Острова своей жизни

     В любое время года здесь пахнет прибалтийской селёдкой, украинской колбасой и гречкой, русскими пряниками и ещё всем тем, чем пахнет в хорошем русском «сельпо» вне зависимости, где оно находится на бывшей территории Союза. А это «сельпо» перешагнуло границы и поселилось в небольшом немецком городке. И пересеселились не только товары и продукты, но даже сам дух того славного заведения. Ностальгия гонит людей в этот уголок прошлой, счастливой, «своей» жизни, глотнуть того воздуха, быть самим собой, получить заряд «той» энергии до следующего раза и купить любимые с детства халву, солёные арбузы, конфеты «Мишка на Севере»,что-нибудь из серебра или золота, хрустальные фужеры и, конечно, «своей» водочки. «Русский дух», вне зависимости от того, какой национальности человек, переходит из поколения в поколение, как родительский ген. 
     Вспомните «тех» продавцов, которые нас обвешивали, не доливали, доставали из-за прилавка «дефицит» и были почти родными, часто знавшими тайны, порой не доверявшиеся мужьям, жёнам или матерям. Они тоже здесь и даже «манеры» почти не изменились, только может, по-неоходимости, продавцы стали более услужливыми.
     А сколько народного юмора. Юмор в разговорах, в выборе товаров, в деловых советах продавцов при покупке, в радостных приветствиях знакомых, и во многом,чего мы раньше, в прошлой жизни в «Союзе» не замечали, потому что это было нашей повседневной жизнью, нашим привычным и родным. Можно часами находиться в магазине с блокнотом и ручкой и записывать горяченький народный, даже не требуемый обработки юмор.
     Вот только некоторые случайно услышанные разговоры. Две средних лет женщины рассматривают витрину с изделиями из золота и серебра. К ним подходит продавщица,которую зовут тётя Маша, и спрашивает: «Что вы ищете? Кольцо? Серьги? Я вам сейчас очень хорошие покажу.» Роется в столе и достаёт несколько коробочек. «Вот, смотрите, очень красивый комплект – кольцо и серьги. И не дорого.» Женщины рассматривают, но что-то им не нравится, но примеряют всё-равно, что-бы не обидеть услужливого продавца. По ходу примерки тётя Маша подаёт такие реплики: «Нет, это кольцо вам не подходит... У Вас тонкие пальцы и большая косточка... А у Вас наоборот толстые пальцы. Примерьте это... Камень розовый? Это рубин... Да, Вы что, розовый камень сейчас в моде... Если два кольца возьмёте, уступлю... Берёте два? Хорошо... Что ещё хотите? Серебряную цепочку. А для кого?» К ним подходит парень крупного телосложения. Тётя Маша продолжает: «Так, молодой человек, для Вас сейчас найдём цепочку. Какую Вам – длинную или короткую? Короткую, прямо под горло. Покажите свою шею.» Она смотрит на его шею и замечает: «О, хорошая шея. Найдём на эту шею что-нибудь. Примерьте. Не нравится? А мне нравится. А эту?... Берёте?... Считать?... С Вас...» Все остаются  довольны. И можно с уверенностью сказать, что к тёте Маше придут подруги этих женщин и попросят подобрать «такое же красивое кольцо, как у...» или «цепочку на хорошую шею», а она подберёт им на свой «изысканный» вкус колечко, серьги или цепочку, потому что ей доверяют, потому что она близка народу «оттуда», потому что она «своя».
    А вот ещё. Та же тётя Маша ставит книги и видеокассеты на полки и внимательно следит за молодой парой, выбирающей видеофильм. Они в некоторой нерешительности, но на помощь спешит тётя Маша, прерывая без особой скромности разговор ребят. «Хотите кассету купить? Я вам сейчас выберу. Вот( показывая набор из трёх кассет) хороший боевик. Сама смотрела, а вы ещё молодые и не видели его. Берите». «Молодые» с какой-то удивительной, той «своей», врождённой покорностью покупают фильм, доверившись всезнающей, авторитетной продавщице.      
     И сколько ещё можно услышать и увидеть «своего», что порой забываешь, что живёшь в Германии, а не где-нибудь в небольшом городке или посёлке в Казахстане, России или Киргизии. Время идёт. И молодые, приходя сначала с родителями, вырастая,  тоже идут сюда. Как долго будут существовать такие «островки» никто не знает, но, похоже, что вечно.               


Рецензии