Творчество Гюстава Кубре

       "Автопортрет (Курбе с черной собакой)". 1844 г. Холст, масло.Музей дю Петит Палас, Париж.

           КУРБЕ Гюстав (1819-1877) - выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма.

           Он был в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). С именем Курбе связывают создание новой эстетики, обосновывающей ценность утверждения в искусстве будничного, повседневного, а также программное утверждение критического реализма во французской живописи. Полны значительности и независимости слова Курбе о предназначении художника, написанные им в предисловии к каталогу персональной выставки в 1855 году: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей оценке ...одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».

           Горячий пропагандист реалистического демократического искусства, замечательный организатор, Курбе всей своей деятельностью отвечал требованиям современных ему прогрессивных критиков, обращавшихся с призывом: «Мы требуем от художника в первую очередь современности, потому что мы хотим, чтобы он оказывал влияние на общество, направлял его по пути прогресса. Мы требуем от него правдивости, ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством.

         Родился в семье состоятельного крестьянина. Учился в коллеже в Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже посещал ателье Сюиса, где работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта, Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию, Австрию. Работал в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельсе.

              Ранние работы Курбе отражают романтическое мироощущение художника, отмеченное сентиментальной мечтательностью ("Автопортрет с черной собакой", 1844, Музей изящных искусств, Париж; "Влюбленные в деревне", 1844, Музей изящных искусств, Лион; "Раненый человек", 1844, Лувр, Париж; "Послеобеденный отдых в Орнане", 1849, Дворец изящных искусств, Лилль).

      Его портреты с элементами пейзажа или интерьера напоминают жанровые картины (портрет поэта Бодлера, 1848, Музей Фабр, Монпелье; портрет композитора Берлиоза, 1850, Лувр, Париж; портрет мецената Брюйяса в картине "Здравствуйте, господин Курбе", 1854, Музей Фабр, Монпелье).

Черты перехода жанровой живописи в портрет позднее были использованы Э.Мане и художниками-импрессионистами.

           С середины 1850-х гг. Курбе все больше увлекается пейзажем, работает на пленэре, внимательно наблюдая за жизнью природы.

        Его любимым мотивом становится изображение охоты. Картины, написанные в этот период, отмечены реальным ощущением пространства, правдивым воспроизведением реальных предметов и огромным интересом к проблеме передачи световоздушной среды.

      В последнее десятилетие своей жизни Г.Курбе пишет прекрасные морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь ("Море у берегов Нормандии", 1867, ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение приостановившую свое могучее движение волну ("Волна", 1870, Лувр, Париж).

     Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык

            Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом.

        Влияние Г.Курбе на творчество импрессионистов проявилось в первую очередь в выборе сюжетов, связанных с современной жизнью, а также в использовании его технических приемов для передачи материальности и весомости формы.


Рецензии