По дороге в щколу

По дороге в школу 

Снег выпал в конце октября, ночью. Снегопады будут продолжаться до апреля, делая город чистым и праздничным. Если снег не выпадал неделю, всё вокруг покрывалось пылью — на шахтах грузили в  вагоны уголь для отправки, и на отвалы вывозили дымящуюся породу. Снег скрывал это безобразие, а к марту многие дома утопали в снегу по крыши. После больших снегопадов приходили морозы. В -25 — -30  ходили в школу даже первоклассники, в - 40  по радио объявляли, что занятий не будет, значит, можно на каток с утра. «Оттепель»  —  это когда -10 — -15  и «убродно», то есть, снег рыхлый, продвигаться по нему очень трудно.
К речке Никитинке от Больничного городка прокладывалась двойная лыжня через лес, куда угольная пыль не долетала.  К Вильве тоже вела лыжня, но туда ходили реже.
Отвал шестьдесят четвёртой породой не пополнялся,  шахта уже не работала, и с неё катались на лыжах и на санках. Основание «горки» приходилось укреплять, иначе можно было «клюнуть» носом, а то и лыжи сломать.
После большого ночного снегопада по Ленина шёл в половине восьмого бульдозер. По краям дороги росли высокие «откосы», превращая дорогу в тоннель. За бульдозером тянулись длинные сани — два бревна с поперечными короткими досками. Шёл бульдозер не быстро, можно было заскочить на сани и доехать до школы. Бульдозерист непрошеных пассажиров не гонял.
Такие же «откосы» вырастали и вдоль «первой линии» после того, как пройдёт паровоз-снегоочиститель с «плугом». Снегоочиститель проходил в шесть утра, и, если в школу надо было раньше, то шли по путям до слесарных мастерских, а там по дорожке до  шоссе и к школе.

Майя шла по первой линии, на Ленина было очень «убродно». Оглянувшись в очередной раз, увидела огни паровоза. Взобралась на «откос», чтобы переждать состав, закинула портфель, а подняться наверх не успела — снег поехал вниз, увлекая её за собой. Паровоз между тем приближался. Майя повторила попытку — опять неудача. Только в третий раз оказалась наверху, в безопасности.  Машинист остановил состав в нескольких метрах от неё. Из окна кричал, матерился, грозил кулаком. Убедившись, что она уже не скатится,  поехал дальше. Открытые вагоны дымились, пахло углём. Майя  машинально пересчитала вагоны — семь.
Она просидела  какое-то время и двинулась к школе, прямо по снегу, на линию спуститься не рискнула, да и недалеко было до мастерских. В школе снег на ней растаял, даже в валенках, а вот высохнуть одежда до конца уроков не успела, домой шла с мокрыми ногами.
Закончилось приключение ангиной.





Рецензии