Витки времени. 1 книга. Школа философии истории

Витки времени.


Книга первая. Школа философии истории и мистического восприятия.


Солнце над городом.
-- Сегодня опять не будет ни облачка? – Спросила Дина, заходя в комнату, где завтракали ее мама и папа.
Диктор по телевизору рассказывала о военном конфликте между Израилем и Палестиной, но мама приглушила звук, когда дочка появилась на пороге.
-- Да, по новостям еще неделю продержится жара. Температурный рекорд… -- задумчиво произнес Михаил Петрович, отец Дины.  – Как прошла Олимпиада?
-- Ой, там были очень странные вопросы, о назначении человека, о предпосылках в исторических событиях, о животном и растительном мире. Но, кажется, я справилась.
-- Будем ждать результат, -- подытожила мама Дины и отправилась собираться на работу. В это время зазвенел телефон. Аппарат стоял в прихожей, и Дина не слышала разговора. Но через минуту мама вернулась в комнату с сияющим лицом.
-- Ты победила в Олимпиаде. Тебе предлагают продолжить обучение в Высшей школе Философии истории и мистического восприятия.
Дина достала планшет и нашла описание школы. Семилетнее обучение, проживание на территории школы, стажировки по всему миру, изучение 9 языков на выбор. А вот и фотографии – старинное здание, напоминающее архитектуру стиля ампир, с колоннадой и фронтоном. Большой парк с озером. Учитель биологии в восточной тунике среди экзотических растений. У Дины разгорались глаза. Родители тоже смотрели с благосклонным удивлением. И прямо через окошко обратной связи со школой Дина заполнила анкету и получила уведомление о приеме в школу.

Дина.

Родители Дины были москвичами в четвертом поколении, русскими, насколько прослеживались корни. Отец был географом по профессии и художником по призванию. Они встретились на студенческой практике в Югославии, и назвали дочь в честь одной из гор Хорватии Динара. И с первых лет жизни в Дине пытались разглядеть то арабские, то еврейские корни. Будь она Наташей или Катей, никто бы и не спросил бы, откуда она приехала. Так, постепенно, привыкшая, что в ней видят свою татары, казахи и другие народности России, Дина стала внимательно изучать историю народов и разных культур.
Росла она в семье художников и часто выезжала с родителями на природу. Они жили в палатках, рисовали пейзажи и наслаждались красотой. Там, на склонах заросших кизилом гор, у гремучих водопадов, в пещерах, у потрескивающего всю ночь костра, она научилась слушать природу, чувствовать людей и проникать в далекие судьбы мироздания.
Перспектива учиться в школе, расположенной в лесу, на огромной территории со своим озером, фермой экзотических растений и зверинцем, будоражила ее воображение до начала осени. В перечень необходимых в школе предметов входила обычная одежда и предметы личной гигиены. Ее планшет, соответствующий школьным нормам, был единственным содержимым школьной сумки.

Предполагалось, что обучение продолжается до вечера, и возвращаться ночевать домой не имело смысла. К тому же большинство учеников приезжали обучаться из отдаленных уголков страны и зарубежья, и жили в школе до каникул, никуда не выезжая.

Первый день в школе.

Школа располагалась в загородной усадьбе, в часах четырех от Москвы.
И вот, встав пораньше, Дина в последний раз полила цветы на своем подоконнике и вынесла на улицу сумки с вещами. Впервые одиннадцатилетняя дочь покидала родное гнездышко, и родители везли ее с нескрываемой грустью.
С точки зрения здравого смысла обучение в такой школе каждый счел бы успехом для своего ребенка. Однако не всем понятная суть предметов, таинственность, окружающая преподавателей и саму территорию школы, приводили в замешательство не только родителей Дины, но и большинство пришедших провожать детей в школу взрослых.
Вместо привычных речей о достижениях школы, на праздничной линейке выступали со зрелищными, иногда даже акробатическими номерами преподаватели и учащиеся: говорили с животными, управляли огнем, подпрыгивали, как невесомые, в воздухе. Новички стояли, затаив дыхание. К третьему году обучения им предстояло выбрать, какой из навыков развивать, а пока их знакомили со всеми возможностями обучения. Родителей тоже впечатлили выступления, и со спокойным сердцем они махали детям, оставляя их до каникул в стенах странной школы.

Воистину странная школа.

При входе стоял специальный датчик, фиксирующий портативные приборы и блокирующий их работу на все развлекательные и рассеивающие программы. Учащиеся могли читать в своих устройствах только энциклопедический информацию и сокращенный вариант ежедневных новостей, а также вести переписку с ближайшими родственниками: все остальное не работало. На первом этаже был общий зал, где столики стояли по принципу кафе, и по четверо или шестеро могли сидеть вместе и смотреть фильмы, внесенные в список обязательных для просмотра. Проверка посещаемости велась простым тестированием, так что даже любители поболтать и подумать о своем во время просмотра старались не отвлекаться, чтобы не пересматривать по нескольку раз обязательные видеоматериалы.
Второй этаж отводится первоклассникам. Он имел два крыла - для мальчиков и для девочек. Внутри крыла была спальня, гостиная для домашних занятий, полки со множеством интересных книг. Каждый должен был за год прочесть около ста книг на свой выбор, и, исходя из его интересов, формировались рекомендации к дальнейшей специализации. В каждом крыле были свои цветы и животные. Учащиеся должны были ухаживать и следить за ними, приучаться слушать и понимать природу. На втором этаже жили попугаи мелких пород и кролики. Второклассники ухаживали за кошками и  Александрийскими попугаями. С третьего класса вместе со специализацией учащийся выбирал себе питомца для  приручения.
Из растений, у первоклассников был зимний сад в общем холле из лиственных деревьев и цветов, у второклассников - из хвойных и папоротниковых. С третьего года каждый должен был ухаживать за общим парком и фермой в особые трудодни, когда вместо занятий учащиеся проводили весь день на природе.
Пятый этаж школы являлся огромным залом со стеклянной крышей. Там могли собираться все учащиеся в свободное время и заниматься всем, что им было интересно: рисовать, изучать звезды, мастерить, читать книги. По стенам стояли детекторы звука, не позволявшие говорить в полный голос, а шепот не мешал окружающим.
Каждый ученик получал еду в зависимости от затраченных калорий, которые высчитывал особый тест, проводимый раз в  два месяца. Столовая находилась в особом здании, расположенном в парке, проход до нее и обратно занимал 10 минут и позволял ученикам больше двигаться, продвигаясь либо лесной тропинкой в хорошую погоду, либо застекленным коридором в  дождь и пургу.

Старшеклассники.

У Дины и других новичков старшеклассники вызывали почтенный трепет. У каждого был индивидуальный план обучения, свои учителя, поездки, стажировки. Этот, в оранжевом длинном костюме, только вернулся с Тибета, где изучал манускрипты тибетской библиотеки и буддийские духовные практики. Та, со множеством косичек на голове, изучала поверья народов Африки. Все они собирались под стеклянной крышей и делились впечатлениями со всеми, кому было интересно. Их путешествия и открытия будоражили ум, вызывали восхищение и желание подражать, быстрее вырасти и стать похожими на них.
Из старшеклассников выбирались так называемые “пестуны” для первоклассников: они учили новичков вживаться в социальные отношения с окружающими и определить, чему посвятить свое образование. Для этого каждый из выбранных на роль пестунов старшеклассник делал презентацию перед новичками в видеозале. Дине еще до представления понравилась спокойная, с твердым взглядом и уверенными движениями девушка, которая сделала презентацию о самосовершенствовании человеческих навыков, о силе характера и закалке. Дина решила, что выберет ее,  Марго, своим пестуном. Среди других новичков под водительством Марго  оказались так же Федор, Карина и Жан. Ближайший год им предстояло быть в одной команде.

Команда.

-- Ну, здравствуйте, -- произнесла Марго, обращаясь к первоклассникам, -- идемте в стеклянный зал, выберем себе уголок поудобнее.
Новички последовали за Марго наверх и уселись на кожаные пуфики у стены с изображенным на ней озером.
-- Итак, эти два месяца мы тренируем выносливость и самоконтроль. Ваша задача -- приобрести полезные привычки. Начнем с того, что каждый расскажет немного о себе и о том, какие навыки он хотел бы приобрести. Начнем по кругу, -- добавила Марго, устремив взгляд на Жана.
-- Я зовусь Жан, -- заговорил с явно французским акцентом худощавый мальчик с большими голубыми глазами. -- Я есть приехать из Парижа изучать духовность Востока. Я учу ваш язык два года. Я хочу развивать пунктуальность.
-- Хорошо, -- подхватила Марго, -- ты эту неделю будешь вставать в 6 утра и проводить зарядку. Кто следующий?
-- Меня зовут Дина. Я не знаю, что буду изучать пока, но мне интересна природа. – Дина запнулась и пожала плечами.
-- Я -- Федор. Я приехал из Сибири и меня интересуют народы севера. Я бы хотел изучать языки малых народов, чтобы собирать их предания.
-- Меня зовут Кристина. Я хочу выучить латынь и изучать средневековые рукописи.
Говорить про развитие каких-то навыков ребята явно не хотели, опасаясь, что одной утренней зарядкой их пестунство не закончится. Но Марго больше не раздавала поручений: она рассказала о слушании природы. Оказывается, ее специализацией были примитивные верования доисторических племен. Исследовать их обычаи приходилось по рукописным трудам Российского географического общества и описаниям аборигенов Австралии и Новой Зеландии. Марго несколько раз была в Новой Зеландии и с удовольствием описала природу этого края. Но теперь она хотела научить опыту первобытных племен своих воспитанников.
-- Итак, мы должны научиться освобождать ум от перескакивания с места на места, от прокручивания недавней встречи или фразы. Мы должны быть там, где мы есть сейчас. И из нашей тишины слушать голос природы. А кто скажет, что представляет природу?
-- Растения, животные, – отвечали новобранцы. – Ветра и стихии, вода рек и вода с неба, -- добавила Дина.
-- Молодцы, -- Марго одобрительно кивнула Дине. – Но что-то, пожалуй, самое важное вы забыли. ЧЕЛОВЕК – это тоже природа. Как он ни пытается царствовать и отгораживаться от нее, но он ее часть. Подумайте об этом, и воспримите себя и окружающих, как части целого. Вот тогда мы приблизимся к видению вещей аборигенами: научимся слушать и понимать. На эту неделю всем вам задание – прогуливаясь по парку, научиться очищать ум и слушать природу. Свои наблюдения запишите и сдадите мне. А пока бегите отдыхать. – Дина помахала пальцами рук. Словно крыльями, и ребята пошли на свой этаж. Кристина шла с Диной, Жан с Федором. Уходя на свою половину, девочки остановились и пожелали  хорошего дня Федору и Жану. Жан напоследок напомнил, что завтра утром они встречаются в холле для зарядки.

На девичьей половине.

Само собой, Кристина и Дина разместились в одной комнате. В их классе было двадцать пять человек, но девочек всего восемь. Поэтому в четырех отведенных для них комнатах они могли селиться по двое, при этом в каждой комнате оставалась свободная двухэтажная кровать, а девочки занимали нижнее спальное место, сделав из верхнего чердак для вещей. Все комнаты выходили в общую гостиную, где размещались полки с книгами и стоял большущий вольер с попугаями. На подоконниках были горшки с растениями, за которыми им предстояло по очереди следить.
-- Всем привет, -- сказала веселая в длинном сером платье девочка с двумя, ниже пояса русыми косами. – Я – Настя. А это моя сестра – Варя.
Варя помахала всем рукой, и Дина с Кристиной помахали ей в ответ.
Две другие, Сандра и Мариам, были из Канады. Они хорошо знали французский и английский, но сказать что-то связное на русском не могли. В ближайшие два месяца им предстояло научиться объясняться на новом языке, впрочем, все они должны были к зиме уметь понимать друг друга: канадкам был назначен интенсивный курс русского языка, а остальным – английского. Поэтому, сказав учтивое «хай, хау а ю», девочки разошлись по комнатам.
Не успели они разложить свои вещи по полкам, как переливистый колокольный перезвон оповестил о времени обеда.  В честь первого учебного дня этот обед превращался в банкет.

Столовая.

Тропинка от Школьного корпуса к столовой шла через парк. Скорее это был лес, где деревья были высажены по разным климатическим зонам. Из самшитовой рощи школьники переходили в сосновый бор, на цветочную поляну с альпийскими горками, в фруктовый сад вдоль реки. Весь парк был засажен два столетия назад, когда эту усадьбу обрел в собственность русский купец-меценат. Он свозил реликтовые деревья со всего мира, и большинство из них прижилось, не смотря на снежные зимы. Перед смертью он завещал усадьбу Императорскому обществу религиозных исследований вместе с наказом постоянно поддерживать и благоустраивать сад. И вот, два века спустя, сад благоухал ароматами трав и листьев, и каждый уголок его так и просился на картину художника, вызывая самые теплые уютные ассоциации в душе. Не случайно парк был излюбленным местом занятий и медитаций всех без исключения учеников.
Проходя по парку, Дина заметила, что уже кое-где осень махнула разноцветной кистью по кронам, и это придавало парку особый торжественный и восхитительный облик. А вот и первое наблюдение для Марго: слетающие осенние листья, как они торжественны в своем последнем танце, прежде, чем навсегда лечь в землю и стать удобрением для обронившего их дерева. Все имеет смысл, -- записала в своем электронном блокноте Дина и побежала в столовую.
Столы стояли в огромном зале тремя длинными рядами. Садились, куда придется, и обязательным правилом было уважение и взаимотерпимость друг ко другу, так что не было вальяжно восседавших старшеклассников и робко ютящихся первачков.  Принцип терпимости был основополагающим в школе, и те, кто не мог с ним считаться, надолго не задерживались в ее стенах.
Как только все уселись, профессор Игнатий, глава школы и учитель христианской мистики, пожелал всем приятного аппетита и кивнул чтецу. В центре зала за кафедрой стоял старшеклассник и, открыв Календарь религий – прочел все праздники и памятные события, происшедшие в этот день в разных уголках земного шара.
«В этот день сто пятьдесят лет назад русский царь Николай второй, избегнув от рук большевиков, вернулся к власти и заключил вечный мир с Германией перед лицом коммунистической опасности. В знак взаимоуважения станы признали верования личным делом совести каждого с доминирующим положением Православия в России как традиционной веры, и Протестантизма в Германии. В договоре упоминались древние, языческие верования славян и арийцев, и было решено создать императорское общество религиозных исследований в Санкт-Петрограде с филиалом в Мюнхене».
Дина задумалась: значит, из-за этого договора стало возможным создание их школы. 200 лет парку, 150 лет назад возникло императорское общество, и вот когда-то оно решило обосновать школу. Здание старинной постройки, скорее всего оно появилось вместе с парком, как усадьба купца, и потом было перестроено в школу.
Её раздумья прервали дежурные по столовой, разносившие подносы с едой. Горячие блюда давали в контейнерах из фольги, как в самолетах, только тут они были крепче и могли быть используемы заново после специальной обработки в посудомоечной машине. Динины родители давно уже перешли на такую посуду, в которой легко было разогревать и хранить еду, и только фарфоровые тарелки в их гостиной, которыми никогда и не пользовались, являлись отголоском древней традиции принимать пищу из круглых, украшенных узорами блюд.
В размышлениях об этом Дина и не заметила, как закончился обед. Все встали и выходили в парк: занятий на сегодня больше не было.
На обратном пути Дина свернула к озеру. Там плавали дикие гуси, у самой воды на мостке стояла Кристина и бросала крошки птицам.
-- Привет, не помешаю, -- произнесла, подходя, Дина.
-- Я придумала, что написать на задание Марго: видишь, когда я бросаю крошки и подплывают птицы, вода теряет гладкость. Но как только они отплывают, поверхность озера начинает отражать небо и деревья. И так же происходит с нашими мыслями, когда мы даем им улечься.
Девочки пошли обратно к зданию школы: вечер был в их распоряжении.

Урок истории.

Следующее утро началось с зарядки, усердно исполненной Жаном и повторенной командой Марго (они сами себя стали называть природники). Умывшись и одев свою школьную форму: белые рубашки с длинными рукавами, у девочек синие сарафаны, у мальчиков синие брюки, ребята собирались на занятия. У первого класса в расписании стоял урок истории.
Природники решили сесть все рядом – в классах столы стояли двумя длинными рядами вдоль стен, а середина была свободна. Учитель обычно прохаживался вдоль класса, имея возможность наблюдать за работой каждого ученика. В парты были встроены электронные тетради, иллюстрирующие тему занятия.
Как только прозвенел звонок, и все уселись по местам, погас свет, и в электронных тетрадях появилось здание их школы со всех ракурсов. В класс вошел учитель и твердым низким голосом произнес:
-- Школа философии истории и мистического восприятия приветствует своих новобранцев. Сегодня вы узнаете историю нашей школы.
Свет вновь загорелся, и перед учениками предстал статный высокий мужчина лет сорока, с небольшой бородкой и чуть прищуренными серыми глазами. Определить с первого взгляда, суров он или снисходителен к ученикам, было трудно. Одевался он аккуратно: обувь блестела от гуталина, а стрелки на брюках были безупречны.
-- Итак, как вы знаете, в 1917 году в России возникла опасность свержения царизма по примеру Франции. Большевики захватили Зимний дворец и провозгласили республику. Однако, оставшееся верное присяге офицерство собрало войска и быстро вернуло все на свои места. В благодарность царь Николай дал государственной Думе полномочия Парламента, подписал мирный договор с Германией и заключил соглашения с другими мировыми державами под угрозой коммунистической заразы. На этой волне и возникла идея создания школы по изучению разных религиозных и мистических идей и их влияния на судьбы мира. Интерес германцев к арийскому наследию,  британцев к кельтскому, французов к нормандскому, а скандинавов к варяжскому, объединил историков всего мира в желании осмыслить менталитет и нравы разных эпох и народов  и предотвратить их от войн, межнациональных, религиозных и гражданских. Ну, а теперь внимание на экраны.
Опять погас свет. Диктор за кадром рассказывал, как Императорскому обществу религиозных исследований удалось заметить накал нетерпимости к еврейской диаспоре в Европе. А поскольку евреи в России принимали активное участие в большевицком заговоре, было принято международное соглашение о создании еврейского демократического государства на Аляске, где в качестве добровольного эксперимента им было позволено создать систему управления на базе трудов Маркса и Ленина. С тех пор стих накал нетерпимости к еврейству в Германии и партия социал-националистов проиграла на выборах. Их ставленник, Адольф Гитлер, стал настолько непопулярен в своей стране, что вынужден был эмигрировать в Америку, где создал общество истинных арийцев. Однако псевдонаучность его взглядов постоянно подвергалась критике со стороны ученых Императорского общества и аляскинских демократов. В конечном итоге Гитлер переехал на Аляску, где изучал культурное наследие еврейского народа и пришел к выводу о его генной предрасположенности к песенному и сценическому творчеству. Именно он ввел в оборот понятие «нация бардов». Интерес к феномену аляскинских культурных достижений привлек внимание мировой общественности, и евреев стали приглашать преподавать искусство и театральное мастерство в школы всего мира.
-- В нашей школе, -- прервал видеоряд учитель, -- преподавание театрального искусства поручено внучке великой актрисы Фаины Раневской, Зинаиде Иосифовне. Наиболее способные ученики проходят практику в сценической академии на Аляске. В этом году у вас будут так же занятия по природоведению, и вести их будет индус Раджа, профессор Делийского университета, проводящий на территории нашей школы эксперименты по выращиванию азиатских культур. Хочу заметить, что его стараниями у нас в столовой часто свежие собственные фрукты. Многонациональный состав наших педагогов включает и коренного американца, преподавателя физкультуры, одного из последних носителей наследия племени Майя, Абукчича. Сокращенно его в нашей школе величают профессор Абу. У девушек кулинарию будет вести африканка Роза Абимболовна. У молодых людей – боевые искусства японец, профессор Масао. Остальные наши преподаватели – уроженцы Великой Российской державы. Разрешите представиться, я – профессор Петр Львович, родом из Польши. Замечу, что на территории польской губернии у нашей школы есть свой замок, переданный императорскому обществу польским шляхтичем в благодарность за устранение польской сепаратистской смуты, и мы выезжаем туда ежегодно на рождественские каникулы.
Все ребята весело переглянулись. Они устали от перечня имен, трудно произносимых и казавшихся невозможными для запоминания. Но Петр Львович, поляк и учитель истории, навсегда запечатлелся в памяти.
-- Вижу, вас утомили названия, -- продолжал учитель, -- расскажу о нашей системе обучения истории. В первый год ваш предмет правильней было б назвать «Страноведение» и с разрешение Его императорского величества лично все школьники делятся на четверки и проходят двухнедельные выездные стажировки в изучаемых странах. Отчетом о поездках должен быть доклад об истории, религии, культуре и языке страны. За этот год вы должны будете посетить поочередно 5 стран: Великую Британию --  Лондон и Дели, Державную Германию, Османскую империю и Китай. Таким образов, вам придется познакомиться с культурой Англии, Индии, Германии, Турции и Китая. К следующему разу вы должны разбиться на четверки, и мы определим, в каком порядке вы будете совершать стажировки. Урок окончен.

Учитель естествознания.

Следующий урок проходил на территории парка. Пока первоклассники в сопровождении классной дамы шли по парку к хижине учителя естествознания, профессора Раджи, они обсуждали, кто с кем хочет быть в четверке, и решили образовать их  по алфавитному принципу, чтобы все оказались с равными возможностями. Дина попала в четверку вместе с Шивой, Сандрой и Федором. Они нашли друг дружку глазами и помахали в знак приветствия. К этому времени все подошли к бревенчатой избе с соломенной крышей.  В дверях стоял рослый и худощавый смуглый человек и улыбался. Это был профессор Раджа. На нем была расшитая восточным узором кирпичного цвета туника и свободного кроя льняные штаны. На ногах подошвы, с боков привязанные к ступне. Но, не смотря на его странный вид, глаза профессора излучали такую глубину и любовь ко всему живому, что ребята сразу прониклись доверием и уважением к нему. Все вошли в хижину и расселись на длинные лавки вдоль стола.
-- Добро пожаловать на урок познания природы. Сегодня речь пойдет о деревьях, – сказал учитель и разложил перед учениками листья и семена разных сортов деревьев. Он показал особенности древесины, лечебные и полезные свойства разных деревьев и предложил каждому выбрать больше всего понравившееся ему дерево. Среди семян – желудей, каштанов, шишек и сережек, ребята выбрали, кто  что захотел, и пошли в парк, где под руководством профессора Раджи посадили семена. Каждый вкопал палочку с надписью на месте посева, и на полянке у хижины появилась грядка с табличками. Домашним заданием на следующий месяц было составление гербария.

Классная дама.

На этот день занятья у первого класса заканчивались, классная дама отвела их в зал для просмотра фильмов и собиралась поставить им видеоряд, но прежде обратилась с речью.
-- Меня зовут Екатерина Юрьевна. Общеклассовые мероприятия и личные вопросы – все это ко мне. Я буду следить за вашей опрятностью и манерами, и ставить поощрительные баллы. Для начала – правило приветствия учителя в вашем классе – все встают при входе и при выходе учителя из класса. Этим мы показываем почтение к нему. Мальчикам необходимо знать, что вставать красиво при входе в помещение любой представительницы слабого пола. В чем-то девочки сильнее вас, но этот навык воспитает в вас подтянутость и мужество. Девочки в свою очередь должны вести себя как барышни, а не сорванцы, смеяться в ладошку, громко не говорить, заслужить своим поведением уважение к себе и внимание. Еще одно правило, одновременно двое не должны говорить, и не тот прав, кто перекричит, а кто смолчит и даст высказаться. Крикуны и выскочки будут строго наказываться.  Моя задача воспитать в вас благородство, которое не пошатнется в любом обществе.
 После этого Екатерина Юрьевна запустила фильм. Там речь шла о правилах поведения за столом, в среде старших, в путешествиях и среди друзей. Дина несколько раз уходила мыслями от сюжета фильма, рассматривая классную даму. Лет сорока, немного полная, она была настолько обаятельной, что выполнять ее пожелания казалось само собой разумеющимся. Ее жесты были плавны, а походка женственна. С нее хотелось писать картину или сочинять стихи, настолько грациозно она говорила и двигалась. Если б сравнивать с животным, то она больше всего походила на лебедя. Дина улыбнулась своему сравнению, и тут же вернулась к сюжету фильма. Столько всего предстояло изучить, что пропускать что-то в раздумьях и потом тратить время на повторный просмотр казалось глупостью.
После этого урока поведение всех учеников сильно изменилось: девочек пропускали вперед, им распахивали дверь и помогали нести тяжелое. И сами девочки старались «держать марку»: они не шумели и не кричали, а вели себя, как маленькие барышни, подсознательно копируя манерность и утонченность классной дамы.

Снотворные курсы языкознания.

За первое полугодие ученики должны были освоить новый язык. Дина выбрала английский, все иностранные ученики в обязательном порядке изучали русский. Обучение было индивидуальным и проводилось в ночное время в обучающих снах. Перед тем, как ложиться спать, каждый ставил обучающую программу в свой планшет и во сне переносился в разные ситуации, где с ним говорили на другом языке и он понимал каждое слово, запоминая новые слова и обороты речи после пробуждения. Это напоминало живое обучение языку малыша, без правил и зубрешки.  Дина мечтала, что выучит много языков, но новые технологии помогали общаться при помощи специальной программы без изучения других языков, и обучение иностранным языкам отходило в прошлое. Однако в их школе, благодаря постоянным стажировкам в разных странах, знание языка, хотя бы на уровне общих фраз и понятий, было обязательным условием коммуникации.
Утром, проснувшись, Дина смогла поздороваться с Сандрой и Мариам на английском. Они ей ответили по-русски, достаточно чисто: «Доброе утро. Как поживаешь?»
Прошла неделя, и Дина могла уже говорить о погоде и расписании, когда шла с Сандрой на обед по парку.

Каникулы.

Каникулы для первого класса были через месяц после начала обучения. Их отпускали домой рассказать о своих впечатлениях и получить согласие на двухнедельные стажировки. Кроме того, если у родителей не было особых планов с детьми в зимние каникулы, дети приглашались в польский замок, что было очень познавательно и вызывало благоговейный трепет у первоклассников. Старшеклассники в замок уже не ездили: получив специализацию, они жили там, где лучше всего было им знакомиться с изучаемой культурой. Однако до четвертого класса все школьники грезили о поездке в замок.
Дина рассказала о своих впечатлениях, о предстоящей после каникул стажировке в Османской империи и о желании поехать в замок. На семейном совете родители согласились без Дины навестить бабушек и подписали ей согласие.
За прошедший месяц Дина отвыкла от своей комнаты и развлечений. Взятые с собой из школы материалы для внеклассного чтения занимали все ее время, и через пару дней родители осознали, что их дочка становится частью другой общности – школьников и преподавателей, уроков и полученных знаний, книг и путешествий.
-- Получай от школы все, что можешь вместить, мы не будем помехой, -- сказал на прощание отец. – Если тебе понадобится помощь или совет, присылай письмо.
Мама Дины прослезилась, услышав эти слова. Но, рано или поздно, им все равно предстояло выпустить птенца из гнезда. И, видно, наступил этот момент.

Практика в Истамбуле.

Дина в числе четверки попала на первую практику в столицу Османской империи, город Истанбул. Они жили в школе византийского наследия при Константинопольской патриархии, в границах старого города. В школе велось преподавание на греческом языке, и Дине пришлось брать снотворный курс греческого. В первый же день всех четверых повели с пешей экскурсией по городу, в бухту Золотой рог, к Святой Софии, золотым воротам и другим, памятным в истории местам.
-- Странно, -- периодически повторяла Дина. – Она была уверена, что название города Стамбул, а название страны Турецкая республика. Но, с другой стороны, она не была уже ни в чем уверена. Свои познания в географии она никогда не считала обширными, но в интернете читала про геноцид евреев и русскую революцию. Как будто некоторые события были стерты и выстроены в другой последовательности.  Чувство удивления у Дины росло с каждым днем пребывания в школе, и, наконец, выплеснулось наружу.
-- Позвольте спросить, -- обратилась Дина к греку-экскурсоводу. -- Я где-то слышала о резне армян в Турции и о победе младотурков в начале 20 века.
Дина сама удивилась: откуда всплыло слово младотурки и резня. Кажется, во время экскурсии по Москве она видела хачкар у храма Христа Спасителя, и гид рассказывал о подарке армян Москве.
-- Об этом вам будут подробно рассказывать на уроках истории, но вкратце скажу, что история не настолько статична, как мы раньше об этом думали, -- ответил экскурсовод и сменил тему.
Дине очень понравился Город. Она узнала, что по-гречески город переводится как «полис». Греки, отправляясь в Город, говорили, – в город, «стин боли», и это слово изменилось в нынешнее название Истанбул. Восточный базар со множеством сладостей, пряностей и ярких одежд. Район Галата с его средневековых построек. Практика действительно имела большое значение: все участники прониклись духом старинного города и приветствовали друг друга не иначе, как византийским словом – «хэрете».

Совет у Марго.

Дина вернулась вместе с Федором. Кристина побывала в Дели, а Жан в Лондоне. Они были удивлены, что оба города принадлежат одному государству, Великой Британии. Как раз пришло время их команде собраться у Марго. Их захлестывали недоумения и вопросы, и, как только Марго задала свое: «ну, как дела, ребятки?», Федор произнес:
-- Мы все были на практике и пришли в недоумение от увиденного. Наши знания истории и географии поверхностны и недостаточны, но мы слышали, что Дели является столицей Индии, а Стамбул – Турции.
-- А, да. Пора вам прояснить этот момент. – Марго на минуту задумалась и продолжила. – Видите ли, в истории было много жестокости и насилия, уничтожались народы, возникали неразрешимые конфликты и вражда. Императорское общество получило допуск к Штурвалу времени, как только он был изобретен. Сначала ученые переодевались и исследовали историю изнутри. Потом им дозволено было вмешиваться в курс событий при условии предварительной защиты их работы. Все императорское общество собиралось на заседание и выслушивало очередной план вмешательства. Первым витком в событиях истории было внедрение в армию белогвардейцев и возвращение к власти Государя. С тех пор общество стало императорским и получило поддержку по всему миру. Да, события турецкой революции и геноцида армянского народа были тоже подкорректированы. Но поскольку в России остался император, то и Ататюрк не возымел того влияния, которое описывают старые анналы. Многое изменилось. И продолжает меняться. Наша задача быть хранителями всех истории и корректировать то, что может избавить народы от вражды и уничтожения.
-- Ну, а если корректировкой займется кто-то неумелой рукой, и наломает дров? -- Возразил Жан.
-- Для этого вас и воспитывают со всей тщательностью. Вас избирают из самых одаренных детей. Вас учат лучшие преподаватели со всего мира. Вас постоянно тестируют и стажируют, и в конце обучения вам предстоят очень серьезные экзамены. Только после этого вы войдете в императорское общество и сможете влиять на ход истории.
У Дины и Кристины от удивления округлились глаза и приоткрылись рты.
-- Почему мы об этом ничего не знали? – Спросила Кристина.
-- Никто, кроме учащихся школы, и членов императорского общества не догадывается о корректировке истории. Кроме того, измененное событие меняет и все вчерашние новости, так что простые обыватели даже не подозревают, что история не статична. – Марго помолчала, потом продолжила совсем другим, бодрым и беззаботным тоном.
-- И вот вам следующее задание: тренируем воображение. Вам нужно научиться представлять сюжеты и описывать их так, чтобы слушатели смогли нарисовать картинку, аналогичную вашей. Это своего рода игра. Но она научит подбирать слова и фразы для точной передачи мысли. Все, разбегаемся. Теперь пусть каждый делает зарядку самостоятельно. – Добавила Марго и помахала пальцами рук, как она обычно делала.
Но никто не хотел разлетаться. Выйдя от Марго, Дина и Кристина повернулись к Федору и Жану.
-- И как вам такая новость? История не статична. Очередной виток, и мы можем не родиться, потому что наша бабушка не встретила деда, а пошла в монастырь, не разрушенный при бомбежке…
-- Но ведь, ты об этом не узнаешь, так как не родишься, - возразил Федор.
-- Как это все запутано.
-- Думаю, стоит обсудить все с учителем истории.
В этот момент они услышали шаги за углом и диалог двух мужчин.
-- Вы не защитили эту тему, профессор, поэтому смиритесь и не продолжайте ей заниматься, -- говорил пожилой почтенный голос.
-- Но ведь это безумно интересно, -- перечил другой, знакомый им голос.
-- Профессор, нет. Эта тема осуждена всем составом Императорского общества, вам нельзя идти против всех.
Ребята замерли в замешательстве, но Федор неожиданно для всех бросил в сторону сумку с книгами и шепнул: «За ней».
Раздался шлепок, сумка упала, и книги посыпались во все стороны. Дина, Кристина, Федор и Жан стали с усердием их собирать, когда из-за поворота показался профессор Игнатий и историк Петр Львович.
Посмотрев на спины учеников, преподаватели прошли мимо, не обратив на них должного внимания.
-- Какой темой занимается историк? – Спросила Дина у остальных. Ответа никто не знал, но все с очевидностью поняли необходимость это выяснить.

В библиотеке.

В библиотеке был общий зал для учащихся и отдел рукописей с трудами выпускников. Кристина подошла к каталогу, составленному в алфавитном порядке, и после недолгих поисков отыскала Дробышевского П.Л.  «Квалификационная работа на тему «Вандализм и его последствия в истории Европы».  Работа посвящалась разрушению Рима и истории варварских племен. В рукописи было много цитат на латыни, и ребята решили, что Жан, чей родной язык был французский, возьмется за снотворный курс латинского языка. Кристина должна была изучить историю средневековой Европы (о чем она мечтала и без этого), а Федор с Кристиной сделали себе копию труда историка и занялись его доскональным изучением.
-- Неужели вас заинтересовала история Средневековой Европы? -- Спросила Библиотекарь. – Вот, посмотрите еще эти статьи в издании Императорского общества. – И на планшетах Дины и Кристины появились электронные версии статей.
Три дня напролет ребята знакомились с содержанием книг и статей учителя истории. Из его трудов следовало, что в Римской цивилизации общество лишилось культуры и искусство и отшагнуло назад на несколько столетий. Эта мысль так часто прослеживалась в статьях, что было понятно, насколько ей одержим Петр Львович.

Урок догматики.

Глава школы и учитель христианской мистики вел у первого класса Догматику. Это были базовые принципы религиозного мышления, Догма в широком понимании.  На первом уроке профессор излагал общие характеристики, превращающие верования в религию. Ученики не отрываясь записывали новые понятия и определения. К середине урока у Дины настолько устала рука, что она положила ручку и потрясла рукой. Надо заметить, что школа не пользовалась тетрадями. Нужные записи делались ручкой на планшете, там же всегда были доступны нужные параграфы из учебника и дополнительные материалы.
-- Профессор, -- обратилась она к директору, -- не могли бы вы объяснить, как нестатичность истории может повлиять на судьбы конкретных людей.
Профессор Игнатий кивнул головой и произнес:
-- Судьбы этого мира не в наших руках. Люди рождаются и умирают по высшим законам. И, кому суждено родиться в этот мир, тот появится тут, не зависимо от статуса и положения в обществе. Так что все мы, при любом витке истории окажемся в этом мире. Вопрос – где именно окажемся. Этого наверняка никто не может предсказать. Поэтому мы обезопасили себя, создав анналы истории, где досконально записываются все события окружающей действительности. При очередной поправке  истории создаются уже новые анналы, но предыдущие сохраняются.
-- Профессор, -- удивленно спросил Федор, -- но если меняется история, то и анналы должны передавать только измененный ход событий, разве не так?
-- Да, если б хранилище было где-то в этом мире. Но оно находится за пределами времени, там, где события этого мира не вносят никаких изменений.
Все удивленно переглянулись. Где же могло быть такое место? Но, чтобы не продолжать обсуждение, профессор Игнатий начал диктовать список литературы для самостоятельного прочтения.  Урок закончился. Все разошлись, и разговор о витках истории больше не поднимался.

Падение Рима.

Изучение всего, написанного и изданного учителем истории показало ребятам, что все внимание профессора было направлено на момент падения Рима. Если б не варвары, человечество не забыло бы о достижениях науки, медицины, искусства и благородства. В 410 году Рим взяли вестготы под предводительством Алариха. Это германское племя подошло к стенам города и потребовало от римлян баснословный выкуп. Пока горожане переплавляли статуи в слитки и собирали нужную сумму, вестготам надоело ждать, и они вошли в Рим, грабя и опустошая его.
-- Если б не дать им войти в город, сколько людей было бы спасено, и какое культурное наследие осталось бы для следующих поколений… -- Подытожил Федор.
-- Но ведь Императорское общество отклонило эту теорию, почему? – Ребята не могли понять причины. Чтобы иметь более верную картину событий, они решили спросить мнения профессора Игнатия и самого историка, Петра Львовича.
Кристина отправилась к учителю истории. Постучав в кабинет, она вошла и увидела на учительском столе свиток, исписанный латиницей. Недолго думая, она сфотографировала на свой планшет текст. Как только она убрала устройство обратно в сумку, в кабинет из задней комнаты, где хранились артефакты далекого прошлого, вошел Петр Львович.
-- Здравствуйте, учитель. Я бы хотела изучать историю Заката Римской империи, какую литературу Вы посоветуете?
-- О, это большая тема. Вот, можете прочесть мою книгу для знакомства с проблемой.
-- Но, вы знаете, я прочла ее и все ваши статьи, которые есть в нашей библиотеке.
Петр Львович, тронутый усердием ученицы, одобрительно покивал головой.
-- Может, Вам следует подумать о специализации на этом периоде истории? – Спросил он с явным агитационным оттенком.
-- Да, я задумываюсь об этом, и поэтому так досконально изучаю литературу.
-- Хорошо, я подготовлю для Вас список, -- резюмировал историк, и Кристина, поблагодарив, пошла к выходу. Краем глаза она увидела, что учитель тщательно сворачивает пергамент в трубочку.

…Дина и Федор стучались в кабинет профессора Игнатия.
-- Входите, -- раздался его старческий, но бодрый голос, и они вошли.
Профессора нигде не было, они шли по длинной комнате, увешенной иконами, портретами и картами. Не было ни одного праздного места, и кабинет больше походил на музей, чем на повседневную комнату.
-- А-а, проходите, проходите, -- появился в кабинете профессор Игнатий. – Не налить ли вам чаю?
Не успели моргнуть и глазом, как ребята уже сидели на стульях с чашками в руках, и профессор потчевал их домашним печением. Он показывал на разные картины и рассказывал истории об изображенных на них людях.
-- Профессор, -- вставила, как бы между прочим Дина, -- вот Вы на уроке затрагивали вопрос нестатичности истории. А сколько уже корректировок провело Императорское общество?
-- Ну, давайте, посчитаем. Влияние на исход Октябрьской революции – это первое и самое значимое. Потом пришлось использовать Штурвал истории, чтобы предотвратить восстание поляков и сохранить целостность Российской империи. В то же время императорское общество помогло сохранить власть султана и не превратить Османскую империю в республику, избежав власти Ататюрка и резни армян и греков. Сейчас Османская империя – одна из ближайших союзников императорской России. – Профессор Игнатий подлил еще чая и продолжил: -- Влияние Российской империи на политику Германии во время Великой Депрессии, переселение евреев на Аляску и принудительное лечение Адольфа Гитлера избавили мир от ужасов фашизма и мировой войны. – Дина и Федор переглянулись: слово фашизм звучало как-то странно – непривычно и жутковато одновременно, как будто сознание впервые слышало его, но подсознание испытывало отторжение, как к чему-то известному.
-- Не удивляйтесь, -- заметил их взгляды профессор, -- у вас на третьем году обучения будет подробный курс о витках истории и того, что бы произошло, не будь они предприняты. Так что не будем забегать вперед – кровопролитная война между Индией и Пакистаном побудила Императорское общество оставить Индию под номинальным протекторатом Британской короны. И много еще было всего. Но есть еще одно, о нем не принято говорить, и я не стану нарушать установленные порядки. – Профессор протянул тарелку с печеньем.
-- Это как-то связано с нашим учителем истории? – Спросил Федор.
Профессор Игнатий посмотрел удивленно и немного разочарованно: – Нет, Петр Львович тут не причем. Он занимается прошлым, но одно событие штурвала времени связано с будущим, и поэтому содержится под семью печатями. -- После этого он как-то задумчиво поднял глаза на потрет, висящий прямо напротив его кресла, и продолжил:
-- Я очень надеюсь, что учащиеся первого года не станут выяснять взрослые разногласия, случайно ими услышанные в коридоре. Ваша задача – как можно лучше учиться и осваивать те знания, которые вам дает школа. Извините, меня ждут неотложные дела.
Ребята вышли из кабинета и почти сразу наткнулись на Кристину.

Изучение источников.

Первым делом всех заинтересовал свиток, сфотографированный Кристиной в кабинете истории. Жан сразу разобрал латинский язык начала средневековья, с вкраплением простонародных выражений, сродни вульгате.
Прочитав внимательно текст,  переведенный через интернет, они заложили в поисковик отдельные его отрывки, и нашли текст источника – часть книги блаженного Августина «о граде Божьем». Только в отличие от оригинала  в этом фрагменте речь шла о возможности создать град Божий на земле, в историческом Риме, и призыв защищать его всеми правдами и неправдами.
-- Но ведь в книге блаженного Августина речь идет совсем о другом: что нет идеального города, и единственный Божий град – это царство Небесное, -- заметил Федор, отвлекаясь от прочтения Августина.
-- Значит, пора и нам заняться христианской мистикой, -- заключила Кристина.
-- А что за портрет висел в кабинете профессора Игнатия? – Вдруг спросила Дина. – Тот, на котором он задержал взгляд, когда говорил нам о будущем…
-- Как же ты собираешься разыскивать портрет, увиденный мельком? – Удивилась Кристина.
-- Это не возможно, но профессор Игнатий нам рассказывал о портретах, когда мы пили чай.  Вспоминай, Федор.
Федор думал больше двух минут, но память воспроизводила только иконные изображения глухой древности, написанные на досках и потому привлекшие в кабинете профессора его внимание.
Неожиданно для всех, старшеклассник подошел к Кристине и сказал:
– Петр Львович пригласил Вас на семинар, который он проводит по средам в своем кабинете. Не опаздывайте, он этого не любит, и наденьте плащ, мы часто выходим на прогулки.
Дина и Федор переглянулись: напрашиваться и им на семинар было б неудобно и подозрительно, хоть и очень хотелось. Они ограничились удивленными восклицаниями.

Урок актерского мастерства.

Зинаида Иосифовна ждала всех первоклассников в зале для просмотра фильмов, но никаких фильмов не показывала. Она сама была живое кино, настолько легко могла перевоплощаться в разные образы и характеры. Ей не нужен был грим и декорации, чтобы передать разное настроение. Во время первого урока она четырежды поменяла свой тембр и настрой.
– Учитесь входить в образ, но, главное, учитесь читать тех, кто играет, отделять его индивидуальность от выбранной роли. Пока вы не научитесь этому, сколько душевных терзаний вам предстоит пережить. Человек изменчив, и даже неосознанно иногда актерствует…
– Скажите, учитель, если человек все время «играет», то как же его индивидуальность, его внутренний человек? Не приведет ли это к тому, что никому нельзя доверять, и в первую очередь себе самому?
– Да, именно такая опасность подстерегает всех деятелей искусства, но мы с вами учимся не профессиональному актерству, а повседневному навыку играть роли. Вы можете возразить, что лучше быть самим собой. И это правда, так. Но в настоящей жизни очень много актеров, и вам полезно знать об их уловках и, может, самим использовать против них их умения.
Дина, после некоторых размышлений, согласилась с этими доводами, и стала учиться изображать эмоции. Уроки напоминали изучение физиологии человека, но уже через месяц она могла изобразить печаль, изумление, гнев настолько правдоподобно, что только самые близкие могли почувствовать, что это игра.
– У Вас, дорогуша, талант к актерству, подумайте над этим, – сказала как-то Зинаида Иосифовна.
Дина думала над своим умением преображаться в разные настроения и образы, и решила, что этот навык может быть направлен не для лицедейства и притворства, а в самых благих целях, и раз уж у нее есть к нему талант, то стоит его развивать. И, так настроившись, она стала раз в неделю посещать театральный кружок.

Зимние каникулы.

Наступала зима: все чаще по утрам деревья покрывались изморосью, а потом неожиданно выпал снег. Кристина уже более месяца посещала исторические семинары, а Дина кружок актерского мастерства. Жан и Федор занялись средневековым языками, латынью и греческим койнэ. Все жили в предвкушении поездки в польский замок, и вот, наконец, этот момент наступил.
Утром, после завтрака, на поле около школы опустились трансферы-вертолеты, и школьники, по десять человек, в сопровождении двух взрослых разместились на креслах: долгих четыре часа им предстояло наблюдать с высоты бескрайнюю державу Российскую, пока трансферы не опустились в пригороде Варшавы, около по-средневековому величественного, каменного замка.
Все расселялись по комнатам, расположенным то там, то тут, подъем по винтовой лестнице, спуск через узкую дверь вниз, переходы по хорам вдоль потолка, арочки, роспись стен, – всё будоражило воображение первоклассников. Можно было подумать, что именно тут должно произойти что-то мистическое, и в предвкушении этого проходили дни. Но ничего необычного не происходило: по утрам ребята ходили кататься с гор, обедали в зале замка под старинную музыку, потом изучали коллекцию рукописей из библиотеки замка и посещали памятные места в окрестностях. Однажды за обеденным столом появились гости: по их речи явствовало, что это греки.
– Ты слышал, – обратилась Дина к Федору, – они вроде говорят о заседании совета императорского общества, верно?
– Но они говорят на современном греческом, а я изучал койнэ последние несколько месяцев.
– Я прошла снотворный курс перед поездкой в Истанбул,  но словарный запас у меня минимальный. Давай настроим планшет на перевод.
Дина достала планшет и включила программу разговорного переводчика: он улавливал иностранную речь и переводил ее на нужный язык в письменной форме. На планшете появились строчки: «мы предлагаем собрать рождественский совет, поскольку наш профессор готов защитить замечательную тему». Профессор Игнатий что-то отвечал, но шум зала не давал уловить переводчику его речь.
После обеда у ребят было свободное время, и они пошли бродить по замку. По одной из винтовых лестниц забрались на башню и вылезли на крышу. Оттуда открывался завораживающий вид на поля, пастбища и леса. Страна полей утопала в снегу, и только ряды елочек, высаженные вдоль дорог и на участках, добавляли цвета в бело-черный пейзаж. В небе один за другим стали появляться вертолеты-трансферы. Они кружили над посадочной площадкой возле замка, и становилось очевидно, что собрание императорского общества состоится.

За кулисами зала.

На следующий день учеников повезли на экскурсию, и было очевидно, что их вывезли из замка, чтобы они не мешали проведению собрания. Дина, познакомившаяся с искусством театрального перевоплощения хорошо сымитировала недомогание и осталась в замке. Она очередной раз поблагодарила мысленно  Зинаиду Иосифовну, и пролежав на кровати несколько минут, пока не разошлись по своим делам учителя, смастерила из одеяла подобие накрывшегося с головой человека и вышла в холл. Голоса снизу доносили торжественный прием членов императорского общества: все шли к главному залу замка, где проходил ужин школьников. Зная, как туда проникнуть незаметно, Дина сбежала по задней винтовой лестницы и через внутренний двор прошла в комнату для сервировки еды, соединенную с залом. Там незамеченная никем она просидела весь шестичасовой совет, собравшийся заслушать защиту греческого профессора Пападопулоса. Переводчик на планшете улавливал текст доклада и кое-что из вопросов членов совета. После бурных дебатов императорское общество приняло доклад как основание для нового витка истории. Византийская империя не пала: Константинополь не был захвачен турками в 1453 году, поскольку византийское общество не разделила подписанная Флорентийская уния на зилотов и униатов, и армию объединяла решимость спасти вечный город. Построенный по всем хитростям средневековой оборонной инженерии город действительно мог пережить сколь угодно долгую осаду. Для коррекции истории было выбрано два представителя императорского общества: сербский византинист и докладчик, профессор Пападопулос. На разработку практической части им было выделено десять дней и всесторонняя помощь всех участников совета. Подключился институт византинистики, составив тексты на языке XV века, приготовив одежду и весь облик вступающих в историю ученых.
Дина вернулась в свою комнату, когда ребята уже приехали с экскурсии. Все весело галдели и обменивались впечатлениями. Помахав Федору, Жану и Кристине, она пересказала все, что услышала за кулисами зала.
Приезд императора.

В канун Рождества в замок приезжал с визитом сам государь император: он не каждый год совершал поездки в Польскую губернию, поэтому все жители встречали его вдоль дорог с флажками и цветами. Однако выказывал свое поощрение императорскому обществу государь при всяком удобном случае: награждал заслуженных профессоров, интересовался исследованиями. На этот раз его визит был вызван интересом к предстоящему витку истории, точнее его собственное место после реорганизации. Но важное для него лично, путешествие собрало массу восхищений в подчиненных, и большая часть плюсов от царского визита досталась ученикам. В замок были приглашены лучшие повара и кулинары, оркестры и придворные танцоры. Вместе с пожилым уже императором Михаилом Николаевичем, правнуком основателя императорского общества, царя Николая II, приехал цесаревич Иван со своей супругой Марией Федоровной, как и водится из немцев. Цесаревна Мария все свободное время посвящала помощи детям, и потому легко находила с ними общий язык. Она объявила бал белых роз и приказала нарядить всех учеников в старинного кроя бальные платья и мундиры. Учитель танцев провел несколько часов, репетируя с парами, и в канун праздника в замке прошел сказочно восхитительный бал. Родители Дины увидели ее среди кружившихся в вальсе школьников в программе новостей и с удовлетворением отвечали на последовавшие после передачи звонки родственников и знакомых. «Да, это наша Дина», отвечали они на все лады с нескрываемым чувством гордости.
А во время бала император выслушивал доклад о византийском витке, и, как положено, дал на него свое согласие.


Рецензии