Радоница

Гонять пустую жестяную банку быстро надоело. Даниил и Лера взгромоздились на сидение скамейки ногами, а присели на спинку. От скуки стали переписываться смс-ками. Сидят рядом и пишут друг другу короткие послания. И эта игра не пошла.

- Дань, а ты знаешь, что такое Радоница?

- Не называй меня Даней. Бабушка говорит, что это звучит как «Таня».

- А как к тебе обащаться?

- Даниил. Полным именем.

- Может, ещё и по отчеству?

- Может!

- Тогда и ты называй меня Валерия Александровна!

- Ты чё, ку-ку?

- Ты первый начал «ку-ку». Главное, «Дани-ил». Лера презрительно скривила губки. Зачем тогда так назвали: «Таня»?

- Ну, бабушка говорит…

- Я у тебя как у человека спросила, а ты выделываться начал. Не хочу с тобой дружить, - Лера попыталась спрыгнуть со скамейки.

Даня поймал за руку, удержал:

- Да ладно тебе, дуется… Что ты там спросила?

- Я там спросила, знаешь ли ты, что такое Радоница?

- Что-то слышал, но не помню.

- Это такой день, когда поминают умерших родных.

- А, да-да! Вспомнил! Я даже случай один знаю. Бабушка рассказывала. Был на кладбище один мужик. Могилку жены навещал. Посидел немного, помянул. Выпил, печенькой закусил и домой собрался. Идёт, но ему как-то нехорошо стало.  Увидел чужую могилку. Ухоженную, с небольшим столиком и скамеечкой возле креста. Присел, голову опустил на руки и сразу же задремал. Только какое-то время спустя вдруг прикасается к нему чья-то рука: «Эй, иди своей дорогой! А ко мне в гости родители идут. Мужик очнулся, что такое? Приснилось или на самом деле видел девушку? А тем временем подходят мужчина и женщина.

- У вас тут кто? – спросил мужик.

- Дочь. Трагически погибла.

- Она одета в белое платье с красным поясочком?

- Да. А вы откуда знаете?

- Привиделась она мне. Попросила уйти. Сказала, что родители к ней идут.

Даня прикоснулся к рукаву лериной курточки, отчего девочка вздрогнула.

- Ты меня испугал! – В глазах Леры были слёзы.

- Да я сам аж заплакал, когда услышал эту историю.

- Я тоже тебе расскажу случай. Одна женщина жила бедно-бедно. Сама воспитывала сына. Всё лучшее ему отдавала. Старалась одевать так, чтобы не стыдно было. А он хоть и маленький был, а всё видел и понимал. Вырос. Закончил школу, поступил в институт. А после института получил он хорошее руководящее место. Потом семья, квартира, машина. Хорошо жилось. Мать всё звал к себе, но она не соглашалась, не хотела быть обузой. И лишь когда совсем уж старенькой стала, забрал к себе в город. Выделили ей одну из комнат в большой квартире. Иногда бабушка выходила из подъезда воздухом подышать. Познакомилась с другой старушкой. Подружились. Вместе в церковь иногда ходили. А потом занемогла, силы стали её покидать. Врачи не могли помочь. Старенькая. А сын ей и уход хороший, и фрукты, и еду вкусную. Обещает ей что только ей захочется. Только бабушке ничего не хочется. Попросила только поминки сделать, когда умрёт. А сын обещал, что всё выполнит! Будут по ней пышные поминки. Только лучше пусть живёт подольше, ему на радость.

Вскоре умерла. Пришли помянуть высокопоставленные товарищи сына. Слова разные хорошие говорили. За такого хорошего сына благодарили. Пили коньяк за помин души, ели еду вкусную. А через сорок дней приснился сыну сон. Видит он маму грустную. Говорит она ему: «Обещал хорошие поминки, а помянул меня только один человек». Проснулся сын, задумался. Как же так? Ведь такое начальство было! Такие речи произносили! И вспомнилась сухонькая старушка, что притулилась где-то в самом конце стола, поела кутьи, блинчиков. Прошептала молитву поминальную и тихонечко потом удалилась. Даже губы не намочила дорогим коньяком. Вспомнил сын, что мать просила не ставить на поминальный стол крепкие напитки. А он забыл! Да может и не забыл, но как без водки и коньяка? А ведь просила же мать! Одна только приятельница матери по-настоящему помянула её. А то, что было гульбище шумное, где начали «за упокой», а закончили «за здравие», не в счёт. Нельзя на поминальный стол спиртное ставить! Нельзя!

- Лерка! Ты сама как старушка разговариваешь. Прям слова такие… аж мороз по коже.

- Моя бабушка мне много разных историй рассказывала. Вот и запомнились её слова. А теперь вот на Радоницу поедем мы с папой и мамой бабушку поминать. Ой, поздно уже, темнеет. По домам пора!

- Лера, а когда бывает такой день?

- После Пасхи через неделю, в последующий вторник.

- Я запомню.

- Пока?

- Пока!


Рецензии
Спасибо, Вера. Хорошо и верно про Радоницу написали. Истории, рассказанные Даниилом и Валерией, сильно тронули. Итак, после Пасхи через неделю, в последующий вторник... Обязательно помянем своих родных. С теплом и уважением,

Николай Кирюшов   14.12.2023 08:15     Заявить о нарушении
Николай!
Родных надо поминать не только на Радоницу. Подавать в храме записки с именами.
Да Вы это знаете.
Спасибо за отклик!

Вера Редькина   14.12.2023 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.