Радужная зависть

Вчера я поспорила со своей  знакомой Ирой.  Ира, осуждая нашу общую знакомую, весьма желчную особу, заметила:  " Она просто завистница. Вот я  никогда и ни к кому не испытываю зависти. Это чувство мне  просто не знакомо».  Я уточнила: «Неужели никогда не пришлось испытывать?». «Именно так – воскликнула Ира, - я самого детства никому не завидовала".

    Я смолчала, не желая спорить, но сильно усомнилась в том, что она говорит правду.

 Ира,  прямодушный  и честный человек.  Но не лукавит ли она сама с собой? Можно предположить, что есть люди изначально лишенные способности к зависти, но существование таких людей маловероятно. Скорее в утверждении "я не испытываю зависть" проявляется желание ввести в заблуждение собеседника, либо, что гораздо хуже, такое заявление свидетельствует об отрицании, не желании принять свое чувство.  Человек не видит себя таким, какой он есть, не принимает себя со всеми своими недостатками, и, в итоге, в какой-то мере, утрачивает свою аутентичность.

     На мой взгляд, отрицание зависти гораздо хуже явной лжи, поскольку, в таком случае, зависть не берется под контроль высших чувств и побуждений, ее деструктивные проявления не ограничиваются и не контролируются - они загоняются вглубь психики и там исподволь делают злое дело, толкая субъекта на неблаговидные поступки или разрушая его личность. Притом истиной причиной действий или отношения человека к другому может быть зависть, но он, отрицая ее в себе, объяснит свое поведение совсем иными причинами. И это гораздо хуже, чем осознание в себе зависти как таковой.

       Народная мудрость делит зависть на белую и черную.   От того, что зависть белая она не перестает быть сама собой, но при этом этом, так или иначе, остается неприятным  чувством. На самом деле – белая и черная это тоже слишком большое упрощение.  Зависть – сложное и весьма многогранное переживание. Разобраться в спектре ее оттенков – значит, сделать первый шаг к тому, чтобы взять ее под контроль.


Рецензии
Зависть - главный двигатель прогресса! Респект Автору!

Стар618   27.06.2018 11:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.