Изумрудные глаза

- Соня, включи  Толкунову. Голос у неё такой  нежный,  вкусный.

- А ты что, на язык его пробовала?- Съехидничала подруга.

Хозяйка дома Ася Мишкина  пекла  на кухне  пирог, Соня подбирала пластинки: старый год отсчитывал последние часы, и 11 «Б» решил полным составом встретить его.  Мама  Аси  всю жизнь  проработала  проводницей в поездах дальнего следования. И на этот раз отправилась в путь на пять дней, разрешив дочери и друзьям  отметить праздник в их двушке, соблюдая, конечно, порядок. Девчонки  были в прекрасном настроении. В спальне на стульях были развешаны нарядные платья, по квартире плавал благоухающий дух пирога с джемом, доходящего в духовке, и кружил голову уже готовый гусь, начиненный яблоками и закрытый целлофаном, а потом теплым пуховым платком мамы, чтобы не остыл до времени.

Ася вышла  из кухни  раскрасневшаяся, ароматная. Вытирая руки о цветастый фартук, она весело пропела:

- А давай мы потанцуем, Сонюшка?

И вдруг раздался звон стекла, и в  окно влетел камень с кулак величиной. 
Девчонки завизжали и попадали на пол. Потом сели. И  уставились друг на друга  ошалелыми  глазами. Наконец Соня  пришла в себя и спросила подругу:

- Что это было?

Ася опустила голову, на её фартук закапали крупные слезы. Ветер, моментально   нашедший дыру в окне,пронзительно ворвался в комнату,быстро охлаждая её и унося ароматные запахи.

Соня схватила подушку,  обломала острые концы стекла, кое-как закрыла дыру. И встала перед подругой:

- Ну, что это было?

Ася вытерла слезы и, все еще всхлипывая, начала свой коротенький  рассказ:
 
- Папа вернулся с фронта  на одной ноге до колена  и с пулей в легком. Мама очень любила его, но рожать боялась. Только через десять лет, уже в приличном возрасте, родила меня. А через год папа умер: началась гангрена культи. Я ничего не помню,  разве что когда подросла, поняла, как они любили друг друга. 
Вон, посмотри, фотография на комоде. Как  два голубка. А след остался. Незаметно мама хваталась за сердце, бледнела. «Скорую» ни в какую не хотела вызывать.Как  только приступ проходил,шла на работу.Соседки ей: "Найди что-нибудь поспокойней", а она: "Нет,-среди людей мне  легче, да и дочь поднимать надо".А  тут сосед,  пьяница  горький  Шаркин, привязался:

- Выходи за меня замуж,вместе твою   Аську   рОстить  будем.

-Мама больше черта его боялась,не то, что замуж за него идти. А он не отстает.  Сначала лисонькой прикинулся,а когда понял,что у него ничего не выйдет,в волчару превратился. Какие только гадости не устраивал: и нож к горлу  приставлял,  и в темном переулке ловил, и пугал, и кота нашего повесил.

- В милицию не обращались?

- Ну, ты смешная. «Все живы?»- Спрашивают, - вот и разбирайтесь по-соседски».
 
Замолчали.Соня растерянно смотрела на лучшую подругу, и по щекам бесшумно текли слезы. Лучше этой девочки в их классе не было. И красивая как Аленушка из сказки,как живое,все освещающее солнышко.Заводила, хохотушка, ни в какой помощи никому не отказывала. За кого-то химию делала, за  кого-то пол  мыла.Её серые глаза  доверчиво  смотрели на мир, и вокруг становилось теплее.

- Все, Аська, праздник будет! Хватит нюни распускать!

Соня решительно встала, обняла девушку. Постояв так минуты две, они разбежались  доделывать свои дела. Нужно было еще шарики развесить, гирлянды. 

Ёлка  была уже готова к празднику, и он состоялся. Весёлый, шумный, с песнями,  танцами. Даже с шампанским, которое принесли мальчишки вместе с цветами,чем несказанно удивили одноклассниц. Хороши были девочки в этот вечер,а повзрослевшие мальчишки изображали  мужчин.

Все утверждали, что надолго запомнят этот Новый год, и расходились под утро  уставшие, с красными от бессонницы глазами, но с радостью в сердце. А потом были для всех удачные выпускные экзамены, и через полгода в селе осталась одна  Ася:  маму приковал к кровати инсульт.  И досталась ей  доля  санитарки при  маме и  в местной поликлинике.

Сначала одноклассники переписывались, перезванивались, а года через два окончательно  потеряли связь. Появились новые друзья, куча развлечений, первые трепетные чувства. Одним словом, новая жизнь. Софья закончила  журфак  в Свердловске. Там же и  замуж вышла за однокурсника Димку Климова. Обоих, как талантливых ребят, взяли в областную газету.

Как-то Софья решила в родную деревню к брату съездить. Говорят, заболел.Приехала,а он и правда лежит жёлтый, глаза мутные.

- Как дела, Степушка? - Спросила Софья,обнимая  брата.

- Ничего.

А  говорить не хочет.Видно, что-то серьёзное.И вдруг вспомнил:

- Подружка  твоя, Аська, из города в деревню вернулась, у тетки живет с дочкой, в поликлинике  работает.Она ведь медучилище закончила.Больные довольны ею. 
Ты сходи к ней,а я отдохну…

Софья чуть не бегом - на соседнюю улицу,а в просторном дворе, усаженном  деревьями и цветами, женщина бельё стирает.

- Аська,подруженька дорогая!

Женщина подняла голову,вгляделась в гостью, бросила  мокрую тряпку и кинулась ей на шею:

-Сонечка, милая, как я рада!  Ну-ка, дай поближе рассмотрю. У -У-У-У-! Располнела  размера  на два.

-По размеру на каждого!

-У тебя двое детей?

- Двойня!- засмеялась Софья.

-А помнишь  Люську  Крымову?  Володька  Стрюков  в пятом классе её поцеловал,а она потом два дня рыдала: «А вдруг у меня ребеночек родится?». Ты не знаешь,где она сейчас?- пустилась в воспоминания Ася.

-В областном центре где-то  бухгалтером работает,троих детей воспитывает.Здесь  у неё  мать с братом  живут,вот она и заглядывает  изредка.

- Ася?  А где  твой "заячий хвостик?".

- На сверхсрочную  остался. На таджичке женился. Ребятишек полон дом.  Черноглазые,симпатичные.
 
-А не  знаешь, где наш красавчик Дима?

- Нет,  не знаю. Подружка его, Надя, в музыкальное училище поступила, замуж вышла, ценится как специалист. Вот вы - журналисты, одна я серая мышка в белом колпаке,-
взгрустнула Ася.

-Что так? - встревожилась Соня, заметив наконец в ясных серых  глазах подруги пепельную  пелену.

-Пойдем…

Ася  вынесла  скамейку, накрыла её домотканой  дорожкой, поставила под пушистой  березкой в тенек, где резвились два очаровательных котенка.
    
- Ну, слушай… Когда ты уехала, я все раздумывала, куда мне податься?  Поступить в институт шансов мало: математика хромала.К тому же маме становилось все хуже. Пошла в медицинское  училище, тем более, что ускоренные двухгодичные курсы у нас прямо в райцентре открыли. Матушка поддержала мою инициативу, ну я и стала готовить себя  к службе Гиппократу. Знаешь, понравилось, и получается неплохо.

Глаза Аси ожили, щеки порозовели, и Сонина подружка, кажется, помолодела.Помолчала, улыбнулась и продолжила.

- Иду однажды с занятий, а навстречу- парень на велосипеде.  Видать, задумался.  А увидел меня, так тормознул, что чуть с ног не сбил. Я, естественно, шарахнулась от него, а он засмеялся.  Зубы ровные, один - золотой. У меня что- то в голове мелькнуло.

- Испугалась?

Нет, глянула ему в лицо и обомлела: глаза изумрудные,чистые, брови сросшиеся, но не лохматые как у кавказцев или таджиков.Очень ровные, чуть приподнятые, темно-русые. Я не могла оторвать глаз от его лица.

- Так ты не любишь красивых парней,- засмеялась Соня.

- Нет! Не люблю: влюбленные Нарциссы. А этот улыбался и любовался мной. И я влюбилась сразу, без раздумий. Скажи он «Пойдем со мной»,- и я бы пошла. Но он никуда не звал, а только рассматривал,чуть склонив голову.

-Меня Костей зовут,а тебя?

-Ася.

-Редкое имя, красивое.  Мне нравится.И сама ты ништяк. Хорошо, что встретились.

-Не нашла, что сказать, только пробормотала,- я раньше не видела тебя!

-ХМ!Так я только два дня, как откинулся.

-У меня в голове словно молоточки застучали: вот так влипла!-он понял моё состояние.

- Да не бойся, по дури за драку сначала в малолетку залетел, а исполнилось восемнадцать - перевели на взрослую зону. Два года чалился.

-Во мне всё закипело. С одной стороны тянет к нему,стыдно себе признаться,с другой - с тюремщиками ещё не зналась.

- Но и среди заключенных встречаются порядочные люди, - возразила Софья.

- Не поверишь, но вслед за этими мыслями вдруг стало все равно. Я смотрела на него и боялась, что выдам себя. Еле собралась с силами,сделала зверское лицо и сердито сказала:

- Мне некогда, обед кончился, надо идти. И что, Сонюшка,  удивительно - его чистые  глаза затуманились:

- Сидел в тюрьме,  уже не человек?

-И разошлись,обиженные друг на друга.-Помолчав,продолжила.-Знаешь, Соня, за неделю, что не виделись, вся извелась. Уверена, и он места не находил, будто нас крепкой невидимой веревкой связали. Душа болела, словно  в неё горячих углей накидали. А перед глазами плескались волны. И в них  я видела  нежность, страсть, цветы, белые яхты. Ночами  чувствовала его рядом. Фантазия разыгрывалась до неимоверных  размеров. И это у девственницы!!! Извелась вся...
Через несколько дней шла с вечернего сеанса, слышу, догоняет кто-то меня.  Оглянулась - он.

- Привет, погуляем?

-Прямо с берега- в воду, не задумываясь, протянула ему руку и пошла. Свернули с  главной  дороги на боковую,между  модно подстриженными кустами с бело-розовыми  цветочками. Было тихо,только сверчки подавали голоса, изредка фары автомашин  чиркали по кустам как гигантские спички.Больше никого, кроме нас...Остановились,повернул меня к себе, волнуясь, сказал:

- Как мне не хватало тебя! Веришь? Не знал, что так бывает!- и неожиданно прижал к себе и осторожно поцеловал.

-Я верила ему, и на сердце было спокойно,спокойно.А через неделю пришел мой милый подшофе: проклятое спиртное имело над ним власть.Рассердилась, отвернулась. Он не стал спорить, просто пропал на некоторое время.Кроме шоколадок и цветов ничего не дарил.Девчонки укоряли меня за бескорыстность.А я для  себя решила: о подарках пусть кто хочет и что хочет говорит,особенно о дорогих. У меня к нему страсть.И если любят, подарков не ждут. И не ждала. Дождалась другого:

- Давай поженимся?! Люблю тебя, буду таким, каким  захочешь! Всю  жизнь!!!

- Знаешь,Сонечка,я растерялась.

- Ну,еще бы…

- Нет,дорогая, не о том  думаешь. По национальности он был немец. И мою маму,  когда она узнала, чуть удар не хватил: « Ты о чем думаешь? Что соображаешь, когда  встречаешься с ним?! Вспоминаешь ли, что отец с фронта весь израненный  вернулся и всего десять лет прожил? Что деда расстреляли у меня на глазах,что ты так и не видела двух своих дядек и бабушку?  Н-е-е-е-е-ет! Тебе его  глаза весь мир зАстили! Моё слово- не будет никакой женитьбы. И баста".

- Да, ситуация серьезная. Но не она была главной причиной, поверь, Ася,
"белоголовая» её пугала как всякую женщину. Не хотела она твою жизнь загубить.
 
- Нет, Соня. Она поверила и мне, и ему,что со спиртным завязано. Со слезами на глазах он рассказывал как его и другие семьи в вагонах, в которых перевозили телят, в битком набитых, из Поволжья  депортировали в Казахстан. Мужчин почти всех забрали в трудармию на тяжелые работы. Многие не вернулись на Родину: холод, голод, болезни. А вопрос: за что? Мы с мамой знали это. И все-таки поняла, что замуж за него не выйду.Слишком разные мы были.Ничего о нём не знала. Добрый был,да Что ещё? Пил, не работал...А Костя прямо на улице на колени падал, умолял… Я рыдала в ответ, просила у него прощения, но согласия не дала. А вот  думать  не перестала. С нежностью и печалью.Однажды  вспомнила слова мудреца: любовь превращается в привычку, и она всю жизнь  держит человека.Бывает одна любовь уходит, другая приходит. Еще сильнее,ещё желаннее.Так утешала себя... Уехала семья Кости Рисс в Германию. Долго я рыдала. Думала со слезами  выплесну и горе. Осталась на память фотография, а еще больные помогали:«Сестричка,сероглазка, красавица». Иначе не называли, и этим грели душу...А потом умерла мама, и меня надо было собирать по частям. Как раз в  это время нашего единственного врача-хирурга забрали в областную больницу. Видя мое состояние, он заявил, что без меня не поедет: мы привыкли в паре работать.

Софья засмеялась:

-Ну и как, город отличается от деревни?

- Мне было все равно. Получила благоустроенную комнату в общежитии больничном, и  как паучок соткала сети для всех. Естественно, друзьями не обзавелась. Один Пашка  из  параллельного класса  частенько  забегал в гости, но радости особой это мне не  доставляло. Разве, что человечьим духом в комнате пахло.

- Скучная у тебя  жизнь, Асенька.  В деревне веселей было.

Оставив без ответа замечание подуги, Ася продолжила:

- Решила через два года  съездить к родителям на кладбище. Больше  у меня никого нет. Да и соскучилась за нашей березовой рощицей, что садили к годовщине Победы. Чем дальше годы уходят, тем наряднее и стройнее деревца становятся, красуясь друг перед другом. В общем, поговорила с молодняком, поплакала у могилок, положила цветочки и пошла центральной кладбищенской дорогой. Но все время под ноги смотреть не будешь.Подняла голову-и обомлела, будто на битое стекло голыми ногами наступила  и почувствовала горячую кровь: на  меня смотрел,  только пустыми глазами… Костя!!! Первое, что пришло голову - галлюцинация. Села на лавочку. Пустота. И что удивительно, она тоже может быть тяжелой. Давит, будто насос воздух в душу качает. Глаза застилает неправдоподобность, а за  нею  что- вспоминается,отзывается эхом. И уже эху больно.  Сидела, как неживая, глаза сухие, видно, от стресса  все  эмоции в камень превратились.

Наконец очнулась, погладила мраморные брови, и вернувшись домой, поспешила тетке допрос учинить:

 -Да ,знала, строго велел никому не говорить, что остался в Казахстане.Сошёлся с   той девицей, что до тебя знал. Пока были живы её родители - пить пили, но хоть сыты и обуты были. Остались одни - в бомжей превратились. Девочку славную родили, но её заберут, конечно. Я как -то пошла на кладбище деда проведать,и наткнулась на могилу Кости. Ахнула, и тебя вспомнила,слезу пустила. И любовь вашу  жалко, и за тебя  порадовалась: избежала ты такую судьбу. А причина известна-водка. Однажды утром  проснулась сожительница, а он холодный…

Выслушав тётю  Клаву, Ася  ничего не сказала, а наутро уже ехала в то село, на дочку его посмотреть.

- Показали мне на развалюху. Темно, грязно, мухи. На продавленном диване в задранном грязном халате женщина храпит. А на меня смотрят глаза: блестящие,  живые, любопытные. А главное  - изумрудные как драгоценный камень. Я протянула малышке куклу и коробку конфет. Она молча положила подарки на стол, повернулась ко мне и  протянула руки. Я подхватила легкое тельце, а девочка прижалась и тихонько прошептала: « Я люблю тебя». Или она спутала меня с кем-то, или ей так не хватало любви и ласки? В тот момент у меня в голове словно  молния сверкнула: лишу материнства эту дрянь, и заберу дитя себе. «Меня зовут Вика, возьми  с собой». И еще теснее прижалась ко мне.

-Ну, а я стала действовать. Органы опеки  ничего против меня не имели. Уже сами об этом думали. Но одна закавыка была: детей отдавали на воспитание только  семейным парам. Вот почему я такая хмурая, и настроение у меня грустное.

- Асечка,я помогу тебе. Напишу в областную газету эту горькую историю.  Шнырев женился?

-Нет, ходит ко мне, я уже говорила, что не против.

- Парень он хороший, Викусю не обидит.Хочешь, фиктивный брак оформим?

-Не знаю... Только не мне  же самой предложение ему делать?

-Не беспокойся. Это я  возьму на себя, а ты оформляй  на лишение  материнских  прав эту лахундру. А мы завтра пойдем, столичной журналисткой  провинциалок попугаем, и сделаем доброе дело.

-Ой, Сонечка, ты настоящая подруга. Век не забуду доброты твоей.

-Брось, Аська, для того друзья и существуют.

-Спасибо. Вот и вся моя история...

-Нет, еще не вся.  Осталось совсем немножко: осчастливить бедную девочку.  И чтобы её изумрудные глазки  все время смотрели на тебя. И это мы тоже  обязательно устроим!!!

***
Прошли годы, и подросшая Вика однажды  попросила Асю свозить её на кладбище. Остановившись неподалеку, она внимательно рассматривала  памятник.
               
- Мама,  ты говорила, что у меня глаза отца... А он вообще слепой?!

- Нет,детка,это камень,а не живые глаза.

- И ты их помнишь?

- Конечно, в твоих глазах я всегда  вижу плеск  его  волн любви…


Рецензии
Доброго дня, Анечка!
С одной стороны печальный рассказ получился, с другой - нежный, как сама любовь.
Понравился очень. Спасибо!!!
С теплом и уважением,

Мила Стояновская   19.04.2024 07:59     Заявить о нарушении
Спасибо,дорогая

Анна Куликова-Адонкина   20.04.2024 09:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 65 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.