Сказка про сома

 ***
Когда дедушка изо всех сил прижимает меня к себе, а бабушка суетится вокруг стола, я знаю все наперед: сегодня будут самые вкусные в мире манты, много сладостей, а вечером - целое ведро свежих абрикосов, выращенных на даче. Но самое интересное будет завтра. Дедушка разбудит меня рано утром, и мы вместе пойдем на рыбалку...
Вот мы уже спускаемся с крутого берега к реке Куме и, пробираясь сквозь заросли, ищем место, где лучше клюет.
Сегодня мне приснилось, будто я  живу под водой - говорит дедушка, закидывая удочку - Представляешь: будто я медленно плыву по течению.
 Вода прохладная. Сверху солнечные лучи, деревья. Тихо, спокойно. Знаешь, мне так понравилось, что просыпаться не хотелось.
- Ты во сне превратился в рыбу? -  спрашиваю я.
- Нет, не так. Я видел свои руки, мог даже пальцами пошевелить. Дышал под водой - как здесь и сейчас дышу. И жабры у меня не отрасли. Я вот все на поплавок смотрю. А это не то. Я во сне только понял, как там - в реке - красиво. Над тобою плывут разноцветные рыбы, Наверх, как снежинки, поднимаются кусочки ила. Можно лечь на дно или забраться в заросли камыша.
Я смотрю на дедушку. Какая же длинная у него спина. Даже сейчас, когда он сидит, она кажется мне огромной. Наверное,  дедушка мог превратиться только в большую рыбу.
- А какая рыба самая большая? - спрашиваю я.
- Кит, наверное. Но киты в океанах плавают. А в реке их нет. Они же огромные. Здесь бы им тесно было.
- А здесь какая самая большая рыба?
- Здесь  - сом. Он - большой и усатый. Я два года назад вот такого сома поймал - наверное, с тебя ростом. Слушай, а хочешь сказку про сома. Дедушка затягивается папиросой, смотрит на воду. Про себя я с нетерпением считаю до десяти.


                Сом


Когда Господь создавал рыб, дельфин попросил себе такие плавники, чтобы быстрее всех перемещаться по морскому царству, рыба-еж - иглы, чтобы защищаться от врагов, а сом тогда мечтал стать важным вельможей при дворе золотой рыбки. Вот и попросил себе длинные усы - для большей важности. И вот однажды рыб созвали в подводный дворец.И спрашивает золотая рыбка дельфина:
- Дельфин, а что ты лучше всего делать умеешь?
- У меня такие плавники, что я за неделю сумею все рыбьи царства обогнуть.
- Тогда быть тебе послом. Чтобы с важными поручениями плавать к нашим соседям - в океан.
- А ты рыба-еж, что умеешь?
- А у меня такие иглы - близко не подойдешь. Я могу наше царство от врагов защищать.
- Похвально.Значит быть тебе воином - говорит золотая рыбка.
- А ты сом?
Растерялся сом. Ведь делать он ничего не умеет.Но для важности усы раздувает.
- Ну коль ничего не умеешь, иди пока поучись - говорит золотая рыбка -  А научишься какому-нибудь ремеслу - возвращайся.
Не помогли сому усы. И отправился он к дельфину  - учиться быстро плавать. Но сом скоро устал. А был он ленивым и трудиться ему не хотелось:
- Ну что это за работа для такой важной рыбы, как я - говорил он - целый день носишься туда-сюда, выбиваясь из сил. А тебе даже в пояс никто не поклонится.
И отправился он к рыбе-ежу - учиться царство защищать. Но как только увидел акулу, лег на дно и задрожал.
- Нет, - сказал сом - эта работа не для меня. Тебе хоть и почет, а жизнью рискуешь.Если завтра тебя съедят - кому этот почет нужен.Думал сом, что дальше делать,думал-думал и решил:
- Распущу свои усищи и поплыву к маленьким рыбешкам - малькам. Они меня испугаются, я ведь большой. Вот и буду тогда ими править,как настоящий вельможа. И приплыл он к малькам, как ударит хвостом, как закричит:
- Я сом-сомище длинные усища! Покоритесь мне, а не то съем!
Испугались рыбешки - да и где им с таким огромным тягаться. Стали сому служить. Завтрак, обед и ужин готовить.  Крепость строить из ила и камня. В крепости поставили огромный трон. И сидит на нем сом, восседает, плавником о плавник не ударит.
Узнала золотая рыбка, что малькам от сома жизни нет. И отправила к нему дельфина, чтобы тот его попросил зла не чинить. Но сом заперся в крепости. И дельфина не пустил. Тогда отправила золотая рыбка к сому рыбу-ежа.И говорит:
- Слышала я, что злодей мальков совсем замучил. Самоуправствует там, делает, что хочет. Выгони его, помоги маленьким рыбкам.
Приплыла рыба-еж к замку сома. Стучала-стучала - он не открыл. Выпустила иглы -да стены крепкие - камень - не пробьешь. Тогда выпрыгнула золотая рыбка на сушу. И попросила рыбака помочь ей - злого сома наказать. Нанизал рыбак на крючок большой хлебный мякиш и бросил в воду. Закружились вокруг него мальки и зовут сома:
- Ваше благородие, сом-сомыч, мы вам хлеба принесли.
- А ну брысь, пока я вас самих не съел! - грозно сказал сом - и еще пуще прежнего усы распустил. Но только сом хлебный мякиш в рот положил - рыбак удочку вверх поднял.Попался сом на крючок. Тут-то вся важность с него мигом и слетела.

Я еще раз посмотрел на дедушкину спину. Нет, не сом. На сома он совсем не похож. У него даже усов нет. Наверное, дедушка мог бы стать дельфином. Даже если дельфины не в реке плавают, а в море или океане - это неважно -  все равно похож.


Рецензии