Моя смена в детском лагере дневного типа

 Этот июнь выдался солнечным. Родители решили на месяц отправить меня в пионерский лагерь дневного типа. У нас в посёлке был и настоящий пионерский лагерь «Юный горняк». Он находился на берегу небольшого залива, «Интеграл», который был назван так, видимо потому, что своей формой напоминал этот математической знак из раздела высшеё математики. В сою очередь этот залив примыкает к устью реки Суйфун и был окружён высоким широколиственным лесом. В него вели две дороги. Она верхняя по краю сопок примыкающих к реке, а вторая по берегу самого залива. Дорога, с одной стороны, упиралась в скальные осыпи сопок поросших дубом, ольхой,  берёзой, маньчжурским орехом, орехом (лещиной), где было более полого, попадались небольшие участки, где местные жители летом пасли свой скот. С другой стороны дорога упиралась в берег залива, заросший камышом, в котором проживала перелётная птица, и прилетали с моря чайки. Залив был богат рыбой. В окрестном лесу была масса грибов, орехов, винограда, малины. На лугах и опушках попадались земляничные поляны.
 В этот лагерь предоставляли для детей жителей посёлка на лето путёвки, которые можно было покупать за деньги. Зимой в корпусах лагеря останавливались рыбаки. В самом заливе находилась масса лодок, с которых местные жители рыбачили, как в заливе, так и в дельте реки и прилегающих более мелких реках и протоках. По всему берегу рос шиповник, белая сирень, боярышник, глот, черёмуха, дикая яблоня и груша, дикая жимолость (волчья ягода) и много другой растительности включая массу лекарственных растений. На другой стороне залива находился массив из четырёх сопок  называемых «Фёдоровскими», названными в честь какого-то Фёдора жившего здесь много лет назад, когда люди только начинали осваивать эти земли. Из животного мира обитали тигры, медведи, леопарды, пятнистые олени, козы, кабарга, лисы, зайцы, еноты. Все ручейки были забиты мальками всевозможной рыбы. На берегах реки находили много стоянок первобытного человека.
 
 Наша семья была большая и лишних денег для отправки меня в лагерь, в этот момент не нашлось. В лагерь дневного типа открытый при нашей школе на лето, денег платить было не нужно, так как эти расходы брала на себя администрация посёлка и профсоюз шахты, на которой с самого её основания работали мои родители. Шахта была практически градообразующим предприятием, хотя были и другие. Это военный совхоз и рыболовецкий колхоз имени «Чапаева».

 Лагерь располагался в здании школы, где находились столярные мастерские, спортзал и некоторые другие. Так девочек обучали шить на швейных машинках и готовить еду на уроках труда.
 
В первый день нас познакомили с начальником лагеря, нашими пионервожатыми. Разбили на два отряда. В другом отряде оказался мой двоюродный брат, Миха. Мы с ним одного года рождения. У меня день рождения 8 марта, а у него 12 апреля. И частенько все говорили, в шутку, конечно, что когда он вырастет, то станет космонавтом. До четырёх лет мы жили на одной улице и очень редко были дни, когда мы играли не вместе. А потом они получили квартиру в новом микрорайоне и переехали. Лагерь находился неподалёку  от нашего дома. Нужно было только перейти овраг, потом огород, луг, он же футбольный стадион и конюшню принадлежащую хозотделу поселкового стройуправления.
 
 Лето начало вступать в свои права. Вдоль дороги, ведущей через посёлок, росли деревья, ильмы и тополя обычные и китайские. А также сады в основном вишня, слива, яблони, груши.
 
 Нас собрали на построение. Во дворе росли тополя и за ними стояли хозяйственные постройки. Там хранили строительный инвентарь и различные сантехнические запчасти, предназначенные для ремонта в школе, а также всяческую старую мебель. Площадка, где нас собрали на первую линейку, была размечена  двумя четырёх угольниками и два отряда становились друг против друга в два ряда. С левой стороны от входа стояла металлическая труба, выполняющая роль флагштока. И потом каждое утро в девять часов, в те дни, когда не было дождя, дежурные поднимали флаг и двое ребят, один стучал в барабан, а другой пытался дуть в горн. Получалось не всегда. После этого начальник лагеря говорил несколько слов о том, чем мы будем заниматься в этот день, и передавал нас в руки вожатых.
 
 В первый день нас ознакомили с общими правилами поведения, обрисовали в общих словах план на смену. Потом отвели в спортзал. Там на полу лежали полосатые матрасы и тёмно-синие одеяла. Нам сказали, что во время после обеда мы будем там спать. После сна эти матрасы скатывались в рулоны и убирались или относились в другую комнату. Каждый вожатый занимался со своим отрядом.
 
    Итак, распорядок дня был следующий:
  - в 9.00 часов утра мы приходили в лагерь и у нас линейка, утреннее построение с ударами в барабан и стрёкот трубы. Потом поднимали флаг. После этого распоряжения по занятиям на день  начальником лагеря и мы расходились со своими вожатыми по своим отрядам. Когда была плохая погода, шёл дождь, то все занятия проходили в здании. Нас занимали играми, в основном шашками, но были и шахматы футбол с футболистами стоящими на пружинках и колотящих металлический шарик, пластилин, рисование, чтение книг, просмотр диафильмов на фильмоскопе. Тогда выключали свет, на стену на гвоздики подвешивали белую простынь и смотрели сказки. Кто-то из вожатых читал текст под картинками. Иногда играли в жмурки. Каких-то особых занятий не было. Когда дни были солнечные, то в основном занимались играми на улице. Играли в чижика или в клёк. Также был футбол, волейбол. Иногда ходили в лес и на берег моря. Это нам нравилось больше всего. Можно было побегать, поиграть, в шутку подраться. Поиграть в пятнашки. В это время шло массовое цветение лесных и полевых цветов. Это жёлтые и синие лилии, кукушкины башмачки, примулы (мы их называли Танечками), звёздочки, огоньки, мышиные хвостики, колокольчики, лесной герани (мы её почему-то называли Радио).  Ещё их называют журавельник.  Подрастал и цвёл дикий лук, а также масса всевозможных кустарников. В это время начинали выходить из гнёзд первые птички. Их было очень много. Нам попадались в основном карпёшки и сорокопуты. Иногда из-за кустов взмахивая крыльями,  с шумом взлетали фазаны. Купаться на море, нам не разрешали, и поскольку со стороны нашего берега Амурского залива было довольно мелко, то мы бегали по этому мелководью, гоняя мелкую рыбёшку, в основном бычков. Было также много чилимов. Мы их ловили вместе с мелкими крабами под ракушками руками. Иногда мы варили и ели их вместе с картошкой, испеченной на углях, после того, как прогорал костёр. Девчонки собирали цветы и плели букеты, в основном из одуванчиков. Над водой летали чайки. Но находились мы у моря недолго т.к. нас отводили на обед в столовую, которая находилась посередине улицы, на которой стоял наш лагерь, напротив здания, где обучались 5-е,6-е и 7-е классы. После обеда все отправлялись на тихий час. Вот так мы и жили. Как я уже писал, мы с моим двоюродным братишкой Михой были в разных отрядах. Миха по своей натуре был большой проказник, хотя никогда не был заводилой. Его шутки доводили всех до смеху. Он постоянно что-то придумывал. Учился он хорошо. Я тоже неплохо, но он лучше. И класс их, на мой взгляд, в то время был более дружный, чем наш. Как-то раз нас с ним угостили детским шоколадом. Как сейчас помню, стоил он тогда 24 копейки. Я очень любил шоколад. Думаю, что и он тоже. На шоколадной обёртке был нарисован перекрёсток со светофором и люди переходящие улицу. А поверх рисунка был напечатан маленький стишок про светофор.
 
  «Зелёный свет зажёгся вдруг
  Теперь идти мы можем.
  Ты светофор хороший друг
  Шофёрам и прохожим.».

-Мы прочитали этот стишок, предварительно вынув шоколад из фольги и обёртки и съев его, решили, что лучше бы вместо того, чтобы писать стишки на обёртке, положили бы в неё больше шоколада, а то он почему-то быстро кончился.
 
 Смена наша проскочила быстро. И вот нам объявили, что на следующий день у нас будет её закрытие. В связи с этим между отрядами проведут творческий конкурс и различные соревнования. На конкурс нужно приготовить песни, танцы, стихи и т.п. А на соревнованиях будет бег, командная езда на детских велосипедах, перетягивание каната, метание гранаты.
 
 Я не предал особого значения требованиям конкурса, так как танцевать я не умел, песни некоторые пионерские знал и сказки Пушкина в стихах, тоже что-то читал. В общем, понадеялся на «АВОСЬ».
 
 И вот наступил день закрытия. Нам сказали, что творческий конкурс  проведут до обеда.
А после обеда мы устроили прощальный бал-маскарад. Всё шло своим чередом. Начали с гонок на детских велосипедах. Все старались победить и часто падали. В общем, всё было очень весело, здорово и смешно. Потом девчонки соревновались в классиках.
Мальчики бросали мяч в баскетбольную корзину, потом перетягивали канат.  Отряды побеждали с переменным успехом. И вот наступил творческий конкурс. Нас построили в две шеренги. Первый отряд напротив второго и наши вожатые, а они были ведущими пошли сначала возле одного отряда, а затем около другого и каждому предлагали что-то сделать: - спеть, прочитать стишок, отгадать загадку, в общем, что-то продемонстрировать. И вот дошла очередь и до меня. Так уже получилось, но это было моё первое в жизни публичное выступление.
А так как это всё-таки были соревнования между отрядами, то я сильно волновался. Вожатые подошли ко мне, стали напротив и объявили, что я должен прочитать стихи. Я покраснел. Я растерялся. Я молчал. Все смотрели на меня, а я стоял и продолжал молчать. Я не помнил ни одного стиха. Надо мной начали подтрунивать. Я был готов провалиться сквозь землю. И тут я услышал Михин голос. Я поднял глаза и увидел нечто невообразимое. Миха стоял во втором ряду своего отряда напротив меня. У него был дурашливый вид. Кого он пытался изобразить, я не понял. Пилотка на голове у него была вся смятая. Он маршировал и размахивал руками так, как мы иногда под горн и барабан уходили с линейки. Выпучив глаза, он, прикрыв одной рукой рот присвистывая и шипя от усердия, чтобы не услышали пионервожатые, так как он стоял у них за спиной декламировал:-

   «Зелёный свет зажёгся вдруг,
    Теперь идти мы можем…

Я тут же вспомнил шоколад и стихи, и проговорил их:

«Зелёный свет зажёгся вдруг
   Теперь идти мы можем
Ты светофор хороший друг
 Шофёрам и прохожим».

  У меня отлегло от сердца, и я стал успокаиваться. Я подумал, молодец Миха. Надо же. Вовремя вспомнил. Честь моего мундира была спасена. Повлияло ли это на оценки конкурса, я уже не помню. После обеда мы не стали спать, а пошли в лес, парк который находился неподалёку от школы и из веток, травы и листьев папоротника приготовили себе карнавальные костюмы. Я свой костюм делал, как одежду Робинзона Крузо. К этому времени я уже брал в библиотеке эту книгу Даниэля Дефо. Она мне очень понравилась. Пока мы возвращались в наш лагерь, начался дождик, наш обычный приморский июньский дождик, то и дело, сменяясь моросью. У нас начался прощальный карнавал. Все веселились, плясали, смеялись, дурачились под этим дождём, но не уходил никто. Мы ещё планировали зажечь и развести костёр, но из-за усиливающегося дождя делать этого не стали. Мой костюм Робинзона, был признан лучшим. Потом нас всех угостили сладостями: - конфетами и печеньем. Победителям конкурсов раздали призы и подарки.
   Вот так и закончилась эта моя смена в детском пионерском лагере дневного типа.


Рецензии