Почему солнце красное

Прошлой осенью я вместе со всей семьёй ездил к бабушке Луизе в деревню. Моя бабуля уже совсем не молодая, ей больше восьмидесяти. Она всю жизнь прожила в деревне Ляхово Архангельской области, работала дояркой и подняла на ноги троих детей  одна, потому что её муж и мой дедушка Викентий умер очень рано, когда моему папе было всего два годика. Но бабушка до сих пор ведёт хозяйство, вернее огород, и мы все как можем ей в этом помогаем. Вот и в этот раз мы все дружно взялись выкапывать картошку.
Мы работали весь день, и под вечер стало сильно холодать. Солнце шло на закат. Оно было ярко-красного цвета, такое ровное по краям, что казалось, что вот-вот выкатиться из всей этой картинки заката. Облака были белые перистые, и, казалось, стелились перед солнцем, как уютные покрывала и одеяла перед сном. Было очень красиво и спокойно.
И я вдруг спросила бабушку - А почему солнце красное?
Бабуля устало села на неполный мешок картошки, вытерла платком лицо и ответила, что завтра, наверное, будет теплее - так в народе говорят «солнце красное к потеплению». Объяснив это, у бабушки почему-то по щекам потекли слёзы.
Я, испугавшись за неё, подбежал, сел рядом и стал её успокаивать. Спустя срок  я спросил, почему бабушка так расстроилась, ведь в моём вопросе не было ничего обидного.
- Много лет назад,  дитятко, когда мне было столько же годков, сколько тебе сейчас - начала свой рассказ бабушка Луиза - была война. Я со своей семьей, конечно, жила далеко от тех мест, где шли бои, но и нас горе и беда людская не обошла. Нас в семье было девять детей , как говорят мал мала младше. Младше меня было ещё два братика Славик и Гриша, и я их очень любила. ВОЙНА- это слово у нас детей не было связано с бомбёжкой, выстрелами, криками людей. У нас она была тихой, тихо приходил почтальон и приносил с фронта письма и похоронки, люди тихо уходили на фронт и не возвращались, тихо от голода и холода умерло пол деревни. Всё на фронт. Мы понимали, что где-то людям ещё хуже, чем нам. Мы работали на равнее со взрослыми. Сажали картофель, пропалывали, убирали урожай и всё, всё, всё отправляли на фронт. Мы питались чем могли, собирали траву, мололи её и жарили оладушки из этого. Хорошо, если удавалось достать жмых, который оставался от производства муки, а то и так обходились. Стоит ли говорить, что со здоровьем у нас было не всё хорошо. И вот летом сорок второго года я и Славик заболели дизентерией. Тем летом пол деревни болело этой болезнью. Мне было десять лет, а братику семь. Болели мы тяжело, остальные братики и сестрички помогали нам как могли. Моя бабушка Степанида, которая в то время жила с нами всегда нам со Славиком прятала свои сухарики под подушку и вечером просила нас их съесть, может и эти кусочки «хлеба» помогли мне тогда выжить. А вот мой братик был совсем плох. Я была старше его и поэтому всегда жалела  его. Как-то вечером мы лежали на печи и в окно светило такое же красное солнце. Славик был весь мокрый от болезни и говорил что ему очень холодно. А потом вдруг спросил - А почему солнце красное? И я начала объяснять, что люди говорят, что это к теплу и завтра обязательно будет тепло, и он выйдет гулять и ему будет тепло и хорошо играть. Но братик меня уже не слышал. Он умер у меня на руках, я это поняла, но продолжала гладить его по головке и говорить, что завтра будет тепло, ведь не зря же солнышко красное.
А зимой этого же года от кори умер мой второй братик Гриша. Ему было три годика.
Так «тихо» прошла по нашей семье ВОЙНА.

После этого рассказа я совсем по другому стал воспринимать, ранее далёкое и не понятное мне слово «война».


Рецензии