Вышитая скатерть

У меня в шкафу среди постельного и прочего белья есть вышитая скатерть. Рисунок её замысловатый, вышит он гладью, а рядом находится тканевый конверт с тесьмой, внутри которого лежат 12 одинаковых тканевых кружочков, повторяющих в точности  рисунок скатерти. Вышивка расположена по краю скатерти, а центр её свободен, вот туда-то по замыслу автора и надо положить вышитые кружочки. Они как бы крошечные салфетки под стаканы или рюмки.

Появилась эта скатерть в нашей семье случайно. Как-то лет 40 назад мы отдыхали летом на даче. Там познакомились с очень нестандартной семейной парой, только что купившей в нашем посёлке дом. Обоим им было по 50, а может быть,  больше лет и оба имели увлечения непривычные для нас. Лена любила каждый вечер отправляться в соседнюю деревню к клубу, где на «пятачке» собиралась молодёжь, чтобы попеть, поплясать. Она приносила туда свою гармошку и весь вечер допоздна на ней играла то песни, то танцы, на радость пришедшим. А муж её в это время вышивал гладью или крестом скатерти. Рисунки для вышивки он придумывал сам. Когда скатерть была готова, Сергей дарил её знакомым.

Однажды Лена ушла «петь и плясать», как говорил Серёжа, а мы с мужем пошли гулять в сторону деревни, где был клуб. Проходя мимо дома Аннушки, молодой симпатичной вдовушки, живущей в нашем дачном посёлке уже давно, мы увидели, что на скамейке, возле её дома лежат пяльцы со скатертью. Эти пяльцы явно говорили, что Сергей в гостях у вдовушки. Нагулявшись по лесу, мы уже в сумерках шли домой. На скамейке всё ещё лежала скатерть, а вот почему-то света в окнах дома не было. Мы пошутили, что, мол, надо наябедничать Лене, где её муж «вышивает», пока она поёт и танцует. Но, конечно , в чужие дела лесть не стали. Дня через три, часов в 7 вечера, я повезла тележку с мусором в сторону дачного мусорного контейнера. У дома Аннушки вновь на лавочке лежала недоделанная ещё скатерть, а людей видно не было.

Примерно через неделю Сергей уехал, ему надо было уже выходить на работу. У Лены отпуск ещё не кончился. Муж обещал приезжать на дачу после работы, своё вышивание он оставил здесь.

Каждый вечер, приготовив ужин для мужа, Елена уходила на свои «песни , пляски», а он приехав из города с вечерней электричкой, ел и садился вышивать. Прошло, наверное, две недели, как Сергей вышел на работу. Отпуск Лены подходил к концу. Словно поняв это, испортилась погода.  Начались дожди. Сергей сказал жене, что в плохую погоду ездить к ней после работы не будет.

Она же продолжала и в дождливую погоду ходить к клубу со своей гармошкой. Молодёжь в дождливые дни собиралась в клубе и Елена им играла там. Как-то в такой дождливый день мне надо было съездить в город по делам, я ждала электричку, когда ко мне подошла Аня и сказала, что она тоже едет в Москву. Мы разговорились. Аннушка призналась, что влюблена в женатого мужчину и сейчас, пока жены нет дома едет к нему на свидание. Так как мы с моим  мужем видели дважды вышитую скатерть на лавочке у её дома, я набралась нахальства и спросила, не Сергей ли её возлюбленный.  Женщина удивилась, что я знаю,  а я ей открыла «секрет», как я догадалась.  Аня рассказала мне всё, попросив не выдавать её Елене. Я обещала.

Вскоре кончились отпуска и у нас с мужем, мы уехали в Москву и на даче появлялись не чаще, чем раз в неделю, а зимой и совсем перестали ездить. За это время мы ни с супружеской парой, ни с Аннушкой не видались. А так как не были с ними близкими друзьями, то и не перезванивались. В майские  праздники к нам на дачу пришла Лена. Она принесла вышитую скатерть и просила принять её в дар, так как ей неприятно видеть эту работу мужа у себя. Она рассказала, что за те полгода, что мы не виделись, они с Сергеем разошлись, так как он теперь молодой папаша. У них с Аннушкой родился сын.

Года три никто на даче у Ани не появлялся, прежде весёлая Елена погрустнела, гармошки никто не слышал.  А где-то ближе к 90-ым годам приехал какой-то человек, который сказал, что Анна продала ему участок и дом.

Это произошло, наверное, году в 1992 ом. Я ездила в центр Москвы, возвращаясь,  шла к  метро. В подземном переходе яблоку негде было упасть от певцов и продавцов. Каждый зарабатывал себе на жизнь как мог. В одном из уголков «подземелья» мой взор остановился на знакомом рисунке. В крошечном ларьке были вывешены скатерти, полотенца, наволочки. Все они были вышиты знакомым мне способом и изображали рисунки, придуманные ещё тогда в 80-х годах Сергеем. В ларьке шла бойкая торговля, за прилавком стояла Аннушка, а помогал ей мальчик-подросток. Я подошла. Аня мне обрадовалась, познакомила с сыном, сказала, что они с Сергеем стали своего рода артелью. Он придумывает рисунки и вышивает, а они с сыном реализуют. Из НИИ оба давно ушли, так как там практически перестали платить зарплаты. Здесь , хоть и хлопотно, но на жизнь хватает. Продажа дачи помогла им купить это место в «подземелье», о чём они ничуть не жалеют. Спросила Аня и о Елене, но я практически ничего не могла рассказать, так как на даче бывала редко, из-за дороговизны билетов на электрички. В 1991 году у меня умер муж, и мне стало трудно  выживать с двумя детьми на одну мою зарплату, которую ещё к тому же вовремя не платили.

Прошло с тех пор много лет. Елена теперь живёт с дочкой , которая приехала к ней из Новосибирска со своим семейством. Снова на её участке по вечерам звучит гармонь.  А о семействе Ани и Сергея они рассказывать не любят до сих пор.


Рецензии