Откуда идет русская земля...

«...Откуда есть пошла Русская Земля,
кто в Киеве нача первее княжити,
и откуда Русская Земля стала есть.»
Нестор.

«Не праведно рассуждает, кто Варяжское
имя приписывает одному народу.
Многия сильныя доказательства уверяют,
что Варяги от разных племен и языков состояли».
Ломоносов.


ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ,
по определению 1 Отделения Философского Факультета
Киев, Генваря 8 дня, 1837 года.
Ректор Университета Владимир Цых.

ПАМЯТИ ЛОМОНОСОВА


Представляю вниманию и суду Читателей краткое исследование о Руссах и Варягах в нашем Отечестве, по сказанию об них Преподобного Нестора, которое я старался согласовать с другими нашими, особенно древними писаниями, и изъяснил оное несколько иначе, чем другие; ибо, по моему исследованию, ни у одного Русского писателя до XIX в. не видно мысли чтоб Руссы были Скандинавы.
Для определения Несторова мнения, приняты мною в основание два списка его Повести временных лет: Лаврентьевский, написанный в Суздале Иноком Лаврентием 1377 г., и Ипатьевский, написанный также в XIV в. (по мнению Карамзина) и вероятно в Южной Руси, — как два древнейшие, а потому если и отступившие от подлинника Несторова, то немного и не во многом. Первым из них я пользовался по печатному изданию Тимковского (М. 1824), прерывающемуся 1019 годом, утверждением Ярослава в Киеве; вторым — по Шлецерову Нестору (в Русском переводе Языкова Спб. 1809—19), оканчивающемуся 980 годом, началом княжения Владимирова в Киеве. Прочие списки Русской Летописи принадлежат позднейшему времени, и за исключением Кенигсбергского (XVI в. по Карамз.), представляют иногда значительные отмены против двух первых, сообразно мнениям, какие в средние времена были; почему в таком значении я и принимал сии отмены, часто между собою совершенно сходные.
Для означения же того, что называю я древним, средним, новым периодом нашей Словесности, нелишним почитаю здесь представить принятое мною деление оной на периоды и отделы.
I-й Период, Древний — от 60-тых годов IX века до последней четверти XIII го.
В 60-тые годы IX века, началась новая жизнь Русской Земли, с пришествием Руссов; началось Русское Православие; составилась Словенская грамота, книжный Словенский язык и переложения на оные Священных и Церковных Книг, на коих основалось и утвердилось Русское Просвещение в Киеве.
Господством сих Книг, книжно-Словенского языка и влиянием Греко-Восточного Просвещения ознаменован сей древний период.
Я разделяю древний период на 3 отдела:
1-й отдел — до кончины Ярослава, 1054.
2-й отдел — до кончины Мономаха, 1125.
3-й отдел — до конца древнего Стольного Киева, с переселением Русского Митрополита в Северовосточную Русь.
II-й Период, Средний — от последней четверти XIII-го по XVIII-й век.
Переселение Русского Митрополита из Киева во Владимир-Залеский и первым там Собором 1274 г., положено начало обновления умственной и общественной жизни Северовосточной Руси и того влияния на нее Русского Духовенства, какое особенно было в сей период, — означенный с другой стороны влиянием Латино-Западного Просвещения на умственную жизнь Южной и Западной Руси, с которыми вместе оно перешло и в Великую Россию. Кроме того сей период ознаменован сильным раскрытием на Православии утвержденной Русской народности, и ее беспримерно-богатым проявлением в народной Поэзии Великорусской и Украинской.
Я разделяю Средний период на 3 отдела:
1-й отдел — до исхода XV века.
2-й отдел — до исхода XVI века.
3-й отдел — до конца XVII века.
III-й Период, Новый — XVIII-й век и первая четверть XIX-го.
В 1700-м году, с утверждением полного Единовластия Петра Великого, начались Его нововведения в России и преобразование оной по образцу Европейскому, чем и положено начало Гражданско-Русского Просвещения под влиянием Ново-Европейского. (В 1700 г. между прочим прекратилось Русское Патриаршество, начался Новый год с Генваря, новое леточисление с Р. Х.). — Стремлением к Европеизму, переимчивым подражанием ему и его усвоением ознаменован сей новый период, который я разделяю на 4 отдела:
1-й отдел — до века Елисаветы, по 1740 год (до Ломоносова).
2-й отдел — до кончины Екатерины Великой, 1796 года (до Карамзина).
3-й отдел — до 1812 года (до Жуковского).
4-й отдел — до кончины Александра I, 1825 г (Карамзин-Историк предозначает новейшее направление Русской Словесности).
IV-й Период, Новейший или Современный.
В нынешнее историческое Царствование возродилось общее стремление к самобытному и своеобразному раскрытию Русского духа во всех отраслях жизни, по собственной мысли и в своем виде, — означилось просвещенное обращение к своенародности и положительности: ибо раскрытием народности мы были богаче всех, а стихия былевой (исторической) положительности была всегдашним, природным свойством народности нашей — в самой Поэзии.
«Се Русия — уродившися в Вере Православной, за слушную речь почиталем, абы ведал сам и иншим Руским сыном сказал: отколь Русь почалася, и як Панство Руское, за початку ставши, до сего часу идет.»
Заключаю мое Предисловие сими словами Киевского инока Феодосия Софоновича, из его Хроники з Летописцов стародавних, 1672 г.
1. Декабря, 1836 г. М. Максимович.
Киев.
О РУССАХ И ВАРЯГАХ.

По Словенски языком называется и собственно язык, и народ. Такое двойственное значение сего слова, равно и его образование из слова яз или аз, я — имеют основанием своим ту верную мысль, что в языке выражается личность народа, и обличают глубокое чувство и сознание сей личности у племени Словенского.
История Словесности и языка каждого народа должна итти рядом с Историей самого народа, тем более, что сия последняя и основывается преимущественно на памятниках Словесности и языка.
При наследовании языка Русского, при изъяснении свойств его и определений стихий, вошедших в его состав еще в древнем периоде, необходимо сперва определить: от каких народов могло быть влияние на язык старожилов России — Восточных Словен?
Но при этом неизбежно прикасаешься к тому вопросу, который так важен для нашей Истории, так занимателен и вместе затруднителен для нашей исторической Критики; на который она, при всем многоразличии соображений и мнений своих, дает ответы решительные, но не дала еще решения окончательного. Я разумею вопрос; от кого досталось народу и языку нашему имя Руси, объединившее собою Восточных Словен, вошедших в состав России? И если это имя не было общим для них издревле, то какому народу принадлежало оно прежде — Словенскому, или не-Словенскому, и какому именно?
С тех пор как Шлецер в своем Несторе (1802 г.) обновил возникшее за 100 лет мнение Байера или точнее сказать мнение Тунмана о Варягах и Руссах, — учение о Скандинавском происхождении Руси пересилило собою мнения прежде бывшие у нас на Руси, от Нестора до Ломоносова и Болтина; и этому учению последовала большая часть наших лучших, всем известных писателей по Русской Истории. — Еще прежде Шлецера, бывший Адьюнктом Байера Миллер хотел было в Академической Речи (О начале народа, и названия Русского, 1749) провозгласить Скандинавское происхождение Руси. Но в ту пору всеобъемлющий Ломоносов остановил его; а потом уже и сам Миллер был против оного мнения и приблизился к мнению Ломоносова, который, по выражению Шлецера, и в Истории был оракулом для Русских, — который и в этом случае сделал то же, что и с языком Русским. В полновесной речи Ломоносова слились и древняя Словенщина, и Латинь, и Германизм; в историческом его мнении о Руси совместились прежние начала, коими изъясняли ее происхождение. По его мнению, Варяго-Руссы были Словенский народ, древле переселившийся на Варяжское Поморье с Волги, поныне Мордвою называемой Ра, — вышедший оттуда вместе с Аланами, потому и названный Роксаланами и Алан — Орсами[4], а сам по себе называвшийся Россами, Россанами (и даже Ранами, от р. Ра, как называет Гельмольд Словен Ругийских); по переселении их в Россию, прежнее местопребывание их в Помории назвалось Поруссией или Пруссией, не по соседству, а по наследованию (см. его Древнюю Российскую Историю, 1766, и в Крат. Российском Летописце, 1760).
В 1768 г. Миллером издан 1-й том Истории Российской Татищева (дотоле ходившей в рукописях), в коей Руссы производятся от Финнов (а Рюрик от Королей Лифляндских). Сие мнение между писателями нашими имело многих последователей и было господствующим до Истории Карамзина.
Но после того, как Шлецерово мнение принял Карамзин, впрочем поворотивши его несколько на Ломоносовское (ибо Руссов Шведских он провел к нам через Пруссию), — у нас стало господствовать покрываемое именем Нестора мнение, будто Руссы были народ Скандинавского или Гото-Немецкого племени. — В следствие того, новый Историк наш Полевой принял за основное предположение, что Скандинавами начинается История Русского народа, и с них начал свою Историю (1829). Но Сенковский полагает, что покоренные Руссами-Скандинавами Словены и Финны обрусели прежде, чем покорители их забыв наречие свое сделались Человеками т. е. Словенами; что овладенные Руссами, с принятием их имени, неминуемо долженствовали утратить свою народность и сделаться Скандинавами в образе мыслей, нравах и даже занятиях. Русский язык называет он химическим соединением Словенского и Скандинаво-Немецкого, с примесью Финского, и говорит, будто даже Запорожские Казаки говорили Скандинавским языком, а начало Украинских Дум сопряжено с Исландскою Словесностью (Сагою); Запорожье называет он Днепровскою Скандинавиею Руссов.
Может быть такое впадение в излишество и в крайность учения о Скандинавском происхождении Руси предвещает, что сему учению приходит уже конец: ибо таким явлением обыкновенно кончались не только многие системы Философии и других наук, но и разные стремления и направления в других отраслях мысли и жизни частной и общественной. Впрочем это покажет время! А между тем, как распространялось и доходило до такой крайности это учение, продолжались и особенно в последнее время являлись мнения противоречащие Скандинавству Руссов, — и замечательно, что в большей части их обновлялись многие из прежних мнений с новою вероятностью и в новых видах.
Будем надеяться что новый Историк-Критик все это разнообразие мнений приведет к одному знаменателю, и из хаоса писаний Византийских, Арабских, Западно-Европейских, Скандинавских и своих Отечественных, отделит свет истины от тьмы недоумения и сомнения. Но пока совершится это, пока раскроется положительно древнейшая История Руссов, определится точнее и подробнее перехождение их и распространение в нашем Отечестве, — мы удовольствуемся для нашей цели своими Русскими Писателями, особенно Нестором, и непосредственно из них самих (соображая по возможности и с иноземными писателями) изложим: как думали у нас на Руси о Руссах и Варягах, сих первостепенных деятелях в начале Земли Руской? Этим историческим изложением мы покажем понятия писателей, кои сами по себе составляют предмет наших занятий (Истории Русской Словесности); вместе с тем, разрешим себе и предлежащий вопрос о племени Руссов и Варягов, сколько нужно для нашей цели.

Из Летописи Русской видно, что Нестор входил уже в соображения о начале прозвания Русской Земли, (без чего нельзя было, кажется, и обойтись писавшему о событии сем спустя два века); видно, что переименование Восточных Словен общим именем Руси занимало и его самого, и его переписчиков и продолжателей в средние времена: так, что Летопись Русская в сем отношении представляет не простое сказание о событиях, но мнения исторические.
Приступая к собственно-Русскому Бытописанью Нестор говорит: Русская Земля начала так прозываться при Греческом Царе Михаиле, начавшем царствовать в 852 году. «В лето 6560, Инднкта 15 день, наченшю Михаилу царствоваши, начася прозываши Руска Земля.» Сказав это, он тотчас же объясняется следующими словами: «О сем бо (то есть, о начале прозвания Земли Русской) уведахом, яко при сем Цари приходиша Русь на Царьгород, яко-же пишется в Летописаньи Гречьстем: тем-же отселе почнем и числа положим.» Здесь разумеется нашествие Руси на Царьгород, под предводительством (владевших Киевом и землею Полянскою) Оскольда и Дира, на 14 м году царствования Михаилова; следственно в 866 году, который у Нестора и относится к началу Русской Земли, в котором действительно приходили на Царьгород Руссы, по сказанию многих Византийцев.
И так из сего ясно, что Нестор потому отселе начал собственно-Русское Бытописанье, что имя Руси нашел он именно в это время историческим, ибо Летописанье Греческое было для [него исто]*рией Всемирной; ясно также, что название Русской Земли он производит от Руси, ходившей в 866 году на Царгород, с Оскольдом и Диром, из Киева. Это основное, авторитетом Греческого Летописанья утвержденное положение у Нестора очевидно из его слов не подлежащих никакому сомненью.
В подкрепление сего надо припомнить, что эти Руссы были первыми Христианами Русскими, принявшими тогда же Крещение, чудесным действием Святой Богоматери Влахернской — в Патриаршество Фотия, который обращением сих Руссов хвалился в окружной грамоте своей 866 года. — По этим Руссам Земля наша причислена к Грековосточной Церкви, и считалась ее 60 м Архиепископством.
Оскольд же и Дир суть первые Русские Князья в Киеве, — в котором водворившись 864 г. скоро сделали они грозным на Черном море имя Руси, и в котором княжили они около 18 лет, до нашествия Олега (882). Ими был заключен и первый договор или уряд Руси с Греками; и вообще начались наши сношения с Царемгородом, как сношения Руси, ибо Киев имел оные гораздо давнее.
По этим Руссам, весьма усилившимся (в княжение Оскольда и Дира) на Северных берегах Черного или Синего Моря, может быть и море сие прослыло Русским — подобно тому как море Балтийское (с Немецким), по Варягам назвалось Варяжским: то в другое имя у Нестора и у Арабских писателей.

Но откуда в когда пришли в Киев эти Руссы, и какого они были племени? — Сие можно разрешить читая далее Повесть Несторову — от призвания Рюрика до завладения Олегом Киева, и из его космографического Введения.
Новогородские Словены, Кривичи и Чудь, по изгнании от себя Варягов, коим они платили дань, и после междоусобиц, решились поискать себе Князя, который бы владел ими и судил по праву. В 862 г. они пошли за море к Варягами к Руси: ибо так звались те Варяги, как другие зовутся Свеями, другие же Урманами, Англянами, другие Готами. («Сице бо ся зваху тьи Варязи суть; яко се друзии зовутся Свое, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гьте; тако и си». Лавр. сп.).
Из этого повествования Нестора всего более заключают, будто он считал Руссов народом племени Скандинавского. Но из этих слов его видно только то, что он Варягами называл не одних Шведов, Норвегов, Англян и Готов (народов Немецкого племени), но также и Русь; однако совсем еще не следует из сего одного места, чтобы Руссы были и племени Скандинавского, а кроме сего ни откуда уже более из Нестора того не следует!
Руссы на Севере могли именоваться Варягами, причисляться к ним, и не быв соплеменниками прочих Варягов; но по общему пребыванию их на Варяжском море, — по одинакому с ними на море том образу жизни Варяжскому, и даже может быть по участию своему в их подвигах на суше.
Таковыми действительно и были многие из Северозападных Словен Поморских, между коими были сильнее всех, особенно славились на море Ружане, называвшиеся Ругиянами, Ранами и Руссами.
Так Луитпранд (X в.), говоря об Игоревом походе с Руссами или Россами, называет их еще и Норманнами, именно «a positione» как народ Северный «sub Aquilonis parte constituta».
А что эти Варяги-Руссы были Словены, это увидим далее из Нестора; увидим также, что у Нестора Русь и Варяги строго различаются при описании Отечественных событий; что к Варягам причисляется у него только та Русь, которая пребывает у Варяжского моря, в отличие от перешедшей уже к нам Руси.
Подобно сему иноплеменные нам Варяги у нас, в Русской Земле, принимали иногда имя Руси, но как местное и временное, по службе своей.
Варяжский и Новогородский Князь Олег, по завладении Киевом, назвался Русским Князем, — также, как после Литовский Князь Гедимин, сделав то же (1320), назвался и Князем Русским; как Польский Король Казимир, по овладении Галицией или Червоною Русью (1340), назвался и Королем Русским.


Рецензии