Сказка о северном ветре и белых медведях

Это сейчас мой дедушка - рыбак. Но так было не всегда. В молодости он служил летчиком, на большой авиабазе. Она находилась в Сибири и называлась "Белая". Белая - имя реки, которая текла рядом. Но мне кажется, что дело не в реке. Сибирь - очень холодное место. И зимой там много-много белого снега. Я представляю, как дует пурга, как железные самолеты разгоняются по аэродрому, разбрасывают снег.
- Дедушка, наверное, на твоем аэродроме было очень холодно? - спрашиваю я.
- Ну как холодно...Зимой бывало, и то - не очень. Но мы летали в те места, где по-настоящему холодно, туда, где мороз так мороз.
- А куда?
- На Новую Землю, например. Это остров, который находится в Северном Ледовитом океане. Там почти круглый год снег лежит. Лета не бывает, весна - совсем короткая, осень - тоже. Ну и застревали мы там хорошо так. Бывает прилетишь на двое суток, а останешься - на все две недели.
- Из-за погоды?
-Конечно. Придет циклон, накроет взлётную полосу снегом. Идёт снегопад день, второй, третий. Ангары, которые на аэродроме стоят, засыпает по самую крышу...
-А медведи белые там есть? - спрашиваю
-Конечно, есть. Но они людей не трогают. Сколько там военная часть стоит, еще ни одного случая не было, чтобы медведь на человека напал.
Я представил себе огромное заснеженное поле. Белая земля, а над ней - туман. И вот из тумана выходит белая медведица со своими маленькими медвежатами. Они тихо шагают по снегу. Им некуда торопиться. Мы с дедушкой стоим на балконе. На улице жарко и солнечно. Закрываю глаза, чтобы задержать в голове медведей, и дедушка начинает рассказ.

                Северный ветер и белые медведи


Когда-то на Новой Земле не было людей. Только заснеженные холмы с пещерами. А в пещерах зимой прятались от лютого северного ветра медведи. Даже те, которым не спалось, старались наружу не выходить. Там - вьюга, хоть глаз выколи. Ничего не видно, заблудишься - и дома своего не найдешь. Да к тому же темным-темно. Зимой на севере наступает полярная ночь. Почти полгода без солнца, полгода в пещере -только представь! Можно, конечно, придумать себе какое-нибудь занятие: снежками покидаться, снеговика слепить, нарисовать лапой что-нибудь на снегу...но скоро все равно взаперти станет скучно, захочется на улицу выйти. А как туда выйдешь, когда северный ветер воет не переставая!
Пытались медведи этот ветер усмирить. Но как ни ревели, даже докричаться до него не смогли. Потому что дул он издалека, с самой окраины ледяного острова. Думали медведи, что делать, месяц-другой, и наконец решили: нужно выбрать из них самого отважного и отправить его в дом ветра. Ну чтобы он ветер попросил дуть не так сильно, не закрывать все снегом до самого неба.
Я пойду — сказал совсем еще молодой медведь
- Ты? - удивились остальные — Но ты еще молод, не так хорошо знаешь остров, да и не самый сильный среди нас!
- Зато самый смелый! - выступил вперед самый старый медведь Новой Земли  — Я обещаю вам: этот юнец всех нас выручит, он доберется до дома ветра.
Молодой медведь обрадовался, что его поддержали, выбрался из берлоги. И отправился в путь. Куда именно идти он, честно говоря, не знал. Какое-то время он постоял в задумчивости в этой белой пелене. Затем навострил уши, стал слушать, долго, внимательно, откуда дует ветер. Судя по всему, ветер дул с севера. «Куда ж ещё севернее» - подумал медведь, и зашагал вперед. Он шел и шел, прислушиваясь к ветру. А тот дул всё сильнее. Небо, землю, ледяные холмы — всё заволокло белым. Отважный путешественник едва свой нос мог разглядеть. Ветер был очень холодным и колючим. Даже с такой длинной и теплой шерстью мягко говоря неприятно.
Целый день он шел вперед, вслепую, по брюхо в снегу. Пока совсем не выбился из сил. Зарылся он в сугроб, и тут же провалился в сон. И приснилось ему солнце, огромное, жаркое. Солнце кружилось в космосе вокруг своей оси, солнце поднималось над землей, над обледеневшими горами, над блестящими айсбергами...Мишка открыл глаза: ветер по-прежнему дул со страшной силой, по-прежнему впереди не было видно ни зги. Но настроение у него изменилось. Теперь он не шагал, а уже бежал в сторону океана. Ночь бежал, день. И вот к вечеру следующего дня оказался у высокого холма. А на холме стоял высокий седой старик, стоял и раздувал свои огромные щеки.
Не испугался медведь ветра. И стал карабкаться на холм. Вонзал когти в лёд и поднимался всё выше. Нелегко было медведю, но мысли о солнце его согревали.
- Ветер — заревел мишка, когда поднялся на вершину — зачем ты дуешь так сильно? От этой метели устали уже все на нашем острове!
Удивился старик.  Посмотрел сверху вниз на медведя, который появился будто бы из ниоткуда. И говорит:
- Надо же! А я и не знал, что на этом острове есть еще кто-то, кроме меня! Сколько я ни смотрел вокруг, со своего холма, не видел ни души. И так год, второй, третий. Вот и взвыл от одиночества...А тут ты! Надо же! Оставайся. Будем жить рядом, в моём доме. Вдвоём уже не скучно.
- Спасибо, дедушка-ветер — отвечает медведь — но я не могу. Дома, вон там, далеко, меня ждёт моя семья, друзья. Это они прислали меня к тебе: попросить, чтобы ты дул не так сильно, а то из-за этой метели бывает за всю зиму из дома не разу не выйдешь.
- Надо же...медведи! - удивился ветер- Значит вас много. А я тут совсем один, и ничего о вас не знаю. Возьми меня с собой, я оставлю свой холм. Возьмешь — обещаю себя хорошо вести — и сильно щеки не раздувать.
Обрадовался медведь. Взял северный ветер с собой. А тот, как и обещал, вёл себя тихо. Метель прекратилась. На небе, конечно, не было видно солнца. Всё-таки зимой там полярная ночь. Но зато звёзды светили ярко-ярко. Но особенно ярко, казалось мишке, сияло созвездие большой медведицы.
С тех пор стали они жить дружно. Ветер уже не бушевал. Утром и днём играл с медвежатами, вечером улетал на берег — гонять океанские волны. И только ночью, когда все сладко спали в своих берлогах, позволял себе пошалить: раздувал щеки и дул что есть силы...

Я огляделся вокруг. Мы с дедушкой стоим на балконе. Жарко, на улице градусов сорок. У кирпичного дома напротив — сухая трава. По дороге проезжают машины, пыль столбом. Во дворе ни одного человека. Я посмотрел сквозь пальцы на солнце. В глазах запрыгали солнечные зайчики. А потом я представил себе, какое оно огромное это солнце. Огромное и такое горячее! Вот вокруг него вращается раскалённые планеты — Меркурий и  Венера, чуть дальше наша тёплая Земля, ещё дальше — холодный Марс. И так до самого Нептуна. «Как там холодно, на  Нептуне» - подумал я - «и какой сильный там,наверное, дует ветер».  Я попробовал раздуть щеки, как тот старик-ветер. Но мне почему-то стало смешно.


Рецензии