Rattus

Печенье было явно изгрызено зубами. Значит, не птицы, как я подумал вначале. Да и что птицам в моем окне, когда рядом и пардесы и помойки? Кроме пары синиц, ко мне, кажется, и не залетал никто, хотя окно было распахнуто почти всегда. Только теперь я сообразил, в чем была причина ночного шума - незваный гость грыз мое печенье. Видимо, это была крыса - мышей я в киббуце не встречал, причем маленькая крыса - большая просто унесла бы всю пачку. У меня тут же созрел план, как изловить ее - для собственного живого уголка. Ловушка получилась предельно простой, но не автоматической: фанерный ящик я почти полностью закрыл листом стекла. В ящик положил пахучую приманку. Нижний конец деревянной палочки прикрепил к ящику, а к верхнему привязал бечевку с таким расчетом, что потянув за нее, этим рычагом мог надвинуть стекло на ящик. Дело было за малым - дождаться гостя. К несчастью, это оказалось самым трудным: устав за день, к ночи я крепко засыпал, сжимая бечевку в руке, а утром находил свою ловушку обворованной. Это продолжалось довольно долго, пока в один вечер я не напился крепкого кофе с твердым расчетом не спать хоть до утра, но изловить, наконец, обнаглевшую крысу.

На самом деле, я, разумеется, задремал и в этот раз, но привычная безнаказанность сыграла с крысой плохую шутку: забыв об осторожности она так громко шуровала в ловушке, что я проснулся и немедленно потянул за бечевку. Глухие удары по стенке ящика оповестили меня, что план сработал. Я вскочил и зажег свет. Сквозь стекло хорошо было видно небольшую серую крысу, сжавшуюся в углу ящика. Теперь следовало подумать, как лучше ее пристроить.

Сначала я соорудил для нее новый вольер, из большого пластикового ящика. Вскоре выяснилось, что пластик она грызет как конфеты, стенки ящика оказались прогрызены во многих местах и мне пришлось обложить их стеклом и керамической плиткой, чтобы предотвратить побег моего пленника.

Второй проблемой стал стойкий резкий запах. Кот, заинтересовавшийся поначалу шуршанием в ящике, принюхавшись немедленно отпрянул и больше к нему не подходил. Я разработал сложную систему уборки, соединив вместе два ящика и перегородив "шлюз" стеклом. Чтобы поменять подстилку в одном из них, я перегонял крысу в другой. Операция требовала внимания и известной ловкости, при каждой возможности крыса старалась броситься на меня, чувство страха ей было неведомо.

К несчастью, как домашнее животное, крыса большого интереса не представляла. Несмотря на ежедневную уборку, запах не уменьшался и сосед-румын недовольно крутил носом при каждой встрече. Кошки нервничали. Сама крыса вела ночной образ жизни и днем активности не проявляла. Мне пришло в голову бросить ей байковый рукав старой курточки, в расчете, что она будет контрастно смотреться на нем, но крыса использовала его совершенно замечательным образом: она заползала внутрь рукава и зубами затягивала за собой кончик ткани. Таким образом, сама она оказывалась "в норке", а мне оставалось наблюдать только валяющийся в клетке рукав.

Как объяснил мне Офер, это был Rattus Norvegicus (в отличие от распространенного где-то еще Rattus Rattus), но меня смущал размер - не больше ладони. Обычно, бегавшие по киббуцу крысы были размером с упитанную кошку.

Снимать ее оказалось очень непросто, заставить принять какую-нибудь "выразительную" позу в ящике не удавалось. В стеклянной банке из-за кривизны и толщины стекла получалось отвратительно и только загнав ее в пустую бутылку из-под колы, я получил хоть и мутноватый, но все же портрет "во весь рост". Крыса оказалась самцом и на левой передней лапе у него не хватало одного пальца - может быть потерял в драке, может быть в капкане - здесь их ставили вместо мышеловок.

Помучившись где-то с неделю, я решил выпустить пленника назад на волю: устал и от запаха, и от необходимости начинать день с осмотра ящика - не прогрызено ли где новых дыр и просто удовольствие от его содержания оказалось ниже ожидаемого.

Я выставил ящик на окно и снял стекло. Крыса тут же вспрыгнула на бортик, пошевелила мгновение усами - и исчезла. Больше она ко мне не приходила.


Рецензии