувшись, поблагодарил за чистоту.
На завтраке Оксана сказала, что прочла на ночь «Девочку Лизу» и хорошо уснула.
Я добавил: - Сказка на ночь.
Оксана: - Начала читать, и захотелось прочесть до конца. Понравилось. (Увидев мой вопрошающий взгляд). Не помните?
Я решил, что она говорит о новогодней пьесе «Залари вы мои, Залари», которая в ее гаджете не загружалась. О пьесе я сказал Оксане только потому, что она родом из Заларей. Там же у нее живут родители. Обычно я о своих литературных опытах никому не говорю. Она, видно, начала смотреть по всему списку моей страницы. Значит, рассказик получился. У Оксаны сломались очки. Вторые она теряла, потом нашла в кабинете физиопроцедур, но они ей не нравятся. Пообещал отремонтировать. После десяти утра пошел по магазинам. Рядом есть магазин «Статус», где в расписании написано, что в воскресенье работает с 10-00 до 15-00: закрыто. Пошел через площадь Дома культуры. Хорошо, что населенный пункт сельского типа, где магазины смешанные. Зашел в продуктовый, в нем отдел попутных товаров, где нашелся суперклей. Заклеил очки, сейчас на подоконнике сушатся под солнцем.

Оксана, видимо, глядя на мои «золотые» коренные зубы сказала, что у нее есть знакомая, вернее, мать ее подруги, которая живет недалеко от Тырети (по железной дороге следующая станция за Заларями на запад), по фамилии: С-ва Галина Григорьевна. У нее выросли коренные зубы. Оксана даже может дать ее телефон. В Одноклассниках тоже есть. Оксана сама видела эти новые зубы. После завтрака поискал в Одноклассниках, нашлось 30 С-вых Галин возрастом 75 лет, одна из Иркутска. Зашел к ней, вся лента о Путине и немного эзотерики (просвещенные учителя). Похоже, не она. (Потом Оксана уточнит, что именно она).

После обеда в столовой пришлось задержаться. У Оксаны разболелась голова – легко оделась, решила, что уже весна. А здесь еще конец зимы, в эту субботу, вчера, отмечали Новый год по-бурятски. Этому и был посвящен концерт в Доме культуры.
 Пришлось полечить ее биополем – давно этим не занимался. Если придет на полдник, узнаю: помогло ли. Делал в присутствии Татьяны, но она мне только мешала разговорами, хотя и доброжелательными. После биомассажа надо отдыхать, а она сбивает эффект лечения. Любой разговор отвлекает внимание. Если вслушиваешься в смысл, то идет передача энергии, в этом суть. Но в следующий раз, сказал, будем делать только в присутствии Татьяны. Надо уметь работать в любых условиях.
За неполных два часа сходил к священной горе Хашхай. Ветер был сбоку, пронизывал двое спортивных штанов. На саму гору не пошел – не успел бы к полднику да и снег глубокий у горы. Осталось 10 минут. Как итог: фото коров на дороге, коней, добывающих из-под снега пропитание, затем еще и коз в центре города – тоже ищущих и жующих прошлогоднюю траву. Дошел до перекрестка на Балаганск и Залари. Теперь развязка дорожная понятна. В остальном, степь да степь кругом. Гора – плоская, на ней установлена вышка сотовой связи.
До ужина пришли гости. Оксана и Татьяна. Показал им фото, потом Оксане - пьесу, которая ей не по душе (много алкоголя). За пять минут до ужина сделал биомассаж Оксане, она свалилась на постель, минутку полежала, потом их попросил идти на ужин. Теперь за столом сидим втроем; за соседним столом (где сидела Татьяна и Анна) пара новеньких женщин.

В девять вечера пришла в номер Татьяна, громко постучав.
Смеется: - у меня, как Оксаны, очки сломались.
Наступила ногой. Отломила кусок линзы. Линза держится на леске. Натянул и вставил линзу, затем капнул суперклеем. Татьяна, довольная, удалилась. Много говорила и шутила. В итоге и я пошутил насчет своей молодости – тут же вышла, смеясь.

20 марта. Оксана за завтраком сказала:
- Ну, Анатолий, у вас волшебные руки. Вся болезнь прошла.
Я: - Мы можем продолжить, сегодня после обеда, например.
Оксана: - Да нет надобности. У меня опять произошел случай: хочу взять ключ от номера, его нет на месте. Подумала: может, с собой взяла и потеряла. Прошла по пути – нет. Хотела уже горничную искать, чтобы запасной ключ взять, она была в столовой. Но что-то подсказало посмотреть внизу. Увидела, что ключ упал, но доступа к нему нет, только сестра-хозяйка может достать из своей комнаты. Надо мне в дацан идти, дать воздаяние местным духам.
Оксана уже теряла очки, еще что-то. Я увидел входящую Татьяну, сказал, что она тоже сломала очки. Татьяна пришла с блюдом (на завтрак молочный суп):
 - Вы уже сказали?
Потом переходит на «ты» и зовет «Толик». Видимо, так и надо. Я всем говорю «Вы», хотя ближним – с кем постоянно общаемся – можно и «ты». Тем более, они этого хотят. Линзы в ее очках – на леске. Клей тоже пригодился.

Массаж: завершился курс – 6 процедур, попросил платно пару раз. Пусть так Альбина прирабатывает, и мне хорошо. Электрофорез – 10 процедур. На ваннах сказали, что оплачено только 8 ванн, две врач добавила на следующий день – мне не сказала об оплате. Странная оплата за лечение. Возникает вопрос: как насчитывается сумма 1700 рублей, которая выдается везде, как стоимость санаторных суток. Что в эту сумму вложено? Подвоха не ищу, в других местах все равно дороже, но вопрос в голове возник.
Оксана на обед принесла мне шоколадку «Бабаевский горький с миндалем». Объяснил, что не приму такой дар. Это от нее благодарность за очки и за все (что сделал для нее). Вот человек думал: как отблагодарить. А мне было просто приятно помочь, выручить женщину – без мысли на вознаграждение. Просто - хорошее отношение. В обед она сказала: «У Вас волшебные руки». Возможно. Вылечил ее за два сеанса (биомассаж, которому научила старшая сестра). Когда я лечил или помогал за деньги? Никогда не было такого.
Пришла Татьяна. Сказал, что с неба на стол свалилась нам шоколадка. Когда будем есть? Договорились на полдник. Татьяна – по моей просьбе – прочла лекцию Оксане, что мужчинам не дарят, а дарят или благодарят женщин. Она приводила примеры – ей палец в рот не клади, может, и с крепким словечком сказать. Кстати, так и получилось, когда я вставал из-за стола.
Но я заметил:
 - Надо расставаться на оптимистичной ноте.

Оксане оказалось 45 лет, я думал, что 30, юбилей «девичий» будет 7 августа. У меня - через неделю после нее(но в годах, конечно, гораздо больше).
 Я пошутил: - То-то думаю, что тянет меня к ней, а это Льва к Львице!
Это уже в полдник, когда я принес к шоколадке карельский бальзам. Сегодня – день Счастья, так Татьяна сказала. Выпили бальзама втроем за счастье. Женщинам понравился. Пообещали, что будут его брать, а Татьяна вспомнила, где у нее запрятано несколько маленьких бутылочек какого-то зеленого бальзама. Оксана ходила в дацан, беседовала с ламой (уже был не Баир, а Чингиз). Когда шла назад, родились вопросы. Говорит, что год невезучий: и в личной жизни, и в здоровье, и мелкие потери. Мой ответ был: сверху дают возможность набраться мудрости.
Оксана: - Да, один урок мне уже дали.
Я решил, что – лама. А она говорила об истории с шоколадкой.
Заплатил за две ванны 830 рублей. Когда зашел, Оксана стояла возле кассы – тогда и я вспомнил. Думал, что уже поздно платить. В прошлый раз касса открыта была в 14-30, видимо, до четырех вечера. Заехало сегодня (понедельник) много новеньких.

21 марта. Утром – пробежка после завтрака. Отказался от массажа ради этого. Когда выходил с физиолечения, Петр курил с Альбиной у входной двери. Раньше прятались за забором. Остановился возле них. Сказал, что начал бегать только для того, чтобы бросить курить.
- Так что давайте со мной начинайте бегать, а то мне придется курить начинать, - посмеялся. Они тоже – со мной. Молодежи всегда весело. Верится: лучшее впереди.
Сразу пошел на ванны. Обслуживала бурятка, которая в первый день строго следила за мной, чтобы область сердца не погружал в воду. Я уж решил, что требования здесь такие, хотя радона в воде нет – радон усиливает сердечно-сосудистую деятельность. На этот раз сделала замечание, когда я вышел, завершив процедуру, и беседовал с Оксаной, ожидающей ванну. Оказалось, что я должен салфетку, которую положил на резиновый коврик у ванны, убрать самостоятельно. Сказал громко:
- Я уже заканчиваю курс ванн, а вот еще новенькое узнал.
На самом деле, таких требований нет, но есть характер обслуживающего персонала. Это просто надо учитывать. Клиент или пациент получает услугу, персонал готовит услугу. Клиент платит. Клиент всегда прав. Но эта формула хороша везде, кроме Бурятии. Здесь формула: клиент всегда не прав. Хотя Петр тоже бурят, но для него клиент чуть ли не святой. Возможно, роль играет пол персонала. У мужчины - меньше слов, больше дела. В любом случае, претензии здесь не принимаются близко к сердцу. Но салфетку я убрал.

21 марта разболелась голова. На ночь натирал голову луком, спал головой в полотенце. Сон был такой: боль разлита в желто-медные лужи в виде кляксы-бабочки и этой лужей заведует Деникин. Вот такая трансформация. Деникин – потому что весь день читал его мемуары или о нем, о Добровольческой армии, документы о расказачивании, кое-что писал. Причем, утром боли не было, в обед тоже. К вечеру стала наливаться боль, как стержень внутри головы к шее. Причина: или застудил голову после ванны или последействие ванн – воздействие на глаза и отечность мозга. Склонность к этому есть. Лук явно помог.
А после обеда мы ходили с Оксаной за камешками. Она набрала 9 камешков, как ей заказал Чингис. Хотя в Заларинке находится больше шихты (колотый камень) от гипсовых разработок. В субботу, 25-го, в день отъезда пойдет к нему. Он заговорит камни от ее несчастий, видимо, так. После камешков зашли в музей. Служительница музея – морщинистая небольшая женщина, представилась, как Алла Капитоновна.  Потом нашел в Инете фамилию: ГЕРГЕНОВА.
Музей поселковый. Маленькая комнатка – экспонаты свои: старинные прялки, чугунки, маслобойка, даже ладанка есть. В большой и дальней комнатах – две выставки Виноградовой Татьяны, мастерицы из Тагны, и Беловой, фотохудожницы, из Хор-Тагны (в 40 км), обе Заларинского района. Музею жители дарят старинные вещи, мебель, утварь. Говорят, пусть сохранится на века, чем просто разрушится на чердаках и в сараях. А это чернильные перья. Их принесли жители Новонукутска. Сегодняшние школьники даже не представляют, как ими можно было писать. Особая гордость музея — коллекция останков древних животных. Этот череп шерстистого носорога — самый крупный из когда-либо найденных в Прибайкалье, который нашли школьники в Заларинке. Также здесь есть бивни мамонтов, когда-то обитавшие на территории Сибири – нашли на гипсовых разработках.

Зинаида Ивановна, что живет с Оксаной, тоже из Тагны. Сватала мне Виноградову: мол, хорошая, учительница, 45 лет, двое детей, один сын пропал без вести, сейчас осталась дочь. Когда навел справки в Инете, оказалось, что в Заларях пропадают люди. Одного полиция 9 месяцев назад увезла из Иркутска, до сих пор ищут. Полиция говорит, что, мол, сбежал. На самом деле, он был свидетелем драки начальника отдела полиции, его убили – так предполагают в статье. Еще троих полиция увезла, как пьяниц – все, якобы, повесились. Эта новость от Зинаиды Ивановны. Похоже на полицейский беспредел, но все помалкивают. Впрочем, пропадают люди постоянно – в каждом районе, по всей стране, и обычно это – молодые люди.

22 марта. На завтрак не хотел идти, но побрился, горячей водой умылся, стал получше себя чувствовать, хотя боль в голове оставалась. Зинаида Ивановна с Оксаной уже сидели. Спросили, почему позже. Пошутил, что ждал Татьяну. Она пришла еще позже.
После завтрака сделал хорошую пробежку: круг через инфекционное отделение – путь, что сделали с Анной, 3-3,5 км (23 минуты). В зеркале стало лицо нормальное, была отечность. Затем к Петру – электрофорез. Петр в своем стиле – постоянно интересуется, все ли нормально. Петр Ростиславович Степанов – фамилия русская, но он – бурят. Массажистка Кизилова Альбина Камильевна – татарка, видно по отчеству. Второй массажист Атенов Баир Викторович – понятно, что бурят. Много новых людей, постоянно поступают. Сегодня на полдник хотели присесть к нам за стол, ответил, что занято. Вскоре пришли Оксана и Татьяна.
На обед был свекольник. На второе – куриная ножка с гарниром из капусты. Кормят обильно и вкусно. Здесь я – мясоед. Кстати, голова разболелась – одна из причин, видимо, засорение организма из-за неправильного питания. Кроме того, две среды не проводил голодание. Принципы нарушать нельзя. Мужики видели, что читаю шахматную книгу. Приглашали играть с ними. Оксана спрашивала: когда турнир. Ответил ей: слабые шахматисты желают играть с сильными, а мне этого не надо, в книжках разбираю партии гроссмейстеров. Мужики в столовой: надо приз придумать! Татьяна – о Ниловке. Она приезжает в гостевой дом, название забываю – стоит на месте пансионата БРАЗа. Двор Корсакова. Говорю ей: - Давай в следующий раз туда приедем вчетвером, как сейчас (за столом).
Оксана улыбнулась.
Без пяти четыре прозвучал звонок. Время провожать Татьяну - ее курс завершился. Но я уже был готов. Пошел к Татьяне на первый этаж, ком.11. У нее было открыто, посмотрел обстановку. Предметы – те же, но у меня квадратная комната, больше пространства – можно танцевать парами. Выходя, пошутил с персоналом (Надежда и еще две старших): мол, кто меня так будет провожать? Взял сумку, дошли до столовой. На полдник был кефир с расстегаем. У Татьяны, в основном, разговоры о пище и взаимоотношениях полов, о характере Оксаны (надо быть более решительной, разговорчивой). На полднике отвечала мужикам, которые заметили, что она похожа на писательницу Татьяну Устинову (очки в золотой оправе). Мол, всю ночь об этом говорили. Татьяна весело:
- На что спорили?
Я: - Эту бутылку и пили, на которую спорили.
Оксана была на массаже. У автобуса обнялись с Татьяной. Больше не увидимся, хотя она и приглашает в августе в Ниловку. У меня другие планы.
После ужина прогулка с Оксаной по главной улице, единственной освещенной и асфальтированной. Приветствуем идущих навстречу мать с взрослым сыном ( они из Братска). Обычный маршрут отдыхающих. Местный Бродвей. Шаг в любую сторону - темнота.

23 марта. После завтрака зашел к врачу Юлиане Александровне. Вчера говорили с ней о книге жалоб и предложений. Она сказала, что их было две. Оксана говорила, что в жилом корпусе есть такая книга. Но сейчас врач уверила, что там свое, а здесь должна быть другая книга. Я посмеялся: - Тогда напишем на листке и повесим на стену.
Пригласил Оксану на пробежку – отказалась:
 - Мне массаж лучше идет.
А по мне лучше - пробежка. Сегодня голова уже нормальная, хотя ночь была со снами. Так и не могу понять: отчего разболелась голова. Возможно, чей-то негатив. Совпало с моим отказом от массажа. Альбине-массажистке не больше 25 лет, у нее много работы. Мой отказ от массажа вряд ли ее затронул душевно. Я объяснил, что мне надо бегать. Но кто? Скорее всего, застудил. Шея и раньше побаливала слева, сейчас – нет. Возможно, лук помог. Или было последействие ванн. Побежал, время 9-05.
Пробежка около 25 минут: через Майскую – у стадиона поворачиваю – набережная – вверх к «столовой» - поворот по центральной улице до гостиницы. Бег трусцой, скорость около 8 километров в час. Следовательно, пробежал около 3-3,5 км. Собак не было, подлаивали из-за заборов. Мимо черной собаки, которая вчера пыталась перескочить на цепи через забор, не бегаю. Вначале ногам было тяжело – забиты молочной кислотой, потом разбежался. Морозец, местами укатано, местами ледок, хрустит приятно, зато нет слякоти. Здесь весна трудно вступает в свои права. Читаю «Хохот шамана» по совету Оксаны. В принципе, интересно. Встречи образованного человека, психолога, вблизи Магадана с отшельником и размышления на эту тему. Кстати, прочел и свою «Девочку Лизу» - тоже понравилось.
После процедуры измерил в кабинете лечебной физкультуры, как делал ежедневно, давление: 131/92,пульс 80; до процедуры измерил трижды: со 150 верхнее дошло до 132, соответственно нижнее менялось; я заказал мысленно 128/92, пульс 83, но немного не добрал. Обычно всегда получалось. Видимо, после пробежки тонус сосудов держится долго. Потом зашел здоровенный, но полупьяный, мужик. Может и сломать тонометр. Болтал хриплым полубасом, стоя на входе в зал ЛФК, про мячи, штангу – по мобильнику. Не люблю пьяных. Хотя, это - чисто русский отдых.
На самом деле, в кабинете ЛФК тонометр неисправный, завышает примерно на 20 единиц - сказала медсестра в кабинете врача, где у меня оказалось на тот момент 120/80, вполне нормальное давление.

Книга жалоб и предложений нашлась. Оказалась единственной и той самой, о которой говорила Оксана. Написал я свои предложения и благодарности. Жаловаться мне было не на кого. Предложение было в том, чтобы пронумеровать столы в столовой, чтобы вновь поступающие не путались, куда садиться, а знали свое место. Новенькие поступают каждый день, здесь нет дня заезда для всех – отсюда путаница в небольшой столовой.  А благодарность моя только Альбине и Петру. Вместе с врачом - Юлианой Александровной - посмеялся над вторым предложением: организовать терренкур для отдыхающих. Это тот случай, когда можно говорить «никогда». Хоть и понимал это, но не смог не написать. Зато было весело.

Гора Хашхай: мифы и легенды. Мои рассуждения.
На священных горах не должно ничего располагаться. Однако на горе Хашхай стоит мачта сотовой связи. Поэтому сразу возникает вопрос: священная ли гора? По-настоящему священная гора имеет особую энергетику, которая не допускает никого посторонних к себе. Например, Китай, еще в коммунистические времена, послал воинскую часть в горы, которые имели пещеры. В пещерах, по уверениям тибетских монахов, находятся в состоянии сомати, нетленные тела предыдущей человеческой расы. Эти «люди» имеют рост 5-8 метров. Жизненные процессы в них замедлены, но энергетика такая, что не допускает близко никого. Понятно, что коммунисты посмеялись над такими предубеждениями и решили вскрыть пещеры. Итог: все воины разбежались, часть умерла, часть сошла с ума. Конечно, проверить эту информацию не могу, но читал такое. Как-то мы шли в горы с моей старшей сестрой Галиной (Восточные Саяны, тропа на Шумак), она показывала на большую сопку и утверждала, что «видит» в ней – на всю величину – человека с монголоидным лицом в халате. Я, понятное дело, не видел никого, кроме острой вершины. Но прошло время и на Байкале ко мне явилось видение размером «до неба»: человек с монголоидным лицом в халате и тюбетейке, который воздействовал на меня не менее двух часов. Это было наказание за мой безрассудный поступок, когда я с машиной провалился полностью под лед, но – непонятно, каким образом – выехал и остался живой. Тогда я с приятелем рыбачил на Малом море – возле Ольхона. Эти места - священные для бурят. То есть, священные места в моем понимании имеют живую основу с мощной энергетикой.
В разных заметках о горе Хашхай и Унгинской долине находил разные точки зрения.
Что написано на Хашхае? – разбирался такой вопрос.
 Гора Хашхай считается для буддистов Унги священной. Вопрос только в том, для какой религии — буддизма или шаманизма. И, конечно, шаманы и ламы имеют каждый свою версию. Дело в том, что на горе есть две надписи, выбитые на камне. Никто не знает, когда они появились и кем были выбиты. (Туда я дойти по снегу не сумел).
 Одна версия, что надписи — это две буддистские мантры: самая известная мантра сострадания «Ом Мани Падме Хум» и мантра очищения сознания «Ом Ара Ваза Нади». Ударение везде на первый слог. Поэтому неважно, Мани или Мане.
 Каждый Новый год здесь проводится молебен, посвященный духам этой местности, приносят им подношения. Во время молебна на горе устанавливается флажок-хийморин, что переводится как «воздушный конь». Он символизирует одновременно энергетику человека и удачу — его иногда также называют конем удачи.
Версия происхождения названия Хашхай: название горы произошло от бурятского «хаш-хэ» — «редут» или «укрепление». Миф такой. Однажды к подножию горы в поисках нового места под солнцем пришли три брата из ангоевского рода. Они заночевали под горой, а когда проснулись — над ними стоял шараманом, желтый туман. Когда он рассеялся, братья увидели маленькую девочку, в которой узнали свою младшую сестру, оставшуюся с матерью. Мать была сильной шаманкой, и братья поняли, что она умерла, а перед смертью отправила дочь под защиту братьев. Сестру приютил старший брат. Местные старейшины выделили братьям участки, где они могли расселить свой род. Старшему досталось Хашхай-унгы, долина под горой. Когда младшая сестра выросла, она без мужа родила ребенка, который впоследствии повесился на дереве, что стояло на склоне Хашхая в сторону долины. Он должен был стать великим шаманом, а стал хранителем горы.
 
Вот, пожалуй, и все. Прошел месяц после этих событий, и я понял восторженное отношение Анны к местной природе и великолепным, с ее точки зрения, видам. Все дело в лечебном действии сероводородной воды. Анна приехала в третий раз. Незаживающая экзема, причиняющая страдания и неудобства, отступила. Кожные повреждения, постоянно мокнущие, высохли, кожа стянулась, оставив рубчики. Она с радостью показывала мне руки, прежде постоянно спрятанные за длинными рукавами. Много она прошла врачей и мытарств, чтобы, наконец, оказаться здесь. А ведь сама тоже врач – педиатр.
Из земли мы пришли – питаемся растениями и плодами, земля нас лечит – грязи, воды, травы. И, что греха таить, в землю мы и уйдем – такова человеческая жизнь. Но земля и дает нам возможность жить здоровой и счастливой жизнью. Ведь иногда для нас счастье – быть здоровым.


Рецензии
Много интересного. Познавательно. Но мешает пристрастие ко многим совсем не обязательным для читателя деталям (это относится и к другим публикациям последнего времени).

Татьяна Картамышева   25.04.2017 16:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня! Видимо, надо со стороны смотреть - не получается. Пишу, видимо, для себя в будущем - с учетом будущего склероза. Сказывается нехватка времени. Хотя это не предлог.

Анатолий Просняков   26.04.2017 14:40   Заявить о нарушении