Считайте живым!
За тем, что происходит в Беслане, 28-летний Андрей ТУРКИН тоже мог наблюдать со стороны. С 1 сентября офицер ФСБ официально находился в отпуске. Хотел встретиться с другом-сочинцем, а оттуда поехать в станицу Динскую Краснодарского края – к маме. Хотел, но… отправился в Беслан. Там вместе с другими спецназовцами – отрядами «Вымпел» и «Альфа» – он принял участие в штурме осажденного здания: был ранен, но не вышел из боя, убил террориста, атаковал столовую. Вот как 10 лет назад описывала момент спасения одна из заложниц – 17-летняя Надя БАДОЕВА.
– Наши выбили решетки на окнах и запрыгнули в комнату. В это время боевик по имени Ибрагим выскочил из-за печки и с криком «Аллах акбар!» кинул в заложников гранату. Она упала рядом со мной. Я зажмурила в страхе глаза, и... мне раздробило осколком ногу. Это спецназовец закрыл гранату и нас собой. Потом меня вытащили.
Этим смельчаком был Андрей Туркин. Единственный сын Валентины Ивановны Туркиной не дожил до собственного 29-летия полтора месяца.
– Я следила за новостями из Беслана, но беды не почувствовала, даже не думала, что он там, – поделилась с «КурьеромЪ» Валентина Ивановна, – Андрей вообще мало рассказывал о своей работе, а ведь и в Чечне воевал, и заложников «Норд-Оста» освобождал. У него был позывной «Черкес», Кавказ любил. Почему поехал в Беслан? Выполнял свои обязанности. Он очень ответственным был. Если не вместе со всеми, то на поезде туда отправился бы. Ради детей, ради их родителей. Знаете, до сих пор меня не покидает чувство, что Андрей жив – просто в командировке.
Валентина Ивановна сейчас живет в Анапе. Рассказывает о сыне позитивно и очень тепло. За время общения и у нас сложилось впечатление: человек просто уехал. Будто не на 10 лет с ним разминулись – на 10 минут, и только поэтому рассказывает мама, а не он сам. А может, все дело в том, что Валентина Ивановна почти не говорила слово «был».
– У Андрея очень доброе сердце. Еще и этим можно объяснить его подвиг. Жалостливый человек. Помню, заставил меня поехать в Краснодар за собакой. Приезжаю по адресу и вижу, что среди прочих наша самая неприглядная – без лапы. Назвали Малышом. А вот еще случай. Ехал как-то сын поездом и отдал свою шапку попутчику – бывшему заключенному. Дома объяснил: «Я еще одну куплю или друзья дадут, а ему негде взять. Разве что отнимет у кого или украдет. Может быть, я его своим подарком от срока уберег…»
В Андрее было слишком много любви к людям, к окружающему миру. Наверное, поэтому он, по современным меркам, женился рано – в 23 года. Избранницей стала 18-летняя девушка из той же станицы. Наташа жила на параллельной улице, но до судьбоносной дискотеки с Андреем никогда не встречалась.
– В тот вечер он перепутал меня со своей подругой, подошел поздороваться, тронул за плечо. Я обернулась, так завязался разговор. До свадьбы мы встречались в общей сложности месяц. И все урывками: три дня тем летом, в феврале 98-го неделю, когда на побывку приезжал, потом еще недели две. 2 октября 98 года венчались, а на следующий день расписались, – рассказала «Курьеру» по телефону 34-летняя Наталья ТУРКИНА.
Она успела побыть женой шесть лет, вдовой стала в 24 года. Говорит, трагедию помогли пережить дети. Трехлетний Влад – на руках и еще один мальчишка – под сердцем. Женщина была на четвертом месяце беременности, когда все случилось, сына назвали Андреем. Сейчас мальчикам 9 и 13 лет, живут вместе с мамой в городе Балашиха Московской области. Они – копия папы.
– Влад взял у отца внешность, мимику, жесты, занимается плаванием, русским языком с репетитором. Андрею достался характер: очень добрый, ласковый мальчик.
В марте этого года Наталья родила еще одного сына. Ребенка назвали Егором. На нескромный вопрос «Как складывается семейная жизнь?» женщина коротко ответила: «Я не замужем!» И тем самым подтвердила давно известную истину: свою половинку можно встретить лишь раз в жизни.
– У нас растет Егор Андреевич Туркин. Я настояла, чтобы у Егорки были такие отчество и фамилия, – объяснила «Курьеру» Валентина Ивановна, – Андрей всегда хотел большую семью. Помню, все донимал меня: «Возьмем малыша из детдома. Мы что, с тобой вдвоем ребенка не поднимем?»
Как и Наталья, Валентина Ивановна уверила: гибель родного человека смогла пережить благодаря внукам. А еще – людям. В этом году бесланской трагедии исполнилось 10 лет, но Андрея не забыли: друзья добились переименования станичного переулка в его честь, заходят к Валентине Ивановне в гости.
– Все потому, что он притягивал людей: добротой, участием. Всегда спросит, как дела, здоровье. И не ради дежурной фразы, а из искреннего беспокойства. В ноябре я отметила свое 60-летие, получила 38 звонков. Это приятно.
А еще Андрей оставил маме не только прочный тыл в виде надежных людей вокруг, оставил ей… дочь. Ею стала Надя Бадоева – та самая школьница, выжившая в аду.
– Когда Надя пришла в себя, стала разыскивать спасителя. Мы встретились с ней и ее мамой в феврале 2006 года на Николо-Архангельском кладбище. Обе встали передо мной на колени. Оказалось, боялись, что я злюсь, мол, девочка жива, а у меня нет сына. Но как можно! Это выбор Андрея. Мы дружим семьями. Надя выучилась на врача, хотя боялась крови, вышла замуж за одноклассника, который всегда ее любил. Я была на свадьбе почетным гостем и считаю их дочку Лерочку своей внучкой. Вот, в августе гостили у меня.
За мужество и героизм, проявленные во время выполнения спецзадания, лейтенанту Андрею Туркину дали звание Героя России посмертно. Сегодня память земляка чтут в разных уголках страны. Есть бюст в Орске, мемориальная доска в Краснодаре – у вуза, что закончил, детско-юношеский центр патриотического воспитания в поселке Лобва Свердловской области также носит его имя. Присвоено оно и школе № 1 станицы Динской, где учился герой, здесь установлен бюст. Пока о человеке говорят ТАК, что, даже не зная лично, невозможно не проникнуться симпатией, лейтенант Туркин ЖИВ.
Источник: #Краснодарский Курьерь#(номер 38, сентябрь 2014)
Свидетельство о публикации №217042501129