Знаете, каким он парнем был...
Летчик Алексей Назаров семь месяцев назад увел падающий самолет от станицы Новоминской Краснодарского края, а сам погиб.
Утром 23 сентября 2013 года ничего не предвещало беды. Алексей отвел дочку в школу, а затем, услышав от жены привычное «летай с Богом», отправился на работу. Закрывая за супругом дверь, Екатерина немного задержалась в дверном проеме – проводила взглядом. Он не обернулся.
- Ничего… ни предупредительных знаков, ни чувства тревоги. Это, наверное, только в кино бывает. Леша уходил абсолютно спокойным. Накануне говорили на самые обычные темы, смотрели телевизор. Единственное: в тот день мы ни разу не созванивались.
Звонки мужу между полетами были для 29 летней женщины делом привычным. Хотя бы один раз в течение рабочего дня. Так она понимала – с любимым человеком все в порядке. А еще ориентировалась по гулу самолетов. Если шумят, летчики при деле. В тот день самолеты тоже гудели. Пошел дождь – верный признак того, что с работы отпустят пораньше. Однако, Алексей все не приходил.. и не звонил.
- Тишину в доме нарушил звонок от подруги. Она спросила, летает ли Леша, а потом сказала, что самолет упал. «Ты только не волнуйся, ведь еще не ясно, кто, что и как…». Я кинулась к телефону - Леша был недоступен. И сразу поняла: это он.
О том, что Алексей погиб, Екатерина достоверно узнала утром следующего дня, от его коллег. Что было «до» – едва осталось в памяти: уложила дочь спать, принимала людей, которые печальной вереницей потянулись в дом, отвечала на чьи-то вопросы и кого-то просила осведомляться о муже – Алексея искали всю ночь.
- Жены летчиков всегда волнуются за мужей. Это нормально. Например, Леша уходил на работу в ночь, я не спала.. Он мало говорил о работе. Откуда бы ни возвращался – Душанбе, Челябинск, Уссурийск – всегда с улыбкой на лице и одним ответом: «все хорошо…». Накануне мы отправили дочку в первый класс. Так готовились, так радовались ее первым успехам в учебе….
Екатерина призналась: самым страшным было сказать ребенку, что папа больше не придет. Семилетняя София – маленькая отцова копия: та же улыбка и те же ямочки на щеках. Она обожала папу: вместе катались на роликах, рыбачили и ходили на футбол (Алексей с детства любил этот вид спорта, - прим. авт.). На стадион, что рядом с домом, девочка прибывала исключительно на отцовой шее.
- Я только повторяла: «Папа - герой, он не мог иначе, настоящий мужчина – сильный и смелый». Соня сильно плакала, потом взяла себя в руки. У нее Лешин характер-кремень. Помню, она ненадолго заснула, а потом вдруг ворвалась в комнату, где сидели взрослые: «Что, опять рыдать собрались? Мне папа приснился, просил слушаться маму и учиться хорошо!». В этот момент она была безумно похожа на отца, как будто он сам говорил с нами. У него была любимая присказка из советского фильма « В бой идут одни старики» : «Будем жить!».
Говоря о муже в прошедшем времени, Екатерина не сдерживала слез. Успокаивалась и даже веселела только тогда, когда возвращались к событиям далекого и светлого прошлого. Например, к знакомству Назаровых.
- Мы встретились в городе Борисоглебске Воронежской области. Я родом из Поворино, училась здесь на педагога, а Леша проходил летную практику. Помню, было общее мероприятие к 23 февраля: «Красная гвоздика». Я пела, он - зритель. Приглянулись друг другу, а через полгода решили, что нам нужно пожениться.
Свадьбу Назаровы отмечали там же, в Борисоглебске. Гуляли пышно и весело. Было и платье, и белый – так хотел Алексей – костюм для жениха. А в 2004-м летчик получил назначение в военную часть г. Приморско-Ахтарска. В 2005-м у пары родилась Софья.
- Казалось бы, ничем не примечательный парень: обычная внешность, небольшой рост да к тому же очень молодой. Но я сразу поняла: Леша не такой, как все. Необыкновенно галантный, ну знаете в стиле «подать даме руку», «бросить плащ в лужу». С харизмой и чувством юмора. А танцевал он как… Его все любили.
По словам Екатерины, тянулись к мужчине еще и потому, что любому делу он отдавал себя всего без остатка. Если помогает, то отдаст последнее. Если летает, то буквально растворяется в небе. Полеты были настоящей страстью мужчины. Закончив, Армавирское высшее военное авиационное училище, он за годы службы налетал больше 800 часов. К 31 году Алексей Назаров достиг звания «старший летчик авиационного звена», «капитан», «пилот первого класса». Каждый год награждался грамотами «за добросовестное несение службы».
- Как у нас проходили отпуска: неделю дома, а остальное время либо скучаем, либо ходим на полигон наблюдать, как летают другие. Он был летчиком, наверное, от Бога. Когда возникла внештатная ситуация, думаю, хотел катапультироваться, но в решающий момент вынырнул из облака и увидел огни станицы Новоминской. У каждого человека есть выбор. Он решил увести самолет, предотвратить гибель десятков людей. За подвиг он приставлен к награде «Орден Мужества», посмертно.
Алексея Назарова похоронили спустя неделю после случившегося в родном селе Кухаривка Ейского района. Люди приехали погребение из разных уголков страны.
- Два с половиной месяца после похорон я была в трансе: удалила странички в соцсетях, свою и его. Не хотела ничего знать, ничего читать. А потом очнулась: «Муж ТАКОЕ совершил, а я раскисаю – не имею права!».
Сейчас Екатерина с дочерью по-прежнему живут на съемной квартире в Приморско – Ахтарске. Молодая женщина признается: им очень тяжело. Невыносимо. Здесь каждый камень напоминает о муже, об отце.
- Только представьте…самолеты взлетают, но уже без Леши. Подумываю о том, чтобы вернуться на Родину.
А еще Екатерина хочет, чтобы рано или поздно подвиг Алексея увековечили памятным знаком. В идеале он должен расположиться на кукурузном поле – там, где упал самолет. Однако, то поле – частная территория. Значит надо найти место в селе Кухаривка или станице Новоминской.
- Хотелось бы, чтобы власти помогли если не с мемориалом, то хотя бы с местом для него. От Лешиного самолета остался хвост…Пусть люди приходят и вспоминают о поступке обычного парня. Настоящего мужчины. Сильного и смелого.
Слово матери
«КурьерЪ» связался с матерью погибшего летчика. 53 летняя Наталья Алексеевна – родители героя живут в селе Кухаривка Ейского района - рассказала:
- Страсть к полетам появилась у Леши еще в детстве. Мы никогда не отговаривали его от профессии, хотя понимали, что работа связана с риском для жизни. Очень тяжело. Никак не привыкну, что его нет. На месте крушения самолета мы с отцом не были – нет сил прийти туда…
Свидетельство о публикации №217042401585