Сказка о девушке-реке

Чтобы от подножия холмов добраться до дачи, нужно долго идти по пыльной дороге вдоль реки. Зеленая Кума поблескивает на солнце и издавая звонкое журчание, бежит вперед так быстро, словно постоянно куда-то опаздывает.
-Дедушка, а почему течение здесь такое сильное? - спрашиваю я.
- Так река ведь горная, удалая.
- А куда она всё время бежит?
- Просто характер такой: веселый, разбитной. Кума - она ведь не старуха, а девица. А от кого бежит - это отдельная история.
- Мне кажется, у тебя в запасе есть еще одна сказка.
- Есть - отвечает дедушка- Ну присядем тогда что ли, я тебе все и расскажу.



                Девушка-река


Многие думают, что название "Кума" от русского слова происходит - вот мол крестная мама ещё какого-то там притока, того что помельче. На самом деле всё не так просто. "Кум" или "гум" - не знаю как правильно - по-черкесски значит "песок". Дело тут в том, что река эта родилась среди Черкесских скал. А отдыхать любила на песках предгорья.
Девочкой она еще более резвой была, чем сейчас. Прыгала по крутым склонам, валунам, корягам да оврагам. Там, где и мужчина бы побоялся пройти, она порхала, не замечая опасности. Любила она волю, великолепие и просторы Кавказа. И себя, конечно, тоже. А как не любить. Красоте то её завидовали все реки юга.
А когда Кума подросла, прекраснее ее искристых глаз, густых зеленых кос и звонкого голоса, в мире было не найти. Завиднейший холостяк -великан Домбай-Ульген -  а это самая высокая гора Кавказа -из-за этой реки покой потерял. Днями и ночами он тосковал, глядя на неё со своей высоты. И, наконец, решился:
-Выходи — говорит — за меня, прекрасная Кума. Стану я тебе верным мужем, стеной каменной, за которой никто не страшен. Подниму тебя на самую живописную вершину. Там наверху ты засияешь как жемчужина гор. И человек, и зверь, и птица тебе кланяться будут.
А Кума в ответ только и знает что смеется:
- Не пойду я за тебя, великан. Не нужны мне почести, коль ты в каменную тюрьму посадить меня хочешь. Что я на этой вершине делать буду. Нет, мне — говорит — воля милее всего. Сегодня я здесь, завтра — там, послезавтра захочу — умчусь в далекие края.
Опечалился Домбай-Ульген, но делать нечего побрел великан обратно.
Зато властитель-Солнце сиял от радости. Ведь и ему в сердце Кума запала. Давно он любовался её дикой красотой. И скоро, раскинув свои лучи, спустился на землю.
-Будь моей женой, Кума. Коснусь я тебя лучами своими. Вода твоя в капли превратится, а ты  - в чудесное белоснежное облако. Взмоем мы высоко-высоко. Весь мир всего за день с тобой облетим. Ты мечтаешь о путешествиях, так протяни же  руку. И сбудется твоя мечта.
-Не на ту напал ты, властитель-Солнце. Не птица я, чтобы по небу летать. Мне хорошо и здесь - среди гор, теснин, полей и песков. Нет, не пойду я и за тебя.
Нахмурилось Солнце. Да делать нечего — на небе забот хватает. А здесь - пора и честь знать.
Никто не мог тронуть сердце девушки-реки. То есть никто, кроме бродяги ветра. И днем и ночью преследовал Куму его чудесный голос: то о любви он пел, то о далеких краях, где ей еще не доводилось бывать, но главное пел он о   сокровенном, о том, что ей было так дорого, - о свободе, о жизни на воле.
Река полюбила бродягу. И не могла уже жить без его песен. Следовала за его голосом, где бы он ни звучал.
Вот и сейчас, видишь куда дует ветер?
-Куда? - спрашиваю.
-Известно куда. К Каспийскому морю. Ветер просторы любит. А девушка-река за ним бежит. Всё слушает его песни. И сама подпевает.
-А ветер её любит?
-Не знаю. Может любит, а может и нет. Ему-то, бродяге, свобода точно милее всего.


Рецензии