Лапидарность

     – Все-таки, как? – спросил я друга, входящего в мой кабинет.
     – Таки все! – коротко ответил он.
     – Тогда ой – сказал я, доставая из служебного сейфа коньяк.
Все нам было понятно. Друг закончил срочную работу. Защитил отчет на Ученом Совете. Можно было расслабиться и спокойно выпить за успех. Для постороннего, наш разговор абсолютно не понятен. Так он и не предназначался для посторонних ушей. Но оцените лапидарность.

        Слово лапидарность сейчас редко употребляется. А, согласно энциклопедии, оно происходит от латинского lapidarius – каменный, присущий надписям на камне и означает краткость, сжатость, выразительность стиля. Эти качества были характерны для надписей на римских каменных памятниках.
Приведу один классический пример, широко известный в литературе, относят к диалогу двух семинаристов. Старший, ловя за шиворот пробегающего мимо младшего коллегу, спрашивает:
– Кто? Куда? Зачем? И мгновенно получает исчерпывающий ответ:
–  Философ. В кабак. За водкой.

       Совершенно поразительной лапидарности можно добиться в поэтических строфах. Возьмем всем известное стихотворение Александра Блока. Оно начинается: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Четыре слова. В них все – эмоциональная обстановка, настроение, тоска. По-моему, это шедевр.


Рецензии