На самой кромочке финала-новое о Шукшине

Людмила Корина
На фото рабочий эпизод съёмок фильма "Странные люди"(68г),Деревня Лубенкино Владимирской области.В  центре в шляпе Евгений Лебедев в роли Броньки Пупкова. Поэт Пётр Пиница в тёмной кепке, у ног Броньки(Новелла "Миль пардон, мадам!").Эпизод охоты на уток.Шукшин в серой кепке поясняет  свой замысел, хотя легко представим охотником.Шукшин оставил себя на семейной фотографии в первой новелле про Чудика.

На самой кромочке финала
Какой конец мотка в веретене не потянуть,
Начав  раскручивать  у  самого начала,
Чтоб  в  эпос  его  протянуть.

Мифологию необходимо выстраивать заново – путём утверждения новых связей – активный пересмотр

Перечитываю 2ю часть "Русского  Гамлета" Алексея Варламова(о Шукшине), опубликованного в Новом мире 10-2014 и отмечаю для себя –Всеволод Анисимович Кочетов 4.2.1912 -4.11.73 Конечно, Лилит  вблизи Меркурия(зол и противоречив).

Говорят-Кочетов написал пасквиль на людей творческих профессий. Умеренно бездарен. Что, мол, это ответ Булгакову. А ведь по его стопам пошёл Довлатов в "Заповеднике", Найман в "Б.Б". Но Анатолий писал сатирический портрет, а получился герой нашего времени, фарцовщик(оксюморон).

Cегодня, 8:13 17.4.15 Письмо Славы Реброва
С тёплыми чувствами и радостью получил ваше поздравление с замечательной - сердцу родной - музыкальной программой. Спасибо!!! Приятно взволнован. И шлю вам обоим благодарные чувства, дорогие мои генуэзцы! В субботу, 11 апреля, после нашего приезда из Вены, куда мы с Танечкой сбежали от всех, чтобы остаться наконец-то вдвоём и в прекрасном месте, а столица Австрии для этого, как оказалось, самое замечательное место, собрались по-семейному. Сначала пришли Яночка с Максом, потом  Машенька и Севочка. Сева внёс в дом большую коробку, которую еле держал - тяжёлая! Поставил её на пол и стал раскрывать.

Делал это долго, когда крышка  отвалилась, я увидел в два ряда стоящие книжки рыжей масти  Их было 10. Слева - в мягкой обложке, справа - в твёрдой. Мне приказали взять одну. Достаю и читаю на обложке - Рыжая тетрадь. Я всё понял и...  заплакал. Слезы как-то внезапно застили мне глаза, и дети стали меня целовать, включая Яночку. Танечка тоже была потрясена сюрпризом... Вот так, по-купечески, началось наше застолье. После первой рюмки я успокоился.Общий листаж книги 416 стр. Гуляли допоздна, так не хотелось расставаться с любимыми гостями, а потом пошли провожать всех до метро... Прекрасный вышел праздник, именины сердца, как говаривал старик Манилов. Людочка, и тебя мы не забыли за нашим столом - выпили за твоё здоровье, кажется, дважды. Ведь из Вены мы не могли тебя поздравить. Кланяемся Вам обоим и горячо целуем! Славка-счастливчик.

Пишу я- Слава,тираж твоей книжки маловат - пробный. Я уже лет пять не общаюсь с Надиром, послав по почте  к 80-летию (18.2.1930) статью-анализ его творчества, как оказалось прощальную. Его книга "Повести арбатского жильца" была издана и имела успех- сразу разошлось первое издание В инэте указано издательство-Ключ.Дай им почитать свою "Рыжую тетрадь". Здесь возможна иная подборка  - проза  с  другой твоей прозой - на публику. Надирова "Собачья площадка"была для журнальных редакторш велика, в обоих смыслах, просили разбить на рассказы, но потом кто-то подсказал форму - три повести последовательного повествования и отличное название. В Знамени напечатали три коротких рассказа Сафиева. Он годами  мечтал напечатать свою главную книгу, и выход её стал победой.

Что слышно о Юле Швырёвой? Я поставила точку на общении с теми, кто готов до упора молчать,  ожидая моих инициатив. Не могут поступиться принципами. После десятилетий комфорта на моей открытости и  на доброй энергетике.Так возникали десятилетние перерывы(Сафиев, Линькова, Швырёвым я звонила, зная что Юра вообще никому не звонит, кроме востоковедов). А сейчас уже кто-то умер из окружении близких, о других не знаю. Ушёл сосед Надира Рогволд Суховерко, артист Современника. Написав книжку "Зигзаги" при участии Н.А.С - так они зашифровали имя писателя-соавтора.Возникает стена  и нежелание что-то менять. Но при  этом как о персонажах прошлого о них могу написать и желаю им пожить подольше в своём окружении.

Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, я вас забуду...
Я вам обещаю - вас помнить не буду,
Но только вы тоже забудьте меня!Ал. Володин

Отрывки из “Русского Гамлета” А.Варламова Новый мир  9-10 2014

"... особенность творческого поведения Василия Макаровича Шукшина заключалась в том, что с обеими могучими советскими силами, попиравшими растущее национальное самосознание, — партийной и либеральной — он в той или иной степени вступал во взаимодействие, умел их собою заинтересовать, заинтриговать, под себя приспособить и оседлать, как оседлал кузнец Вакула черта, и в этом была, если угодно, его личная, хотя и тщательно скрываемая, зашифрованная стратегия.

…Недавно опубликованные письма Шукшина к Виктории Софроновой дополняют и уточняют этот рассказ. Летом 1964 года Василий Макарович писал ей из Судака, где находился на съемках фильма «Какое оно, море?»: «Вика, ради Христа, послушай меня. Послушай, родная. Это ведь не так просто — что ты задумала. Я понимаю, что иначе — тоже не просто, труднее, но… И не знаю, что говорить. Но знаю, что из того положения, о котором я прошу, есть выход, куда более простой и человечный. Не торопись во всяком случае. Соберись с духом».

Ответных писем мы не знаем, но можно с большой долей достоверности предположить, что речь шла о сомнениях женщины в связи с беременностью — оставлять ребенка или нет. Шукшин страстно хотел стать отцом, однако Виктория Анатольевна взяла измучившую Василия Макаровича паузу, но потом все же ответила, и вот он счастливо писал ей из Судака: «Родной ты мой, пушистый дружочек! Ты все перепутала: опоздать можно на свидание, а ты опаздываешь с письмом. Я уже черт знает что передумал. И какую же ты мне подарила радость, наконец прислав письмо.

Ви-ка!!! Люба моя родная!.. Что я тебе могу сказать? Назвать храброй — мало и скучно. Отчаянной — боюсь, ибо понимаю, что отчаяние — не доблесть, и в любую минуту отчаяние перейдет в поступок совсем малодушный. И все-таки что же я скажу-то?! Спасибо, любимая моя, я помню, как мне легко с тобой, как хорошо и интересно. Только „не буди меня уж на рассвете” и не рассказывай, что Калинин — „ужасть” какой интересный писатель. Не обижайся, но правда, интересных писателей сегодня нет. <…> Правда, ты хорошая. Я… хм… Милая, у меня такой „девятый вал” нежности. А нежности я всегда стыдился. Ну, расскажи мне что-нибудь сама, я люблю ВАС, мой милый дружок. Господи, я никогда столько сразу „разных” слов не говорил. Мне как-то гордо сейчас и радостно. Не отними у меня этого; я все об этом.

Пожалуйста… родная, уютная, колеблющаяся… ПРОЖИВЕМ!
Напиши мне. А ты — скупая на ласку, и много думаешь о том, что скажет… Почему: „Могу и поцеловать”? А я — целую —Василий
…А картину смотри только мою!!!А с письмом больше — не опаздывай! Мне — больно».

Валентин Курбатов  День и ночь 2014 №5  К 85летию Шукшина

"Тихие и занозистые, злые и беспечные — все они как-то неуловимо походят друг на друга, будто братья. Все заводные и талантливые, все болеют его шукшинской мыслью, живут его даром, его волей и нетерпением. По существу, он писал непрерывную автобиографию страждущей своей души и мысли, допрашивал мир о его правилах и не хотел согласиться с социальным загоном, с узкой «нишей», куда общество для своего удобства заталкивает человека и потом гонит его к смерти тесным коридором, приглядывая, чтобы он не особенно вываливался из границ. Кажется, он эти путы чувствовал непрерывно и рвал их враньём, чудачеством, прямым выяснением, дракой.

… И делал того же Стеньку. По сути, во всех рассказах и во всех ролях и сценариях он писал его. Его и себя, которые были одно. Сколько раз писали о том, что Шукшину не дали снять «Разина», что начальство разными способами сопротивлялось запуску картины и тем, конечно, подталкивало Шукшина к смерти. Но вместе с тем есть и какая-то мистическая предопределённость в том, что он не снял «Разина». Не в одном начальстве дело. Тут будто судьба удерживала его от какого-то главного разочарования. Не историческая картина нужна была Шукшину, не канонический народный заступник. Он воскрешал во всей силе и первоначальности неуправляемую, не подчиняющуюся закону, мятущуюся и измученную, вольную и грозную народную душу.

Беспокойный свой автопортрет ставил, и это уже пугало как социальная опасность — вот и навалились кучей те, кого он «любил и знал», и повязали по рукам и ногам, и даже казнить не стали, поняли, что самая-то страшная казнь — это как раз связанные руки".

Пишу я -На самой кромочке финала…За какой конец  потянуть в веретене жизни, чтобы начать раскручивать эпос?
85 Шукшину – мифологию выстраивают заново- путём утверждения новых связей – их активный пересмотр – Варламов и Курбатов. Январь 15го

Гришка Распутин(эту роль ему предложили сыграть  в фильме Элема Климова,её потом блестяще воплотил Алексей Петренко,  роль Достоевского в совместном фильме с Италией предлагали на пике популярности в 74м).Собой писал, своей изломанной алкоголем психикой. Смертью  смерть поправ – не выдержал бы физически  и психически. Знал, что всему конец.

Людмила Корина 25.4.17


Рецензии