Дом престарелых

Сегодня канун Первомая… Весь город празднично украшен, реют красные  флаги, на душе настоящий праздник - бегу на любимую работу! Еще очень рано, до работы полтора часа, но что мне дома делать, холостячке?!

Мой загс находится на втором этаже райисполкома, но вход в него со двора, не с парадной двери, где я могу столкнуться с руководством. Во дворе расставлены скамейки и поэтому создается впечатление, что это настоящий сквер для прогулок. Сегодня очень тепло с утра. Кто там сидит-то, так рано, на самой маленькой скамейке, тесно прижавшись  друг к другу? Ой, какие-то старики... и чего они тут делают? Наверное, пришли в райсобес... Пущу-ка я их в помещение, замерзнут ведь, пока придут сотрудники. Собес тоже находился в этом же здании, но на первом этаже.
"Дедуля, бабуля, идемте со мной, посидите в загсе, собес только в девять откроют. Вы тут замерзнете." "Ой, как хорошо, мы ведь в загс-то и пришли." Я подумала, за какой-то справкой, даже не удивилась и велела за мной подниматься на второй этаж. Оглянувшись, я увидела, что бабуля опирается на клюку, а дед, взяв ее под руки, сам еле передвигается. Я вернулась и спросила: "Вам какая справка нужна? Давайте, я быстро напишу ее и спущусь к вам сама." "Нет, нам никакая справка не нужна, нам роспись нужна, мы "жаниться" пришли..." Я вообще ничего не соображала...как в таком возрасте жениться, расписываться, для чего? Боясь обидеть их, я все-таки осторожно спросила: "А зачем вам это нужно?" "Ты поднимайся, мы за тобой, там все и объясним..."

Я, ошарашенная таким известием, поднялась к себе. Увидев нашу уборщицу, я спросила: "Тетя Тоня, Вы видели когда-нибудь, чтоб здесь старики расписывались? А то там идут двое, еле ноги волокут..." "А кто их знает, для чего-то нужно небось...я-то у тебя здесь только беременных невест и видела, стариков не помню..." Видя бесполезность моих попыток выяснить столь странный для меня вопрос, я быстро прошла в кабинет, чтобы тетя Тоня не начала мне рассказывать о своем житье-бытье.

Через 10-15 минут  старики сидели уже в моем кабинете. Я попросила паспорта. Открыв первый, я обомлела - год рождения 1899, у нее - 1905!!! В принципе, моя бабушка, 1895 года, на тот момент была жива. Считай, "невеста" еще, ого-го, на десять лет моложе моей бабки!

"Скажите мне все-таки, зачем вам это нужно?" "Мы живем в Доме престарелых. Уже давно. Ваня - участник революции, четырех войн -  Первой Мировой, Гражданской, Бело-финской, Отечественной... Он артиллерист. А я всю жизнь на ткацкой фабрике проработала..." "А где же ваши дети? Почему вы, такие заслуженные люди, живете в казенном доме? Это же плохо!" Варвара Семеновна, старушка, вздохнула: "У Вани оба сына погибли в войну, жена померла. А мои давно уехали в Россию, забыли про меня. Я ведь тоже фронтовая вдова. Замуж не выходила, детей "рОстила", оперились и улетели... Мы с Ваней давно любим друг-друга, но вот нам бы комнатку, а без росписи не положено. Столько мы просили диреХтора, но он не слушает нас..." Вот в чем дело... "Но у нас месячный испытательный срок, как с этим быть?" "Дак мы знаем, соХласные мы, столько ждали-то..."

Я была в замешательстве... Решила подождать своих коллег, но сама в это время за них заполнила заявление о вступлении в брак. Остановилась на дате подачи. "Слушайте меня внимательно. Если директор спросит, как вам удалось расписаться сегодня, скажете, что заявление подали давно, еще месяц назад, понятно? Я вас прямо сейчас и распишу."  Они оба радостно закивали. И я задним числом поставила дату подачи заявления.

Минут за двадцать я успела все оформить. Иван Петрович дрожащей рукой расписался в двух местах. Варвара Семеновна... поставила крестик! Она была безграмотная! Хотя, что я удивляюсь, моя любимая бабушка тоже не умела читать, за все ставила крестики.

После моего торжественного вручения свидетельства о браке, Иван Петрович прослезился, а Варвара Семеновна засияла от счастья. Я не смогла у них попросить даже госпошлину... Что такое "рубь писят" для заведующей загсом? Мелочь, не более...

После этого они бодрячком встали, расцеловали меня и счастливые ушли.
На следующий день они пришли снова. Но совершенно другие, помолодевшие, даже походка у них изменилась! Что значит - любовь!

В руках у "новобрачной" была авоська, через клетки которой во все стороны торчали куски газеты. В этот момент в моем кабинете находился мой будущий муж, Генка, который быстро встал и уступил место деду. Варвара Семеновна поставила авоську на мой стол со словами: "Спасибо тебе, внученька, ты нас так выручила. Мы теперь вдвоем, как настоящая семья, телевизор вместе смотрим, я ему ноги мою на ночь, все раны сама смазываю, спим на одной кровати." Мне стало неловко, и я начала отнекиваться, пытаясь вернуть "взятку". Бабуля была неумолима и все буквально высыпала на мой стол. От увиденного я улыбнулась: в газете были банка тушенки,  банка сгущенки, плитка шоколада и бутылка вина. Они так старались мне угодить! Я горячо стала их благодарить, а мой жених почему-то еле сдерживал смех. После их ухода он мне высказал: "Ну, Кадырова, дожила… взятки беРЕШЬ натурой, на войну что ли  собираешься? А вино  такое пьют только алкаши..." Он не успел договорить, как я шарахнула его по голове журналом входящей корреспонденции и... заплакала. Он стоял в полном оцепенении и только мямлил: "Ты что, я же пошутил..." Я успокоилась и рассказала об этом деде, все как есть. Генка внимательно слушал, а потом несколько раз произнес: "Прости меня, пожалуйста..."

Подошел месяц к концу, и я, стала подписывать все акты за это время, бегло скользя взглядом по графам записей. И вдруг... Трофимов Иван Семенович, 1889 года рождения, место жительства - Дом престарелых, диагноз - дежурный, "атеросклероз, острая сердечно-сосудистая недостаточность".

Мне стало не по себе... даже месяца не прошло, а ведь как они радовались, бедные... Через несколько дней пришла Варвара Семеновна, вся черная от горя, на голове черная косынка. "На, забери уже, мне оно не нужно..." С этими словами она протянула мне свидетельство о браке. "Оно у Вас должно остаться, как память..." Я не могла подобрать никаких слов для утешения, да и помогли бы они этой несчастной старушке?!


Рецензии