Мужичок с ноготок
Лемар родился в татарской семье в 1964 году. Младенец с отменным здоровьем и богатырским весом – почти 5 килограмм. Родители - Неджиф и Хасидэ не могли нарадоваться на сына. Однако счастье молодых было недолгим. Спустя два года они стали замечать странную особенность: голова у крохи растет быстро, а тело – нет.
- Врачи не могли определиться с диагнозом, - поделился Лемар, - понятно, что аномалия, а вот какая – шут разберет. Первым тревогу забил папа. Он – мы в ту пору жили в Средней Азии – стал возить меня на обследование в Ташкент.
Это была середина 20 века. Советская медицина хоть и славилась на весь свет, однако подобное положение дел смогла объяснить только генетическим сбоем в течение беременности. Врачи решили, что мальчику с большой головой и маленьким туловищем поможет процедура вытягивания. Убитым горем родителям объяснили: на ручках и ножках крохи сделают надрезы, вставят туда специальные пружины и зашьют. «Увеличатся» у мальчика ручки да ножки – хорошо, ну а на нет и суда нет. Неджиф и Хасидэ посовещались и решили, что не могут собственное дитя подвергнуть таким мукам.
- Мне рассказывали, что мать в тот момент горько заплакала и ответила: пусть все остается, как есть. Потом мы переехали на Кубань, в Крымск. Здесь я пошел в первый класс, проходил лечение, но тщетно. Решили, что надо смириться. Но, скажу честно, я особо не комплексовал, так как кроме внешнего облика ничем от сверстников не отличался: закончил восемь классов школы, потом учился три года в вечерке, а после пошел работать в сапожную мастерскую.
Сейчас Лемар трудится разнорабочим на одном из предприятий города. Говорит, на работе его уважают и по-доброму называют «Лема». Он, если надо, и охрану осуществит, и машину разгрузит. А ноша бывает немаленькой – в два три раза больше самого Лемара.
- Я вообще трудолюбивый человек, - смущенно признался Лемар. - Всегда на помощь приду. Конечно, из-за маленького роста возникают трудности – ну, там, достать инструмент какой или еще что, но я справляюсь. За столько лет уже приспособился.
Приспособился Лемар не только на работе, но и в быту. В его доме нет ни маленьких диванчиков, ни кукольно крошечных столовых приборов. Если тарелки, то самые обычные, если мебель – то такая, как у всех. Вот только чтобы дотянуться до книг на полке, Лемару приходится пользоваться скамеечкой, а в шкафу его висит одежда девятилетнего мальчишки.
- Одежду я покупаю детского размера, иная бывает велика, так ее подрубает Айше (сестра Лемара, с которой он вместе живет – прим.авт.). Что касается обуви, то в период дефицита я ее сам себе шил. Сейчас же все покупаю в магазине, только вот беда – на мою ногу не всегда можно обувь подобрать. Размер специфический – 35-й.
Рассказывая о себе, Лемар посетовал: из-за маленького роста не может водить машину. Он бы купил себе «Окушку», да только кто ему даст права эти. Вот и приходиться необычному жителю Крымска довольствоваться стареньким мопедом.
- До мопеда я осваивал велосипед, - смеется Лемар, - ох и пришлось нам с друзьями потрудиться над железным конем: опускали сиденье, перепаивали раму, рулю тоже пришлось претерпеть некоторые метаморфозы. Ведь все это рассчитано на человека стандартного роста.
А еще Лемар рассказал, что не всегда люди его понимают и принимают. Это в Крымске его все знают и любят, а вот за пределами родного городка простота кубанцев граничит с беспардонностью. Могут и пальцем показать, и злую шутку отпустить. Иногда происходят и вовсе курьезные случаи.
- Отдыхали мы как-то с друзьями на море, - поделился Лемар, - вечером решили лечь спать не в палатке, а в спальных мешках. Так вот ночью какая-то молодая пара перепутала меня с бревном. Смех смехом, а осадок остался (смеется)
Лемар признался, что и на «любовном фронте» его дела не так уж хороши. К добродушному и общительному мужчине женщины тянутся, но вот семью создать никак не получается. Хорошо есть сестра Айше, да племянница Зарема с мужем. Без них, даже при таком количестве друзей, которое у мужчины имеется, ему было бы одиноко.
Однако, несмотря на все трудности, Лемара человеком, обиженным на жизнь, никак не назовешь. Он очень общительный, постоянно шутит и ни минуты не сидит без дела. Как рассказала Зарема, присоединившаяся к нашей беседе, ее дядя – сплошной позитив: от самой макушки до кончиков пальцев на ногах.
- После работы его редко можно застать дома, - рассказала Зарема, - с кем-то общается, кому-то помогает. Еще у него есть любимое дело – рыбалка. Часами может просиживать с удочкой, зато и уловы всегда приносит хорошие – порой и сазана на 4 килограмма вытащит. А вообще он у нас очень добрый, честный, не знаю как внутренне, но внешне очень уверенный в себе человек, на которого всегда можно положиться. В общем золотой у меня дядя и слово «инвалид» уж к кому – но к нему подходит в последнюю очередь.
К слову, болея с самого детства, пресловутую инвалидность Лемар получил всего 13 лет назад. И то случайно. Как-то начальник Лемара расспросил маленького подчиненного о его житье-бытье, а, узнав, что тот никаких государственных выплат не получает, удивился и надоумил – «пройди комиссию»
- Ну я отправился в поликлинику, - рассказал Лемар,- сдал все анализы и врачи постановили меня на третью рабочую группу по инвалидности. Мне было все равно, ведь я и так всю жизнь работал. Правда, первые года два-три я ходил на проверку – ну вдруг вырос малость! Ну а потом поставили отметку – «бессрочно».
Вот так Лемар и живет – работает, строит дом, возится по хозяйству и к каждому делу подходит с неиссякаемым оптимизмом. А еще маленький житель Крымска с нетерпением ждет внучку - ведь племянница Зарема скоро должна родить. У будущего дедушки план действий расписан на несколько лет вперед: подрастет крошка – будут вместе ходить гулять, покупать игрушки. Ну а на первое время придется довольствоваться сказками. Например, о том, как один мужичок, несмотря на маленький рост, слыл большим человеком.
Источник: #Краснодарский Курьерь#(номер 15, апрель 2013)
Свидетельство о публикации №217042500959