Кубанский левша
Из чего делать шедевры – продуктов или металла – Лев Тетерин не мог определиться до 15-ти лет. Страсть к готовке молодому человеку привили воспитавшие его тети и бабушки, а детство краснодарца прошло в Киргизии, где мастеров художественной ковки очень ценят. Здесь даже самый невзрачный дом имеет забор и ворота сказочной красоты, лестницу с узорчатыми перилами, единственную в своем роде калитку… Решить, каким делом заняться, Льву помог роковой случай.
- Мы жили в Бишкеке. На летних каникулах я захотел подзаработать и устроился на кирпичный завод. Там сильно повредил ногу. Как результат – больницы, лечение. Из-за пропусков смог закончить только девять классов.
Получив документ об образовании, Лев, чтобы не прослыть бездельником, пошел трудиться в ювелирный цех. Его поставили учеником к мастеру и поручили зачищать да шлифовать изделия из серебра. По словам краснодарца, работа была ответственной – нажми ученик инструментом сильнее, на кольцах мог появиться брак – но очень нудной. Мол, сиди да вглядывайся в благородный металл. А он - человек подвижный, вот и сбежал…в кузню.
- В мастерскую, занимающуюся ковкой, попал в 16 лет. Первые впечатления? Жарко, душно, но увлекательно. Заинтересовало, как из металла рождается красота. Папа - слесарь был против, мол, вредная работа, тяжелая. У горна ли вертеться мальчику со слабым здоровьем? Я же настоял на своем. Первые полгода, правда, трудился учеником слесаря: сначала доверили сделать ножки от мангала, затем – весь мангал. Меня заметили. Я стал учиться у настоящего кузнеца. Началось творчество.
Лев Тетерин творит уже восемь лет. Несмотря на юный возраст может сделать все – от гигантских ворот, причем в одиночку, до изящной подставки под аквариум, подсвечника. Фотографии на страничке мастера в соцсети говорят сами за себя. Работ так много, что молодой кузнец уже давно сбился со счету. «Пятьсот, семьсот, нет…, - пытается сориентироваться он в разговоре с нами и тут же уточняет: «Любая вещь – результат большого труда!».
- Возьмем, например, рыцарский доспех. Чтобы придать ему форму, порой нужно ударить по металлу несколько тысяч раз. На создание цельной фигуры рыцаря может уйти полгода. А такое кресло - качалка (показывает) было создано за пять – шесть дней.
Лев признался: есть вещи, работа над которыми приносит ему особую радость. К ним относится все, что может украсить человеческий дом: столики, стульчики, изящные перила, подсвечники и подставки с розами. Последние, кстати, «расцветают» из «кругляка» или «квадрата» - металлического прута с сечением определенной формы -, которые мастер «нагревает» и «загибает».
- Молот, плоскогубцы и круглогубцы – вот часть моих инструментов. Маленькие вещи я делаю сразу в металле. Причем, если попросите нарисовать образ, который держу в голове, не смогу. Для больших предметов, например, ворот, требуются какие-то чертежи, замеры.
Удивительно, но, рассказывая, как в его руках рождается «красота», немногословный кузнец превращается в художника и мыслит как художник.
- Считаю, что в моем деле важна такая вещь, как вдохновение. Нет его – иди пей кофе, переключись на что-то другое. Ладной вещи все равно не выйдет. Вот почему в мастерской я порой задерживаюсь до часу – двух ночи. Начнешь делать, увлечешься и не заметишь, как день прошел. А иной раз подсвечник выходит за полтора часа. Кстати, подарки друзьям и родственникам я предпочитаю не покупать, а делать своими руками. Такие передают теплоту человеческой души.
Идеи собственных работ кузнец берет не только из головы: читает книги по художественной ковке, общается с коллегами в Интернете. Однако, по его словам, он никогда не копирует чужую работу. Принцип такой. Понравится элемент – возьмет на заметку и обязательно усовершенствует. Да и не возможно скопировать: каждый кузнец кует по - своему.
- На моих работах нет авторского знака. Он мне ни к чему. Принеси хоть ножку от стула, посмотрю и увижу, моя рука или нет.
Есть у Льва и другие принципы. Мастер не занимается саморекламой. Если человек знает свое дело, считает он, клиент на его труд всегда найдется. И действительно! Сарафанное радио настолько разнесло славу о нашем умельце, что кузнеца не поймать. Он то в городе, то по станицам, а сейчас и вовсе в Адыгее и, когда вернется в Краснодар, точно не знает. А еще Лев как специалист, строг к себе.
- Говорят, чтобы рассчитывать на пенсию, кузнец должен стучать молотом 10 лет. Получается, я почти «пенсионер». Несмотря на это, считаю, что мне еще учиться и учиться. Научить желающих своему ремеслу тоже смогу, но надо ли? Как говорил мой наставник: «Учеников может быть много, но все свои знания ты, Лева, передашь только одному человеку». Это дело не всем дано, причем не только физически. Чтобы работать кузнецом, надо чувствовать металл. Именно поэтому моя профессия редкая.
Кстати, к работе своей Лев Тетерин относится философски. Несмотря на то, что каждую вещь считает живой и вкладывает в нее душу, все ж уверен: вещи должны служить людям. Вот вам пример. Есть в «портфолио» мастера чистилка для обуви. Не вещь, а песня! Сабля, украшенная виноградной лозой. Об такую грязные башмаки не вытирают – гостям хвастаются. А если и использовать по назначению, то, наверное, только по праздникам. Лев на такое замечание смеется:
- А зачем жалеть? Испачкается – протер тряпочкой и снова в работу!. Я свой труд ценю, но не до такой степени. Делая кровать, не задумываюсь, кто и сколько на ней спать будет. Хотя, не скрою, к иной вещице так прикипишь, что жаль расставаться.
А еще у Льва есть мечта: кузнец хочет покорить архитектурный факультет какого – нибудь ВУЗа. Правда, когда речь заходит об образовании, в голосе человека, так уверенно обращающегося с металлом, звучит сомнение.
- Не знаю, получится ли….Это пока так - абстрактная идея.
Думается, если к 24 годам да с девятью классами за плечами, краснодарец смог достичь такого мастерства, найти себя, то он человек очень целеустремленный. А значит, и студентом стать у него получится. По крайней мере, это будет не сложнее, чем превратить кругляк в изящную розу.
Источник:#Краснодарский Курьерь#(номер 20, май 2014)
Свидетельство о публикации №217042402247