Эмоциональный магнитофон Якоба Морено

                Всякий второй раз освобождает о первого
                Якоб Морено

Эта статья о Якобе  Морено и его психотерапевтическом методе – психодраме. Как известно – Якоб Морено был одним из отцов–основателей современной практической психологии. И хотя он менее известен, чем Фрейд или Юнг, именно он впервые употребил словосочетание «групповая психотерапия» и явился, основателем всей групповой терапии то есть по сути  всех тренингов. Морено известен в первую очередь, как автор-создатель психодрамы, социодрамы, социометрии и некоторых других психологических методов, но широта его интересов простиралась далеко за пределы психологии вообще. Есть, например, легенда, что Морено  был одним из изобретателей магнитофона. Правда ли это? Если попытаться поискать в сети изобретателя магнитофона, без упоминания имени Морено, скорее всего, ничего вы там о нем не найдете. Однако факт остается фактом в пятницу 3 июля 1925 года Нью-Йорк Таймс  сообщила своим читателям об изобретении «Радиозаписывающего устройства», которое было позднее названо «Радиофильм». Устройство было запатентовано, и, как сообщает сам Морено, именно в связи с этим изобретением (а может быть и благодаря ему) он перебрался из Авcтрии в США, где впоследствии открыл свои первый театр импровизации (по сути психологическую школу). Вот что писала Таймс:

 "Основную часть изобретения составляют диски, на которые звуки радио записываются при помощи спирали, состоящей не из глубоких и плоских канавок, как на обычных граммофонных пластинках, а из непрерывной линии точек, которые слабее или сильнее намагничиваются в зависимости от силы звука. Имеется также возможность стирать только определенные части этой пластинки и перескакивать к другим. Благодаря простому процессу диски можно размагничивать и использовать снова. Изобретатели заявляют, что не открыли новый принцип, а соединили известные элементы и создали нечто совершенно новое."
 
 Морено работал над этим изобретением совместно с инженером Франком Лорнитцем, ноу-хау было в том, чтобы записывать информацию сразу с двух сторон диска с одной – звук, а с другой – изображение. Так что не просто магнитофон - жесткий магнитный диск с видеозаписью! Удивительно, как могла  человека с двумя дипломами философа и врача, вообще заинтересовать эта тема? Что двигало им в желании не просто записывать звук, а создать устройство способной именно к перезаписи информации. Как известно для гения не существует границ и именно этот принцип – принцип возможности перезаписи информации лег в основу не только технического средства, но и стал основополагающим принципом «перезаписи психики» в Психодраме – другом гениальном изобретении Морено.

Но обо всем по порядку. Как известно психодрама – это метод групповой психотерапевтической работы позволяющий поставить сцену из жизни клиента для ее анализа, поиска наилучшего решения и дальнейшей терапии в целом. Процесс выглядит так:  на роли значимых для клиента людей, предметов, реальных или даже фантастических, симптомов, и даже чувств и переживаний назначаются люди из числа участников группы. После чего клиент, который в психодраме называется словом «протагонист», может выстроить сцену имеющую отношение к его реальной жизни. Это может быть как реальная сцена из прошлого, так и воображаемая фантастическая сцена. Поскольку вся сцена построена исключительно протагонистом, она является полным, как бы «3D» отражением его внутреннего мира. Таким образом психодрама дает психологу огромные возможности для диагностики: перед ним вся картина: слова, жесты, движения, проявленные телом осознанные и не осознаваемые чувства и т.д. Кроме того, у протагониста есть возможность самому выйти из сцены, поставив на свою роль заместителя, и посмотреть со стороны. Увидеть и оценить снаружи то, что происходит внутри. В этот момент все становится настолько наглядным и очевидным, что  осознание приходит к протагонисту при минимальном участии  психолога. Практически не приходится в чем-то человека убеждать, обходить его психологические защиты, чтобы показать клиенту, что на самом деле происходит. Достаточно назвать вещи своими именами.
 
Вот, например, описание одной из психодраматических сцен, свидетелем которой я был. Молодая женщина пришла на психодраму с запросом касающимся сложности вынашивания ребенка. У женщины уже есть дети, и она мечтала родить еще одного ребенка. Несколько раз она беременела, но каждый раз все кончалось плачевно, и ей не удавалось выносить и родить ребенка. Свою сцену она построили так: трое участников на роли ее реальных живых детей стояли с одной стороны от нее и ждали ее внимание. В то время, как с другой стороны  лежали на полу ее «не рожденные дети». Сама женщина встала к рожденным детям спиной, а к не рожденным лицом и разговаривала только с ними. Здесь стоит уточнить, что психодрама чудесна уже тем, что в ней можно поговорить, например, со своими не рожденными детьми. И ответить себе самому на поставленные вопросы, заняв потом их место, что уже приносит значительное облегчение.  Женщина спрашивала у не рожденных детей, почему они не хотят прийти в ее жизнь, уговаривала их, плакала. При этом она настолько была погружена в этот диалог, что совершенно не замечала живых и реальных уже рожденных детей с другой стороны, в то время, пока они жаждали ее внимания и заботы. Терапевту хватило нескольких фраз, чтобы выведя ее из сцены, и показав со стороны – пояснить  женщине, что в ее семье не рождённым быть выгоднее – получаешь больше внимания и любви. Это и является главной психологической причиной. Женщина задумалась над тем, как мало она уделяла внимания своим детям, забывала о них в своем, явно невротическом желании родить еще.

Еще один пример, уже из моей практики. Молодой человек озвучил запрос примерно так:
 
«Я уже давно работаю специалистом, но меня не повышают? Как сделать так, чтобы начальник меня повысил?»

В связи с запросом я поставил сцену, в которой предложил протагонисту попросить у своего руководителя все то, что, по его мнению, соответствует руководящей должности, все что угодно. Протагонист выбрал: высокое социальное положение, большую зарплату, уважение коллег, интересные задачи. На каждую из этих благ были назначены люди из участников группы. После того, как протагонист встал на роль руководителя, у которого просят все эти вещи, он сказал, что просто так не отдаст, что что-то здесь не так, так не бывает. На мой вопрос: «Что? Чего не хватает?». Он ответил, что не хватает ответственности. Могу все это отдать, но только вместе с ответственностью. Глядя на все это со стороны, протагонист признал, что всегда избегал брать на себя ответственность, и считал это особо ценным своим качеством – умение избегать ответственности…

Однако возможности психодрамы не ограничиваются только диагностикой и осознанием. Очень часто человек поступает деструктивно по отношению к себе снова и снова совершает одну и ту же ошибку, как бы руководствуясь какой-то ошибочной инструкцией или установкой. Притом сила этой установки настолько велика, что избежать повторения ошибки не удается, даже осознавая ее. Жизнь становится похожа на заезженную пластинку, когда игла, запинаясь на поврежденном месте, перепрыгивает назад и  снова, и снова повторяет одну и ту же фразу. Сценарий жизни снова и снова повторяется как «день сурка», каждый раз усиливаясь, и неся все более разрушительные последствия. И что же делать? С пластинкой ничего не поделаешь, как не  жаль. Вот если бы можно было ее переписать, как магнитофонную кассету. Ну а как же наша психика? Грамофонная пластинка или кассета? Можем ли мы «перезаписать» установки, записанные где-то глубоко в нашем подсознании, которые приводят к нежелательным нашим действиям и решениям. И как сделать это безопасно и эффективно.

Давайте попробуем разобраться, и для начала надо понять, как происходит эта «запись» - формируются наши установки. Как известно большинство наших установок были «записаны» нами в раннем детстве (от 3 до 5 лет по разным источникам). Мир тогда был для нас, наполнен яркими событиями. Каждый день случалось что-то экстраординарное. Тогда, на фоне яркости этих событий, мы запоминали все вокруг нас очень быстро. Чтобы понять, можем ли мы перезаписать наши установки, давайте  обратимся к тому, как устроен наш мозг, а если точнее к одону из процессов - процессу запоминания, которую в своей книге «Эмоциональный интеллект, почему он может значить больше, чем IQ» описал Дениэл Гоулман. В книге он достаточно подробно описывает, как работает механизм запоминания в критической ситуации – точно также, как в глубоком детстве, когда каждая ситуация встречи с новым была для нас по сути критической. В книге Гоулман описывает разные составные части мозга, и как они взаимодействуют между собой в процессе запоминания.

«В то время как гиппокамп помнит голые факты, миндалевидное тело хранит в памяти эмоциональный аромат, присущий этим фактам. Если мы попытаемся обогнать автомобиль на двухполосной дороге и едва избежим лобового столкновения со встречной машиной, гиппокамп запомнит подробности этого происшествия вроде того, по какому участку дорогимы ехали, кто был с нами, как выглядела другая машина. Но именно миндалевидное тело будет потом накрывать нас волной страха всякий раз, когда мы будем пытаться обогнать какую- нибудь машину в сходных обстоятельствах….»

Получается, что формирование многих особенно сильных установок обусловлено особым состоянием человека в момент переживания события. Событие вызывающее сильные эмоции - как положительные, так и отрицательные - как бы включает на запись наше эмоциональное «записывающее устройства» и формирует установки. Именно поэтому мы так хорошо помним многие обстоятельства, сопутствующие тому или иному крайне значимому событию. Я, например, прекрасно помню, где и при каких обстоятельствах увидел первый раз новость про теракт в Нью–Йорке 911. Помню, какой был телевизор, где он стоял, чем я был занят в тот момент, но напрочь забыл имя своего коллеги, который в этот момент сидел в соседней комнате. Хотя обращался к нему по имени десятки раз в день в процессе работы на протяжении нескольких месяцев. Вот как описывает этот процес Гоулман:
«Мозг пользуется простым, но ловким способом регистрации эмоциональных воспоминаний с особой силой: те же самые нейрохимические системы приведения в боевую готовность, которые «натаскивают» организм реагировать на угрожающие жизни чрезвычайные обстоятельства борьбой или бегством, а также ярко запечатлевают этот момент в памяти. В состоянии стресса (или тревоги, или, возможно, даже сильного радостного возбуждения) нерв, идущий от головного мозга к надпочечникам, расположенным в верхней части почек, инициирует секрецию гормонов эпинефрина и норэпинефрина, которые прокатываются волной по телу, заранее готовя его к критической ситуации. Эти гормоны возбуждают рецепторы на блуждающем нерве; помимо того, что блуждающий нерв передает сообщения из головного мозга, управляющие работой сердца, он также служит средством передачи обратно в мозг сигналов, вырабатываемых под воздействием эпинефрина и норэпинефрина. Миндалевидное тело занимает в головном мозге главное место, куда поступают все эти сигналы; они возбуждают нейроны, или нервные клетки, в самом миндалевидном теле, чтобы сообщить другим зонам мозга о необходимости покрепче запомнить происходящее событие. При такой активации миндалевидного тела большинство моментов эмоционального возбуждения, видимо, запечатлевается с дополнительной силой; вот почему мы обычно лучше запоминаем, куда ходили на первое свидание или чем занимались в тот момент, когда услышали в новостях сообщение о взрыве космического корабля «Челленджер». Чем сильнее возбуждение миндалевидного тела, тем прочнее отпечаток, ведь не секрет, что переживания событий, которые напугали или потрясли нас боль- ^Шё других, остаются для нас неизгладимыми воспоминаниями. Это означает, что мозг фактически имеет две системы памяти:одну — для обычных событий, другую — для эмоционально заряженных. Система, специально предназначенная для эмоциональных воспоминаний, сыграла исключительно важную роль в процессе эволюции, обеспечивая животным возможность сохранять особенно яркие воспоминания о том, что им угрожает или доставляет удовольствие…»

В раннем детстве любая происходящая с нами ситуация расценивалась подобно критической, поскольку была нова и требовала полной концентрации для принятия решения, и наш «эмоциональный магнитофон» работал на всю катушку. Позднее, когда мы накопили достаточно большую «фонотеку опыта», мы все реже и реже обращаемся к записи, ведь уже есть ранее записанные, излюбленные варианты поведения в повторяющихся, как правило, жизненных ситуациях. В этом и есть польза опыта, нам не надо каждый момент принимать решения, есть готовые уже выработанные ранее проверенные решения. В этом же и проклятие опыта. Каждый раз, поступая одинаково, мы получаем одинаковый результат. А если он нас не устраивает? Именно в таких ситуациях нам и нужна возможность «перезаписи» установок. Хочешь иметь то, чего у тебя никогда не было – начни делать то, чего никогда не делал. Это старая истина. Но как?

Из всей логики предыдущего рассказа  следует, что для «перезаписи» установки нужно создать яркую эмоционально окрашенную ситуацию. И тогда «эмоциональный магнитофон» включиться. Где же ее взять? Многие современные психологические и даже бизнес тренинги построены на таком приеме: на тренинге, путем жесткой критики и помещения участников в ситуацию неопределенности, создается стресс чтобы включить на запись «эмоциональный магнитофон», это теоретически помогает «перезаписать» те или иные установки связанные с темой тренинга. Однако вероятность попадания этой перезаписи в реальную потребность пришедшего на тренинг человека не велика. Зато велик шанс, что участник обесценит полученный опыт, только потому, что это не его опыт, и ситуация в общем то выдуманная. Создателям тренингов приходится придумывать все новые и новые задания и игры, чтобы снова и снова погрузить вас в стресс.  Другое дело, когда на тренинге ты работаешь именно со своей ситуацией, реально  случившейся с тобой в прошлом. И сейчас ты можешь посмотреть на нее со стороны. Вот в этот самый момент и происходит чудо! Во-первых – заново переживается стресс реальной ситуации и включается «эмоциональный магнитофон», во-вторых вспоминается вся цепочка подобных ситуаций в жизни – все те случаи, когда ты делал губительный для себя выбор, руководствуясь неверной установкой. Часто даже с первого раза удается сразу найти ту, первую, базовую, самую раннюю ситуацию, когда запись впервые была произведена. И теперь, когда «эмоциональный магнитофон» включен, можно скорректировать эту запись. Но как? Как поступить, ведь своего опыта иного решения этой ситуации у вас нет? Зато такой опыт, как правило, есть у участников, ведь их много и они разные. Психодрама на этом этапе предоставляет не ограниченное поле для вашего эксперимента. Можно рассмотреть разные новые способы решения стоящей перед вами задачи, основываясь на опыте других участников или тренера, выбрать лучший для себя, опробовать его прямо здесь и сейчас. И, если вариант рабочий, благодаря нужному эмоциональному состоянию – новая установка будет четко «записана» в нужное место. Теперь у вас есть новый иной, эффективный опыт, новый способ действий, а значит, будут и новые результаты.
Психодрама позволяет не только «проигрывать» ваши установки, но и включает кнопку «запись», которая напрямую связанна с эмоциями и чувствами.
Таким образом, психодрама позволяет очень эффективно за один сеанс решать психотерапевтические задачи от диагностики до коррекции. Качество работы напрямую зависит от глубины вовлечения вас, как участника в процесс, силы испытываемых вами чувств. В этом смысле психодрама действительно очень похожа на магнитофон: приходишь со своей «кассетой» проигрываешь, смотришь, «перезаписываешь» то, что не нравится – получаешь новый результат! Эффективно, экологично, быстро.


Рецензии