Сказка о двух небесных царицах

На юге темнеет рано. А фонарей вдоль дорог Зеленокумска почти нет. Поэтому вечером, когда мы с дедушкой и бабушкой возвращаемся с дачи, очертания домов и деревьев едва различимы. Светло только наверху — всё небо усыпано звёздами  - и в реке. Посмотришь вниз, а там луна. Точно такая же как на черном небе. Это она просто отражается в воде — скажете вы. Возможно. Но есть и другая версия. О ней мне рассказал дедушка.



                Две небесные царицы


Когда-то на небе две луны было — две сестры. Царствовали они там себе и горя не знали. Только солнце уходило за горизонт, как начинали они хозяйничать. Одну за другой зажигали звёзды — чтобы здесь — внизу —  ночью было хоть чуточку светлее, чтобы каждый мог всегда найти домой дорогу. Запускали в вышину огненные хвостатые кометы. Чтобы те, кому не спится, ими любовались. Затем до блеска начищали небосвод. Видишь, какой он чистый и прозрачный — всё это их работа.
Две луны-царицы любили послушать людей: их стихи, колыбельные, которые взрослые пели детям перед сном и, конечно, особенно приятны им были слова благодарности - за свет, за красоту ночных дорог и полей. Писатели и поэты часто говорили им спасибо за вдохновение. А ещё сёстрам нравилось слушать, как поют соловьи, шумит ветер и журчит вода в реке Куме.
Но однажды они заметили, что песни ветра превратились в странные завывания, а в плеске воды то и дело слышались грустные нотки. Каждую ночь прислушивались две луны к этим звукам, и каждую ночь повторялось одно и то же. Тогда сказала одна из сестёр:
Надо мне на землю спуститься, а то природа совсем приуныла. Узнать бы в чём дело.
Конечно, ступай, я тут пока и одна справлюсь.

На том и порешили. Спустилась луна на землю. Спросила у ветра:
- Что воешь ты? Или охрип, или осип? Отчего мы уже не слышим твоих прекрасных песен?
- Всё дело в том, что любовь моя — река Кума — день ото дня всё печальнее. Днём ничего — весёлая и резвая, а ночью - как ни стараюсь, не могу её развеселить.
Подошла луна к Куме узнать, отчего та грустит. И ответила ей река:
 - Светите вы, две царицы, и людям, и зверькам, и насекомым, населяющим землю. А рыбы блуждают впотьмах — дороги домой найти не могут. Целый день крутятся-вертятся — детей накормить надо, запасы на зиму собрать. А как только придёт время отдохнуть — уже темно, хоть глаз выколи. Жалуется весь подводный мир, грустит. Вот и мне невесело.
Долго молчала луна, всё думала-думала. А потом — поднялась на небо, но только для того, чтобы обнять сестру и сказать ей, что видится теперь они будут реже.
Одна луна наверху осталась хозяйничать, другая — опустилась в воду. Речной ил, водоросли, рыб — всё залило тёплым жёлтым светом. Засмеялись речные жители, улыбнулась река, запел ветер. С тех пор по ночам светло и на земле и в воде.
А если тучи на небе? - спросил я.
Ну если тучи, луну, конечно, не видно — отвечает дедушка.
Но если на небе тучи, то в воде всё равно должно быть светло?
Должно быть, но не получается. Ведь две луны, две сестры так друг друга любят, что если одна не светит, то и другая тоже. Нет настроения и всё.
Я сразу подумал о маме. Когда она не в духе, у меня ведь тоже нет никакого настроения.


Рецензии