Явное и теневое

Юрий Банько
 


              Придерживаюсь мнения, что каждый человек является .... Богом в развитии. Да, да, без исключения, был это человек Запада, Востока, Севера или Юга. И без значения здесь народность, образование, социальный или другой статут каждого человека на планете Земля. В этом смысле самый видный интеллигент равен по своему значению самому  „нецивилизованному” представителю человеческого рода. Более того, все люди со своими особенностями, мыслями и действиями не являются случайными на этом свете.

              Большая часть этого „сотворённого хаоса” всё ещё непознаваемая людям. Независимо от этого некоторые вещи становятся всё более понятными и о которых непрерывно дискутируется и рассуждается. 

              Эти всё более понятные земные и космические вещи и явления совсем условно можно представить как явные и теневые, то есть более ясные и не совсем выясненные и используемые. Попытаюсь затронуть те из них, которые более интересные для меня, а надеюсь и для других.

              Начинаю с тысячелетних споров между мудрецами, учёными, теологами и обыкновенными людьми о происхождении Человека, Земли и Вселенной. Обыкновенно всё сводится к фокусу, что является первичным Материя или Дух? В соответствии с представленными предположениями и „доказательствами” всякая сторона выглядит убедительной в своей правоте. 

              Как гром с ясного неба воспринимаются последние научные открытия, которые „перечёркивают” эти два взгляда спорящих сторон. В соответствие с научными открытиями квантовых физиков оказывается, что всё материальное и духовное является нечем иным как .... энергией! Самые яростные фанатики и даже скептики замолкают перед фактом, что квант, в соответствие с представлением о нём воспринимается, то материальной, то световой частицей, а то  одновременно и тем и другим, что является бесспорным доказательством энергийной первичности мира.

              Предстоят дальнейшие выяснения происхождения энергии и энергийной гармонии во Вселенной. Конечно, уже имеется „громада” научных предположений об энергийной сущности Вселенной, но нет ни одного более-менее убедительного доказательства. В некотором будущем ответы об энергийных загадках бесспорно будут найдены, что зависит, по-моему, от уровня „зрелости” человечества.

              Меня интересуют некоторые истины и полуистины о людях и о их индивидуальностях. В этом смысле кем или чем являются люди? Это просто часть более разумной энергии или специфичная саморазвивающаяся по некоторым природным законам энергия?

              Для большей убедительности при „выяснении” некоторых загадок попробую „опираться” на эмпирические доказательства, факты, общепринятые мнения, личные анализы, логику, интуицию и чувства.

              Неисчислимо множество древних мудрецов, которые занимались расшифровкой человеческих загадок. В связи со сравнительно поздним появлением письменности их имена нам неизвестны. Независимо от этого создававшиеся жрецами, вождями и мудрецами мнения и выводы перерастают в школы и учения. К наиболее известным таким относятся Йогистика и Каббала.

              С появлением письменности появляется и информация о нравах (традициях), обычаях и особенностях отдельных личостей, общностей и народов. Впоследствии эта информация начинает увеличиваться перерастая в понятия о морали, нравственности, этике, эстетике, праве, воле и человеческой силе. Наиболее известными древними личностями в этой сфере являются Орфей, Сократ и Аристотель.

              Бытует даже мнение, что именно Аристотель полагает начало этике, что воспринимаю с известными резервами, отдавая должное его учителям и предшествующим мудрецам. Позже (ориентировочно во 2-м веке до новой эры) появляются старогреческие философские этичные учения и школы. Это стоицизм, гедонизм, эпикурейство.

              Стоицизм является космополитическим мировоззрением, от которого проистекает божественный принцип о всех природных явлениях и естественных связях. Правильным направлением считается культивирование сознания путём действий в согласии с Природой и непрерывных упражнениях в добродетельности. Утверждается, что мудрый человек счастлив даже и в уединении и во всяких ситуациях поддерживает душевное равновесие.

              Гедонизм это школа в этике, которая возводит в культ удовольствия и наслаждения. Они принимаются за самые важные ценности и самые высокие цели в жизни всякого человека.

              При эпикурействе ищутся умеренные удовольствия с целью постижения стабильного состояния и освобождения от страха. Это постигается путём познания, приятельства и стремления к добродетельной и спокойной жизни.
    
              Идеи близкие до стоицизма и в некоторой степени до эпикурейства можно найти и в учениях Йога и Каббала. В тоже время эти учения не воспринимают идеи подобные гедонизму, как вредные для человеческого здоровья.

              Впоследствии оформляются разделы в этике, как мета, нормативная и прикладная. Мета этика стремится понять  характер и природу оценок, восприятий и решений. Нормативная и прикладная этика занимаются изучением этичных действий и расследуют набор вопросов, которые возникают при обдумывании действий в моральном смысле.

              Лично я сторонник взляда, что природный синхрон, ум, симметричность и красота являются видами верховного искусства, влияющих положительно на человеческую мораль. Именно это, по-моему, определяет понятие называемое эстетикой. Это вид общественной идеологии направленной на исследование идейной сущности и формы прекрасного в природе, в художественном творчестве и в жизни. Здесь всё ещё не всё выяснено до конца. В научных кругах водятся споры о том как точно воспринимать термин „искусство”. Всё ещё дискутируется разница между прикладным и изящным искусством. Однако, воспринимается, что если умения используются для рекламы или для торговских целей, то это уже называется дизайном, а не искусством. Независимо от этого и они могут объявляться искусством под формой аппликаций.

              Возвращаюсь к истокам и направлениям понимания морали, производные которой являются справедливость, нравы, традиции (обычаи) и симпатии личностей, общностей и народов. Проведённое сопоставление содержания этих компонентов по отдельным личностям, общностям и народам показывает, что они имеют совсем сходное ядро понимания этих понятий. Они являются относительно постоянными, но всё же изменяются  в течение сравнительно долгих периодов времени.

              Поясняю моё восприятие морали через её самую важную категорию под названием „справедливость”. Она, как и мораль, делится на природную (божественную) и человеческую.

              Природная справедливость всё ещё мало известна людям. Она опознаётся и усваивается через опыт и инстинктивные чувства о происходящем и случающемся с людьми в течение прошедших тысячелетий, столетий и в настоящее время. Существуют бесчисленные доказательства, что коварное или необоснованное причинение порчи или смерти человека наказывается Природой (Богом) бумеранговыми последствиями, которые значительно более болезненные от причинённого зла. Нечто подобное наблюдается с кражами и обманами, когда они связаны с желанием обогащения за счёт наивных или доверчивых людей, через брутальные и необоснованные действия.

              Эти закономерности уже давно известны людям образованным или знающим кое-что о магии и гипнозе. Вот почему в наше время к злостным действиям, магии и гипнозу прибегают только невежи и лица с психическими отклонениями.

              Исторический принос в утверждении человеческой справедливости имеют классические вероисповедания (религии). Во всякой из них постоянно текут процессы за всё более ясную формулировку этой тематики. В происходящих долгосрочных изменениях наблюдается увеличение количества классических религий, а также и количества нововозникающих народов и государств. Предполагаю, что именно проблемы связанные со справедливостью являются двигателями этих тенденций и процессов. Всякий из нас использует человеческие понятия о справедливости для оправдания и успокоения своей психологической настройки в конкретных помыслах, действиях или бездействиях. 

              Известная людям информация о морали и справедливости является только одной незначительной частью природной (божественной) такой. Если попытаться представить это условно, используя за пример океанский айсберг, то известная людям информация является только незначительной его верхней частью.

              Анализируя глобальные и локальные события на планете Земля, связанные с природной моралью и справедливостью, прихожу к некоторым выводам, которые естественно подлежат более глубоким дискуссиям и доказательствам. 

              Природная справедливость не терпит никакого застоя в жизни каждого человека, семьи, общности и народа. Под застоем имею ввиду успокоение в мышлении и действиях, удовлетворение достигнутым, бескритичное отношение к навязываемой политике. Природная справедливость не признаёт превращения в безошибочные догмы всевозможных учений, писаний, новейших научных открытий и всевозможных реформ.

              Существующие государственные, частные, светские, религиозные, этнические и народные структуры подвергаются постоянным испытаниям, сомнениям, доказательствам и изменениям при утверждении их жизненной целесообразности. В результате этого появляются и оформляются всё новые и новые структуры и организации всестороннего естества. Междуличностные и международные отношения подвергаются постоянному усовершенствованию. Это сопутствуется возникновением более моральных, справедливых и свободных взаимоотношений между людьми. Все эти тенденции и проявления совсем условно называю „роением”. 

              Это всё как глобальное явление называю человеческой сущностью, которая всё ещё является непознаваемой людям в связи со своей природной (божественной) сложностью и недоступностью. Каждый имеет право её представлять по-своему, что и намереваюсь сделать.

              Существующую человеческую организацию общественной жизни представляю себе в виде следующей схемы: „Эволюционные периоды, плюс периоды социальных взрывов”. Попытаюсь объяснить моё представление о всякой составляющей части этой схемы. Эволюционные периоды делятся на мирные и военные. В течение мирных периодов народы и человечество в целом заняты созидательным трудом и удовлетворением насущных требований людей. В это время темпы развития во всех областях по каждой отдельной стране различные и зависимые от многих факторов.  Одним из основных факторов, по-моему, является организация общественной, семейной и личной жизни, которая весьма широкоспекторная, начиная с всевозможных диктатур и заканчивая „скрытыми” анархиями. В военные периоды наблюдаются беспрецедентные кровопролития и резкое уменьшение населения. В некоторых случаях потери воюющих сторон достигают фатальных размеров, при этом некоторые народы исчезают от лица земли или „растворяются” в других народах. Вместе с тем наблюдается и  появление „новых” народов по пути их количественных и качественных изменений, а также и из сродных этнических и религиозных групп нселения осознавших свою историческую значимость. В военные периоды темпы развития народов во всех областях обыкновенно резко увеличиваются. Некоторые эксперты называют эти темпы развития „геометрическими”, а в мирные периоды „арифметическими”, что похоже больше на внушение, чем на реальность, так как пока такая зависимость реально не доказана. По-моему, основными двигателями более быстрых темпов всестороннего развития народов в военные и послевоенные периоды являются психологические факторы.

              Социальные недовольства и взрывы проистекают из человеческих взаимоотношений. Они сравнительно более редкие в сравнение с военными периодами, но их последствия более значительные и воздействующие в макро и в микро масштабах. Эти процессы сводятся к человеческой сущности, к достоинству всякого человека, которые связаны в основном с равноправием между людьми, с равными стартами между ними и с равными возможностями. По своей сущности это и есть настоящая конкуренция между людьми, которая формируется и поддерживается общественным мнением и соответствующим правовым обеспечением.

              Высказанные мнения и предположения не исчерпывают моего любопытства в отношении загадок природной морали и справедливости. Что относится к человеческой морали и справедливости, то часто эти понятия сравнивают с добротой и полезностью. По своей сущности это поведение, которое ожидается от личности. Основные положения желательного поведения людей обыкновенно расписывают в правовых положениях обществ или просто в праве.

              Независимо от специфичности национальных правовых отношений основные их положения как правило совпадают или являются близкими по своему смыслу. Именно на этой основе строится и международное право, с усовершенствованием которого занимаются все народы и государства. Припоминаю, что право, мораль и нравственность Гегель считает последовательными моментами диалектического развития свободы.

              Придерживаюсь мнения, что каждый человек рождается с полным объёмом знаний о земной и космической действительности. По необъяснимым пока причинам доступ к этой информации находится в загадочной зависимости от уровня развития человечества. Существуют неоспоримые доказательства подобного твердения и они связаны с разными человеческими травмами обыкновенно в области головного мозга. Другая категория людей, которая имеет необыкновенные информационные возможности без регистрированных травм вероятно их получила как наследственное эхо от травм их предков, а также от травм в периодах беременности и рождения. Это мои предположения, но более достоверного объяснения подобных явлений пока не могу открыть при анализировании специализированной литературы.   
 
              Новые научные открытия в одной или другой области, по-моему, являются видимым расширением образовательного горизонта, который становится доступным всякому человеку в независимости от его расового и национального происхождения и местожительства на планете Земля. Это нечто подобное таблице умножения, которую более быстро или более медленно выучивает всякий человек при необходимых для этого усилиях и условиях.

              Необъяснимой всё ещё остаётся закономерность препятствующая монополизированию научных открытий одним человеком, группой людей или государством. Когда по одной или другой причине предпринимаются опыты засекречивания определённого открытия, то это открытие „неожиданно” делают специалисты в других странах и засекречивание теряет свой смысл. Обыкновенно „озарённые” с открытыми уже „секретами” являются учёные из конкурентных стран. Когда конкурентные страны не имеют необходимого научного потенциала для конкурентных открытий, то секреты легко „просачиваются” для них всевозможными способами. Всякие другие внушения являются информационной пылью „негигиеничных” людей, работающих в „негигиеничных” информационных центрах.

              Всевозможные опыты об особенностях и привилегированностях некоторых личностей, народов и государств являются временными явлениями, которые „коррегируются” во времени событиями развенчающими эти претензии. Не буду приводить подобные примеры, так как все они хорошо известны везде и повсюду.

              В конце ХХ и в начале ХХI веков произошли исторические изменения в мире. Некоторые видные мировые философы поспешили объявить целый ХХI век веком политичесих и социальных манипуляций. Только отчасти могу согласиться с такими выводами, так как эти манипуляции начинают становиться анахронизмами уже к настоящему времени. И никакие гибридные и другие информационные „выкрутасы” не могут оправдать существующее напряжение в мире.

              Неоспоримая истина заключается в факте, что люди всё настоятельнее желают жить в мире, где господствуют справедливость и любовь. Философские основы подобного мироустройства уже сравнительно давно существуют в классических вероисповедованиях.

              Надо отметить, что в защиту и за  утверждение подобного мироустройства сделано невероятно много и в светской философии. Труды известных классиков в этой области направлены на беспощадную критику капиталистических общественных устройств, но в них отсутствуют работающие постановки и схемы по созданию конкурентного поведения между людьми при новом строе. По существу это и одна из причин неудачной организации реального социалистического общества в восточноевпропейских странах и распада СССР, Югославии и Чехословакии на отдельные государства. Хотя основная причина произошедшего это неспособность и нежелание управляющих елит в этих странах выработать необходимую стратегию и тактику выхода из искусственно созданной кризисной ситуации.

              В других государствах мира, которые называются „народные” и „социалистические” начали применять в их управлении комбинированные подходы. Это однопартийные диктатуры, что является видом династического управления, в сочитании с экспериментальными контролированными властями методами в основе которых находится диктатура капитала. „Злые языки” утверждают, что этот вид управления подкрепляется и другими диктатурами, основную из которых условно называю диктатурой молодости. Это диктатура, при которой отсутствует классический вид пенсионного обеспечения пожилых и больных людей. В реальной действительности это доводит до ускоренного „редуцирования” количества непродуктивного населения, независимо от наличия уж альтернативной социальной защиты этих категорий людей.

              Это „многодиктатурное” управление „народными” и „социалистическими” государствами в настоящее время является невероятной конкуренцией в отношении „передовых”  капиталистических государств. Позволю себе напомнить, что жизненный стандарт и социальное обеспечение в „передовых” капиталистических государствах обеспечивается через борьбу во время выборов между партиями в приложении их управленских программ. В существующих „народных” и „социалистических” государствах жизненный стандарт и социальное обеспечение всецело в руках одной управляющей (династической) партии. Предполагаю, что время и неумолимые законы человеческого развития будут вносить и в два подхода по управлению обществами неизвестные ещё коррекции.

              Во второй половине ХХ века и особенно к его концу и началу ХХI века происходит невероятная медийная „шумиха” по так называемому понятию глобализм. Попытаюсь выразить своё мнение откуда появилось это понятие его смысл и будущее.

              Название проистекает от английского слова „Globe” (сфера, шар), которое заимствовано от латинского понятия „Glolus” подобного смысла. Ещё с 1550 года это слово начинают использовать при объяснении планеты Земля и её трёхмерной проекции.
 
              Существует энциклопедичное толкование этого понятия, которое имеет следующее содержание. Глобализация является процессом нарастания экономических, социальных, технических, политических и культурных взаимосвязей в отношениях между отдельными странами, организациями и людьми. Этот процесс связан с глобальным распространением и взаимным проникновением идей, капиталов, технологий и элементов культуры.

              Всеизвестны взаимные контакты между отдельными регионами, народами и странами с изначальных времён. Значительные ускорения по утверждению подобных контактов вызывают движения народов с Востока на Запад и обратно и завоевательные походы легендарных личностей и их войск. Контакты между отдельными регионами усиливаются после Великих географических открытий и „завоеваний” европейцев. Имею ввиду процессы связанные с заселением Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Сибири и Средней Азии. 

              Особенную роль в этих процессах имеет меняющееся сознание людей, всё более совершенные формы транспорта и информационных связей. Оценивая эти факторы профессор по социологии Ролан Робертсон (США) высказывает мнение, что глобализация является „сужением мира и усилением в целом мирового сознания”. Это вызывает мировую сенсацию! Информационные средства массовой информации „раздувают” высказанное мнение, превращая муху в слона. Появляются даже всевозможные мистические внушения и вымыслы, превращающие глобализацию в некое необыкновенное чудо.

              Более того это раздутое „чудо” „подхватывают” и некоторые учёные. Формулируются такие определения как  „компрессия пространства”, „столкновение между разными  переплетающимися компрессиями пространства” и другие подобные фантасмагории, которые из сферы квантовой физики, но даже и там они всё ещё дискуссионные.  „Возникают” разные тенденции в глобализации, такие как: ультралиберальная, американизированная, азиатизированная, ислямизированная, консервативная, регионизированная, альтернативная, социалдемократизированная и так далее и тому подобное.

              Во всём этом есть известный смысл, так как человеческое развитие является динамичным процессом недопускающим застоя, но не следует считать глобализацию невероятным чудом. Это естественный процесс, который не нужно преувеличивать. Всё равно как начать поднимать шум от эффекта соединенных сосудов или нечто подобное. Самым важным в случае является то, что всякий ищет и защищает свои интересы и мотивы. Конечно, необходимо внимательно наблюдать, анализировать и синхронизировать всё это каждым участвующим в этих естественных процессах взаимного ”проникновения”. Естественно, многосторонними и сложными являются „столкновения” между мотивами и интересами отдельных личностей, общностей, народов и государств, в которых нет места для вымыслов, а только для прагматичных мышлений и действий. 

              Всё ещё мало известно о невероятных энергиях и возможностях эмоциональной психики. Эмоции весьма разнообразны и противоположны.  Обыкновенно их делят на: положительные - благодарность, восторг, любовь, радасть,  счастье, удовлетворение, ...... и т. д. и отрицательные - гнев, паника, раздразнение, ревность, ужас, ярость ...... и т. д. 
 
              Пребывание каждого из нас во всех этих природой определённых эмоциональных состояниях при конкретных ситуациях является вполне нормальными и полезными мигами. Это так, потому что каждый такой миг заряжает нашу психику с „нюансной” „космической” энергией. Обыкновенно такая зарядка происходит в автоматичном режиме, каким наделён всякий здоровый (синхронизированный) человеческий организм.

              Синхронизированность организма, по-моему, определяется его гигиенным психологическим уровнем. Этот уровень формируется из множества показателей, из которых самым важным является семейное воспитание от рождения до завершения полнолетия каждого из нас. 

              Придерживаюсь к классическому понятию о семействе. В моём представлении оно состоит из официальной регистрации семьи, воспитания детей в материнской и отцовской любви, взаимопонимания между членами семьи и ответственности каждого за каждого, формирования чувств благодарности, удовлетворения, любви и справедливости.

              При наличии подобного воспитания всякое лицо находится в автоматичном синхроне  и без проблем преодолевает всякие эмоциональные ситуации. При отсутствии гигиенного уровня появляются смущения и проблемы при вхождении, пребывании и выходе из всякого эмоционального состояния. Всякое психологическое отклонение и „зацикливание” в ходе эмоций связано с опасностью появления всевозможных заболеваний.

              Об особенностях всякого чувственного (эмоционального) состояния предпочитаю руководствоваться собственным опытом и информацией из Интернета, который является невероятным современным советником, но всё подсказанное нужно  тщательно „фильтрировать” и „гигиенизировать”. Эта информация при элементарных усилиях может сделать всякого из нас самостоятельно подготовленным парамедиком, что в современных условиях прямо-таки жизненно важно и необходимо.

              В случае не считаю необходимым высказывать все мои понятия и отношения (пережитые и наученные) по всем эмоциональным (чувственным) состояниям. Однако, вкратце выскажу своё мнение по двум из них, которые считаю немного „позабытыми”, то есть не достаточно обсуждаемыми и модными в наших отношениях.

              Начинаю с чувственного понятия по названию благодарность. Это положительная эмоция или психическая настройка, которая появляется в ответ на то, что кто-то доволен за что-то сделанное, сказанное или написанное.

              В историческом аспекте благодарность проистекает из взаимоотношений между людьми, морали, традиций и классических мировых религий. У меня сложилось впечатление, что в наши уж „модерные” времена, по ряду субъективных и объктивных причин, это понятие находится на незаслуженном низком уровне в наших чувственных отношениях. Часто забываем переживать и выражать в достаточной степени нашу душевную благодарность Природе (Творцу), нашим родителям, любимым, друзьям и всему известному и неизвестному что радует нашу душу и сердце. Убеждён, что только путём „гигиенизирования” этих позиций сможем в достаточной степени уважать себя и заслужить уважения идущих после нас.

              Бесспорно, моё впечатление субъективное, так как существуют и всевозможные положительные исключения и другие мнения. Однако, соотношение этих исключений к общей „громаде” негативов подобно соотношению между числом альтруистов и эгоистов. Естественно, эти соотношения меняются и различаются по отдельным народам, культурам и религиям.

              Впечатляюсь от невероятно высокого уровня этого чувства в традициях так называемых „хазаров”. Это народы жившие в древней империи „Хазарский каганат”. В конце своего величия народы этой империи расслаиваются на две религии, которые ислам и иудейство. Теперешними потомками людей этой древней империи являются многочисленные народы Северного Кавказа с исламским вероисповеданием и „хазарские” евреи, потомки элитных родов каганата принявших ещё в древности иудейскую религию и язык. В связи с верскими противоречиями с исламистами евреи были вытеснены из их древней прародины и теперь живут в разных регионах мира. Ходят слухи, что в настоящее время это население составляет более 80% общего населения евреев в мире, при этом не отвергается и версия  библейского происхождения одной части из них. 

              Самый низкий полюс этого чувства у народов воспринимающих определённое направление буддисткого вероисповедания. У них преобладает в одной или другой степени диктатура молодости, которая водит до самого низкого уровня благодарности в мире.
 
              По-моему, это две полярности чувства благодарности. Чувства благодарности у остальных народов находятся где-то между этими двумя полюсами. 

              Благодарность обладает невероятной силой, которая может изменять судьбы людей и народов. Это таинство, которое способно возвеличить всякую личность и народ, которые становятся светлыми и красивыми, а не серыми и видимо безличными.

              При всяком выражении благодарности излучается любовь, которая вдохновляет на великие и благородные действия. Заканчиваю своё мнение библейской истиной, о том что Иисус Христос каждый раз перед тем как сотворить одно из своих чудес „входил” в прочувственное эмоциональное состояние выражающее благодарность. Заслуживает задуматься над всем этим. 

              Эмоция под названием удовлетворение является всепризнатым выражением человеческого счастья. Удовлетворение является к каждому из нас при постижении определённой цели, которая предшествуется успешным завершением определённых психических, физических и моральных усилий. Цель постигнутая с неморальными усилиями непременно наказывается разочарованием, которое обыкновенно появляется не сразу, а после дальнейшего непременного переосмысливания.

              Часто удовлетворение постигается после истечения продолжительного времени. Некоторые называют это отложенным удовлетворением или терпением. Это одно из важнейших качеств каждого человека, общности, народа и непременно является и воспринимается волевым добродетелем. Происхождение человеческой воли всё ещё является таинством. Воля является важным показателем человеческой сущности, с которой всякая личность, общность и народ всё больше приближаются к полной свободе.

Юрий Петрович Банько,
Вилла „Боровец”,
Город Варна,
Болгария,
20. 04. 2017 г.               
               


Рецензии