Нечаянные турлипены или Частное представление
Валентин Сидоров
Из цикла «Отпавшее»
Персонажи:
Снежана Андерсаа
Валентин Нефигуративный
Евгений Лохих
Любовь Неповинных
Участники пятого слёта порно-фантастов
Мелодекламатор
Кто-нибудь еще
АКТ 1
Сцена во тьме.
Раздаются голоса свыше.
Мужской голос: Завтра я возьму тебя за руку и повлеку в будущее. Для нас двоих оно будет прекрасным!
Женский голос: Ты знаешь?..
Мужской голос: Конечно. Поверь мне.
Женский голос: Верю… Мне тяжело расставаться с родителями. Даже не простясь. Грустно покидать дом, где я прожила всю свою маленькую жизнь…
Мужской голос: Первый шаг труден. Потом станет легче… Ты никогда не будешь одна… И еще – театр! Мой кукольный театр. Теперь он – наш! До рассвета мы сложим кукол в тележку и тихо уйдем… Не грусти… Я покажу тебе сказку… Ночь истончится. Исчезнет.
Сцена полуосвещается.
Над сценой на тросах висит большая линза. Она напоминает фасетчатый глаз насекомого и почему-то слегка оранжевая. У правой кулисы стоит странный рамчатый куб метров четырех в высоту, увенчанный ажурной скамьей. На скамье - Валентин Нефигуративный и Евгений Лохих.
Евгений: Был слух, что на юбилейный слёт приедет сам Владимир Сорокин. Так сказать, Гагарин порно-фантастики.
Валентин: И?..
Евгений: Слух ничем не подтвердился. Но я не разочарован. Потому что, сам этот слух и распространял.
Валентин (улыбаясь): Увеличивал явку?..
Евгений: Выманивал тебя, Валя. Надеялся надеждой… Когда ты исчез, внезапно, не намекнув на причины, я понял, что с тобой случилось недоброе.
Валентин: Да, я влип в историю. Ужас потерял и… Впрочем, пустое… Моё негде нашлось в Мещерской стороне.
Евгений: Вау!.. И чё там, как?
Валентин: Дивные протоки пахнут говном. Но если защемить нос, виды открываются изумительные. Изумрудные ветлы склоняются над водой, отражаясь в черных омутах. Космический покой.
Евгений: Атмосфера самая поэтическая! Творил?
Валентин: Написался только один фанфик, Жека. «Сын Сергий» называется.
Евгений: По Льву Толстому, что ли? Смеёшься?!
Валентин: Ну, захотелось… Там тонкость вот в чем. После войны 1812 года увечные русские войны по примеру пленных французов тоже пошли в учителя и наставники. Из-за этого потом «грохнулось» не одно дворянское гнездо… В суп таких событий попал и наш юный герой. Поэтому к совершенству православия он добрался не совсем здоровым мужчиной.
Евгений (смеясь): Ой, повремени!
Валентин: Дальше последовало грехопадение на слабоумную Марьюшку, усекновение пальца и прочая наша прекрасная классика. И вдруг, неожиданный поворот. С дурочкой в экзистенциальный конфликт вступила известная тебе Дуня Кулакова, которой аттракцион с исчезающим пальцем понравился не очень. Ну, тут чисто женское, мужчинам непонятное, неприятное и ненужное.
Евгений хохочет. Валентин смотрит на него с любопытством.
Валентин: Идут дни. Раздраю нет конца. Сергий рубит себе палец за пальцем.
Евгений: Какой нудный опыт самоистребления! Что-то японское… Сорок ронинов в поисках боли…
Валентин: Ты знаешь, да! Такие суицидные фрикции… А заканчивается все обыкновенно, Сергий исчезает. Открытый финал: иногда на сельских дорогах встречают седого монаха в нитяных перчатках, но Сергий это или какой-нибудь старец-бегун, бог весть…
Евгений: Шедеврально! Твою вещь будут «проходить» в школах!
Валентин: Ну, я не претендую…
Пауза.
Валентин: А ты что поделываешь?
Евгений: Пишу рассказы. Недавно закончил один. Представь, амеры наносят по Северной Корее ядерный удар. Там и раньше существовалось не очень, а тут… Черный запредел... С выжившими творится невозможное. Они начинают добровольно отказываться от человеческой идентичности. Мол, де лучше быть бродячей собакой… Возникают человеко-псы. Вещица называется «Че-псы».
Валентин (задумчиво): «Че-псы», значит... Опус нужный, про людоедство… Возможно, о нашем будущем… Да, а порно у тебя есть?
Евгений: Сюжет в чётках из девичьих жопингов.
Валентин: О, тогда порядок. Сало и слово, как говорят вольнолюбивые украинцы. Тебя прочтут!
Пауза.
Валентин: Пойдем, что ли, пить с соратниками?
Евгений: Не. Мы здесь неслучайно.
Валентин: Объяснись.
Евгений: Я невольно пропустил три дня твоего рождения. Я должен.
Валентин: И?
Евгений: Тебя ожидает мистерия.
Валентин: Мистерия? Как в средневековье?
Евгений: Как встарь. И ты можешь присоединиться к происходящему на сцене. Как встарь… Просто начнешь изображать какого-нибудь героя, можно, вымышленного.
Валентин: И театр станет жизнью. Или жизнь станет театром?
Евгений: Выбери сам. Ты единственный зритель.
Валентин: Класс!..
Евгений: Есть еще одна опция. В рамках мифа ты можешь заигрывать с любым на сцене. И скорее всего, тебе «дадут».
Валентин: Как встарь?..
Пауза. Фасетчатый «глаз» движется и останавливается напротив героев.
Валентин: Очевидно, я долго был в самоизгнании. Что здесь вообще?
Евгений: А что, по-твоему, могло произойти? У нас тут… чекист бессмертный… все ходит по цепи кругом… здесь чудеса… русалка на ветвях сидит…
Из-за кулис выходит актриса в мужском платье. Она загримирована под собеседников. На груди висит плакат: «Бессмертная душа Нефигуративного», на спине – «Бессмертная душа Лохих».
Валентин: Да?
Евгений: Когда Кощеево царство привычно летит под откос, у нас обычно меняется половое поведение. Нынче возобладали грех, глум и бред. Застрельщицей выступила детвора. Родились народные промыслы, типа, «Могу и дрочу». В соцсетях появились кружки по интересам, где любители коллективного сочиняют сюжеты порно-новелл. А потом сами же их на видео и снимают… снимаются сами. Ну и прочие перекрестные опыления.
Валентин: И выкрестные тоже?
Евгений: Повсеместно… Ясно одно. Наше победное движение вперед и вниз превратилось в возвратно-поступательное.
Валентин: О, русский грех, бессмысленный и беспощадный!
Евгений: Ты не «вкурил», похоже…
Пауза.
Актриса (к зрителям передом): Никогда не понимал – что она там делает на ветвях с мокрой жопой?
Актриса (к зрителям задом): Русалка? Нет, нет, это не персонаж с селедочным хвостом! На Руси русалками называли призракинь утонувших девушек. У них были две ноги, промежность и всякое другое, нужное в загробье.
Актриса (к зрителям передом): Аааа… А чего девушки тонули?
Актриса (к зрителям задом): Мода.
Актриса уходит.
Евгений: Ну а на вершине половой цепочки сегодня – театр импульсивных мистерий (разводит руками). Тирания доброты.
Валентин (морщась): Опять тирания!
Евгений: Тебе будет хорошо. Ниже поясницы… Кстати, постановка называется «Муха-цокотуха».
Евгений покидает сцену.
Ничего не происходит.
Ничего не происходит.
Ничего не происходит.
На сцену выходит Снежана. Она в ослепительно белых трусах и лифе, на животе неведомым образом закреплен шосткинский поднос с храмом на картинке. На спине виднеются прозрачные крылышки.
Снежана (закатывая глаза):
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза
Снежана (начиная маршировать):
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Снежана (просительно протягивая руки в разные концы зала):
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Маршируя, Снежана уходит за кулисы.
Появляется Мелодекламатор. В одной руке он несет стул, в другой – двуручную пилу и смычок. Исполнитель садится и начинает играть.
Мелодекламатор:
Пропили скрипку Страдиварии
В сельской «Чайной», в сельской «Чайной»
…………………………………………………
Пропили скрипку Страдиварии
В сельской «Чайной», в сельской «Чайной»
АКТ 2
На сцене в расслабленных позах лежат Снежана и Валентин.
Снежана (с прибалтийским акцентом): Нет, ну как это?! Мы играли свою импульсную мистерию. Играли, играли, играли. И вдруг попытка заняться анальным сексом!
Валентин (уныло): Так не получилось же ничего… Даже больно не было…
Снежана: Это от неожиданности! Но было пугающе! Было волнующе!
Валентин: Давно с женщиной отношений не было…
Снежана: Печалька!
Валентин: А анального секса никогда не было…
Снежана: Грустинка!
Валентин: Прости. Меня просто «развели», пользуясь моей вынужденной провинциальностью…
Снежана: Вот уж нет! Если ты хотел запомниться, ты запомнился!
Пауза.
Снежана: У меня гримерная рядом с залом, где тусят порно-фантасты. Всё слышно. А слышно одно: «Жопа, жопа, жопа». Вы все задо озабоченные, что ли?
Валентин: Кто как… Просто есть мнение, что припудренная женская задница -- умеренно в румянах и с «мушкой на щеке» -- есть новый общественный идеал.
Снежана (смеется): С «мушкой на щеке»? Как куртуазно! А что если там все «засижено»?
Валентин: Всем нам нужна хоть какая-то перспектива. Меридианы и шариаты.
Снежана: Зачем?
Валентин: Четко осязаемая, тьфу, осознаваемая цель и четкий вектор движения!
Снежана (смеется): Ладно, если только вектор… То есть, прежний дискурс, что все ****ой накрылось, уже не «катит»? Отзвенел, отцвел, исчез?.. Мне не нравится настроение твоего лица…
Валентин (с досадой): Да я вообще дурак! Вместо того, чтобы нежно гладить тебя по местам трудовой и боевой славы, разговоры разговариваю. У меня всегда так!
Снежана: Ну, это успеется! Дело-то нехитрое… Ты лучше расскажи: порно-фантастика, это что?
Валентин (неохотно): Наш гуру поставил в центр своей личной поэтической вселенной дерьмо и половые извращения.
Снежана: Гадость какая!
Валентин: Ровно 97 процентов читателей так и подумало. Между тем, это был крутейший эксперимент. Автор задумался, что было бы с миром, если бы даже самые примитивные нравственные категории заменило вот это.
Снежана: И что? Я не понимаю.
Валентин: Автор начал показывать, что стало бы с вселенною при таких раскладах. Как инженер человеческих душ, он прекрасно знал нутряную красоту современников, поэтому его произведения показались удручающе достоверными. Магия творческой лаборатории, что тут поделаешь?.. Все зацвело и запахло…
Снежана: Нет, ну надо же!..
Валентин: Самое забавное, что некоторые места опусов воспринимаются читателями как сатира на Кощеево царство. А это просто совпадения. Вот что заставляет задуматься…
Снежана: Иными словами, великая русская литература жива и творится прямо теперь?
Валентин: Подозреваю, что да…
Фасетчатый «глаз» движется и замирает над мужчиной и женщиной.
Из-за кулис выходит актер в женском платье. Он загримирован под собеседников. На груди и на спине висят плакаты, на которых ничего не написано.
Снежана (робко): А ты тоже порно-фантаст?
Валентин: И да, и нет. У меня умственное косноязычие. Но как-то я подумал: «А что, если писать как бы изнутри этакого вербального самородка?» Что бы были удачные вещи и намеренно неудачные, «темные» места в опусах, всякие крипто афоризмы, ригоризмы. Все, что любят читатели в великом писателе. Что любят литературоведы и историки искусства.
Снежана (смеется): Ты хорошо придумал! Играешь писателя да еще пишешь от его лица! Театр в «квадрате»! Мне такое по душе!
Валентин: А мне не очень. Почему мы говорим только обо мне?
Снежана: Ой, лучше не начинай!
Валентин (вкрадчиво): Итак, звалась она Снежана…
Снежана: А почему тебя зовут Валентин?
Валентин: Ответ готов с детства. Меня назвали Валентин в честь Юрия Гагарина.
Пауза.
Снежана (смеется): А, я поняла! Цепочка исторических фактов и ассоциаций!
Валентин: Ты умна, небесно-рыжая… Можно спросить?..
Снежана: Приехала в Москву поступать. И… поступила. Обо мне все!
Валентин: Это поступок! Вот только…
Снежана: Я знаю, ты придумаешь тысячу уловок, чтобы разговорить меня! Дудки!.. Я замыкаюсь в немоте! (Обнимает себя руками).
Актер (к зрителям передом): Нет, нет, нет! И еще раз нет! Все вот здесь (бьет по виску указательным пальцем)!
Актер (к зрителям задом): А мне иногда кажется, что я думаю всем телом.
Актер (к зрителям передом): Ну, если ты хочешь узнать о множественности мозгов… Один американский ученый сказал, что наш мозг триединый. Это -- мозг sapiens. Это -- мозг млекопитающего, ответственный за брачные игры и всякие радостные сосания. Это -- мозг рептилии. Последний -- во власти паранойи, отвечает за убийственные поединки, выживание, убегания и так далее. Он развит у чекистов и прочих чиновников, как основной.
Актер (к зрителям задом): Чушь! И что дает «твоя» теория?
Актер (к зрителям передом): Некоторое намекающее объяснение. Все мы, так или иначе, несчастливы. Плата за обособленность. Выбранное одиночество.
Актер (к зрителям задом): С ухарством и перверсиями?
Актер (к зрителям передом): С ухарством и перверсиями, с дельфиньим гриппом, с фильмой братьев Монгольфье «Прибытие поезда», с собакой на поводке, несущей в зубах любимую игрушку, с мнением, что лучшие русские – это таджики и прочая, и прочая.
Актер (к зрителям задом): Злой!
Актер (к зрителям передом): Что поделать? Даже у воробьев есть ядовитые железы. Достаточно выпить ведро воробьиной слюны и все, кердык. Я проверял.
Актер (к зрителям задом): Не сомневаюсь…
Пауза.
Актер (к зрителям задом): Кто-то обещал обручальное колечко…
Актер (к зрителям передом): Я нарисую его йодом.
Актер (к зрителям задом): Такого, наверное, ни у кого нет.
Актер (к зрителям передом): Безболезненное обязательство.
Актер (к зрителям задом): Зато подлинник!
Актер (к зрителям передом): Думаешь?.. У меня дома ухо Ван Гога прибито. В рамочке на стене. Когда-то это ухо в составе организма «палило» шедеврами. Вот где подлинный подлинник… Я ему шепчу иногда. Сокровенное…
Актер (к зрителям задом): Снова тебя «выносит»!
Актер делает книксен и уходит.
Снежана: А знаешь, Нефигуративный, я тебе, пожалуй, «дам». Что ты там хотел? В новый общественный идеал? Тогда мне в гримёрку. К умеренным румянам.
Она выходит, но тут же возвращается с фонариком в руке.
Снежана: Чтобы ты не скучал…
Она светит вверх. На прикрепленной к потолку стеле видна рептилия. Снежана светит выше: рептилия. Снежана светит выше: две рептилии. Снежана светит выше: рептилия.
Валентин (с содроганием): Они все время здесь были?
Снежана: Конечно. Вертикаль власти, что ты!
Валентин с ужасом на лице обходит «злое место». Он, не отрываясь, смотрит вверх.
Снежана: Как тебе нахлобученное небо?.. Эй, да что с тобой?! Валя! Валя!
Валентин падает на сцену. Снежана подходит к нему и садится на корточки.
Снежана: Чего же ты испугался, глупыш? Нет, ты все-таки деревня…
Валентин что-то неразборчиво мычит.
Снежана: Ладно, ладно, сейчас я покажу одну штуку. Закрой глаза.
Свет на сцене гаснет.
Свет загорается вновь.
На сцене Валентин и гигантская Сова.
Сова (голосом Снежаны): Ну да, я оборотень. Сова Оторопь, как называют ваши орнитологи.
Валентин что-то неразборчиво мычит.
Сова: Да не бойся же ты! Лучше посмотри, как я умею.
Оторопь глядит на рептилию и та падает со стелы. Сова наступает на гада.
Оторопь глядит на другую рептилию и та падает со стелы. Сова наступает на гада.
Оторопь глядит на двух рептилий и те падают со стелы. Сова наступает на гадов.
Сова (подходя к Валентину): Они все-таки укусили меня. Московский яд самый больнючий… Сейчас я умру. Но скоро вернусь. Ты дождись меня, ладно!
Оторопь падает и замирает.
Свет на сцене гаснет, в луче прожектора появляется Валентин. Он в замызганном больничном халате. На его бритую голову льется струйка воды.
Валентин (с мукой): Трампушка, Трампушка, забери меня отсюда!..
Свет на сцене гаснет, но загорается в зрительном зале.
Раздаются голоса свыше.
Женский голос: У тебя получилась страшная сказка.
Мужской голос: Зато ночь пролетела незаметно. Дай руку, и мы пойдем навстречу счастью.
Женский голос: Да-да… Но у тебя не рука!.. У тебя ворсистая лапа насекомого!!!
Пауза.
Мужской голос: Я пойду, запрягусь в нашу тележку. А ты подталкивай ее сзади.
Пауза.
Слышен скрип колеса.
Фасетчатый «глаз» начинает летать над зрительным залом. Иногда он замирает. Над мужчинами, над женщинами. Над детьми.
Раздаются детские голоса свыше.
Голоса (поют):
Самое главное - сказку не спугнуть
Самое главное - сказку не спугнуть
Самое главное - сказку не спугнуть
Самое главное - сказку не спугнуть
Самое главное - сказку не спугнуть
Самое главное - сказку не спугнуть
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №217042501265