Родительский день

Вот и пришёл тот день, когда день поминания родителей стал для нас праздником..
Лет двадцать назад, услышав, что этот день называют праздником, я обиделась и подумала, что у того человека, наверное, никто не умирал...
Сегодня же, собираясь на кладбище, я собиралась, как на праздник и настроение поднялось...
Всё это странно...
По дороге в другое село мы встретили тридцать один ручеёк, которые незаслуженно забыты...
Раньше, когда молодыми были наши прабабушка с прадедушкой, дедака с бабакой, так нас научила мама называть её дедушку и бабушку, по этому пути ходили верблюды, вообще то караваны...
Они останавливались около ручьёв, пили воду и поили скот...
После революции, когда стали угонять в совхозы лошадей у казах, они в отместку власти, угоняли свои табуны в другую область, а ручьи стирали с лица земли, прятали, чтобы негде было пасти совхозный скот...
Ручьи накрывали кожами, палками, листвой и засыпали землёй...
Там, где начинали пахать целинные земли, трактора вытаскивали кожи из земли...
Но по караванному пути больше не стали ходить караваны, а на том месте стали строить дорогу...
Засыпали пять ручьёв, которые теперь бьют из под дороги...
Другие ручьи тоже стали выходить из под сгнивших кож...
Прошло много лет с тех времён, сто лет...
Мы заехали в сельский магазин.
От глаз продавца, я оказалась в своей жизни, которая была тридцать лет назад...
Я подошла к прилавку.
-Я как будто в молодости побывала,- сказала продавец.
Мы постояли друг около друга, нам было хорошо...
Приехав на кладбище, посетили родителей мужа, и отца и мать.
Поехали назад в своё село, к моим усопшим родственникам...
Нашла я только дедушкину могилу, как обычно, надеясь на то, что кто то поправит крест, фотографию на нём и саму могилу...
Но в этот раз мне нужно было поправлять всё самой, этот кто то, ничего не поправил...
Настало время, всё делать самой...
Дедушкиному брату восемьдесят, дедушкиной двоюродной сестре за восемьдесят, у них уже не хватает сил убирать могилы...
Теперь нужно брать с собой перчатки и грабли, гвоздики.
Бабушкину могилу я не нашла.
Дедакину и бабакину могилы не нашла.
Нужно идти ещё раз, убираться...
Как много тёплого и хорошего я вспомнила про своих бабушку и дедушку, бабаку и дедаку...
Как любили они нас...
Я и в детсве никогда не сомневалась, что меня они любят.
Тихое и счастливое детство у меня было...
Помню расцветку бабакиных платьев, коричневое в белый горошек и тёмно синее в белые мелкие цветы, все длинные до пола, бабушка таких уже не носила, она же не старая была, так и говорила...
Все платья были у бабаки с длинными рукавами, помню их запах, а вот ходила она всегда босиком и дома, и во дворе, в огород обувалась...
Когда мы мыли у бабаки пол, то у порога всегда, нам в благодарность, стояла банка "сгущёнки" с дырочкой,  иногда и пить то её не хотелось, но сосали из дырочки, пили, раз поставили, значит для нас...
Первый раз, в пять лет, меня на клабдище привела бабака, к своей покойной дочери Клавдии, чей большой портрет стоял в оградке, около креста...
Бабака плакала , это была единственная дочка...
Старший сын бабаки, был мой дедушка, после войны, когда вернулись мой дедушка и дедака, бабака родила ещё двух сыновей...
Мне было не приятно, что бабака доставала платочек и плакала, я хотела видеть её не плачущей...
Мы с ней часто ходили на ту могилу, с каждым разом бабака плакала меньше и меньше...
Только сейчас я узнала, что бабакина дочка умерла давно в 1946 году, но плакала бабака так, как будто дочь её умерла недавно, я так и считала, думала год назад это случилось...
Как мне не хватает моих родных, я скучаю очень, вспоминаю их запах, одежду,мебель, посуду, их еду, огород, баню, сараи, осла, корову, коз и индюков, их плетень, собаку, их цветы, часы с кукушкой, которой нас пугали, чтобы не трогали, а то укусит...
Вспомнила дедушкиных тёток, их детей и внуков...
Как мне убраться на могилах? Я не знаю.
Прошёл год.
Сегодня мы опять приехали с двух кладбищ.
Нашла я только дедушкину могилу, поправила фотографию на кресте.
Мы какие то не как все, не убрались там.
Нужно ездить дважды, чтобы прибраться на могилах и осмотреться, поздороваться с людьми.
Нужно время и средства.
Иногда кажется, что лучше и не ездить, так не весело там.
Но люди едут и идут, несут цветы, яйца, конфеты и плюшки.
Я испекла шанежку, не совсем такую, как были у бабы и бабаки.
Знакомые дети ходят и собирают с могил, в обоих руках по полным пакетам, ещё дообеденное время.
На многих крестах убрали фотографии, зря. Убрать легко, найти и поставить другую будет стоить денег.
В соседнем селе кладбище более ухоженное, чем тут.
Обновили могилы, которые не трогали по тридцать лет, наверное дети на пенсию вышли и находится время.


Рецензии