Коллекция миниатюр

   
   
   ДОМ

   У меня три дома. Каждый из них мне по-своему дорог.
   Колыбель моей жизни - отчий дом, душа нашей большой семьи. Он похож на нас (или мы на него?): основателен, скромен, неброско изящен. Здесь жило несколько поколений самых близких мне людей. Мне кажется, дом хранит тепло их сердец, умелость их рук, неповторимость облика и голоса. Отчий дом - главная часть меня, моё начало и продолжение, мой фундамент, моя защита.
   Дом семьи, которую создала я (вернее, не дом, а квартира), построен не мною. Мне пришлось принять его планировку, недочеты архитекторов и строителей. Я живу здесь уже три десятилетия, подновляя, приспосабливая его под себя. Мне было хорошо в этом доме, который служил крепостью, защищая моё личное пространство, мой субъективный мир. Сейчас в этом доме живёт семья моего сына, мои внуки. Дом меняется...
   Мой маленький плот - дачный домик в деревне, построенный в память об ушедшем супруге. "Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила". Это дом для общения с природой, для раздумий, для созерцания жизни. Я чувствую особую ответственность за этот дом, который посещаю нечасто и который, как мне кажется, ощущает своё 
одиночество и беззащитность.
   Три дома...  Бог любит троицу, и я прошу его о защите моих домов, а значит, о поддержке моих близких, меня самое.


   ГЕРОИЧЕСКОЕ

   В юности мне непременно хотелось быть похожей на сильную тургеневскую или некрасовскую героиню. Любимой книгой была "Джейн Эйр" Ш. Бронте. В Джейн привлекали независимость, свобода, исключительность натуры, сила любви.
   Жертвенность, как и способность к глубокому чувству (я это рано ощущала), были заложены в моей натуре изначально. Ведь не побоялась же я выйти замуж за тяжелобольного человека, несла этот крест 20 лет, не скуля, не жалуясь. Теперь, по прошествии времени, сама удивляюсь, как не испугалась пересудов, косых взглядов, осуждения, непонимания своих и чужих.
   Почему-то никогда не хотелось быть слабой, покорной, зависимой от кого-либо или чего-либо. Никогда не получалось закрыть глаза на чужую беду, не лезть "куда не следует", не бросаться на амбразуру.
   Кто рождает героя: семья, обстоятельства, эпоха? Важнее социальная или психологическая доминанта? А, может, героический код задан генами? Или это начало в Божьей власти? Героическая составляющая - это сила или слабость личности?
   На эти вопросы у меня нет однозначного ответа...

   РАБОТА

   Работа обязательно должна быть любимой, тогда она будет приносить радость, удовлетворение, счастье.
   Мне повезло. С детства я знала, что буду педагогом, никогда не пожалела о выбранном пути (хотя, как известно, этот труд не приносит материального благополучия, мало что - особенно сегодня - добавляет к личному статусу человека). Повезло мне и в том, что работа совпала с моим хобби: читать я любила больше всего на свете, а, открывая новые книги, новые имена, получая эстетическое наслаждение, всегда обогащалась как специалист.
   Я любила детей: и малышей, когда работала в детском саду, и школьников, когда преподавала словесность, и студентов, когда после аспирантуры стала работать в вузе. Я видела отдачу: мои ученики любили мой предмет, со многими из них у меня сложились долголетние тёплые отношения.
   Правда, в последние годы, когда уровень студентов, поступающих в педвузы, существенно снизился, "зажечь сердца" удавалось немногим. Но всегда были глаза, глядящие на тебя с любовью, восторгом,уважением. Для этих глаз и работала, открывая новое в своём и смежных предметах, в окружающем мире, в самой себе.
   Когда не стало работы (я потеряла её внезапно, неожиданно для себя и других), казалось, лучшая часть меня умерла, погибла. Коллеги, студенты, даже предметный мир вуза (аудитории, библиотека, коридоры) снились ночами. Образовалось так много свободного времени, которое поначалу нечем было заполнить...
Меня спасло то, что моя профессия востребована в семье: знания, навыки, умения пригодились в воспитании внуков. Помогло и то, что профессия филолога  (допускаю, что она здесь ни при чем), подарила возможность творить, создавать стихи и прозу. Жизнь постепенно наполнилась новым содержанием...

   ЦВЕТЫ

   В нашем материальном, вещном, мало пригодном к сантиментам мире, особое место занимают цветы. Зачем они, с их хрупкой красотой, тонким ароматом, с их быстрым увяданием, незащищенностью ни от природных аномалий, ни от человека? Укор землянам, не умеющим ценить и оберегать красоту? Напоминание о близкой смерти, призыв прожить жизнь красиво? Почему они так волнуют, так трогают душу? Почему даже один распускающийся цветок способен пробудить в ней необъяснимый восторг и радость?
   Меня всегда удивляло многообразие цветов, дающее возможность среди их обилия выбрать своё неповторимое создание. Глазастая орхидея, без отдыха цветущая на твоём подоконнике, подарок осени роскошный георгин, алый красавец тюльпан, одетая во множество юбок пушистая гвоздика, любимец неба изящный василёк, горделивые ирисы, близнецы-ромашки, огненно-страстный мак, заглядывающие прямо в душу анютины глазки...
   Я думаю, что красота цветка существует для того, кто умеет её видеть. Она служит опознавательным знаком душевно чутких, неравнодушных, а значит, добрых и светлых людей. Мне всегда хорошо с теми, кто любит и лелеет цветы...

   ЗВЕЗДЫ

   Моя любимая картина - "Звёздная ночь" Ван Гога. На ней ночное небо живёт таинственной, бурной, яркой жизнью. Это неподвластный человеческому разуму мир, со своими страстями, иными, чем на земле, скоростями, космическим измерением времени.
   Я люблю собирать поэтические метафоры, имеющие отношение к миру звёзд: "Божий глаз", "фонари вечности", "дырочки в полу Рая", "золотые письмена","небесное ухо", "крошки небесного хлеба", "жемчужные плевочки"... В художественной образности я вижу попытки прикоснуться к разгадке звездного притяжения.
   Как верно сказано: "Посмотри на звезды, и ты пропал"! Я не исключение: обожаю смотреть на цветущее ночное небо, кататься на звездном гамаке, здороваться со знакомыми и открывать новые созвездия, придумывать для них имена.
   Глядя на звезды, я задаю себе вопрос:" С какой из них видят нас ушедшие в бесконечность наши любимые близкие?" Не потому ли так притягивает, так зовёт к себе звёздная бездна?..
    

   СИНЯЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ

   
   Почему- то я всегда была уверена: птица счастья обязательно синего цвета, как глаза у моего сына, как гривы у бегущих вдаль васильков, как море, как небо в первые тёплые весенние дни.
   Долгие годы я ожидала её прилета, а она посещала меня будто второпях, невзначай: сядет на край окошка - и нет её. "Она всем нужна" ,- успокаивала я себя и снова терпеливо ждала. И синяя птица возвращалась - всегда неожиданно, всегда в самый обычный, ничем не примечательный день.
   С годами её прилеты стали совсем редкими: моя жизнь осложнилась проблемами, а кому в радость чужие беды? Из-за них сладкоголосое пение можно и не услышать, и окно не открыть вовремя. Я это понимаю и на птицу не обижаюсь.
   Прилетай, синяя красавица, к моим детям, прилетай надолго, потому что моё счастье - в них... 

   КНИГИ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЮТ НАС

   За свою жизнь я прочла несколько тысяч книг: запоем читала в школе, в вузе (вела дневники чтения, толстые тетрадки по отечественной и зарубежной литературе). В перечне прочитанного есть и слабые, мало художественные произведения (более всего этот список "обогатился", когда работала над диссертацией: тема была связана с романистикой советского времени).
   Как и у всякого читателя, у меня есть книги, которые я неоднократно перечитываю. Но есть и те, возвращаться к которым не могу: слишком много душевных сил потрачено на их "проживание"
("Бесы" Достоевского, "Доктор Живаго" Пастернака, "Мы" Замятина, "Лолита" Набокова). Я даже боюсь брать их в руки, настолько сильно их галактическое притяжение.
   Более всего я перечитываю стихи, удивляясь уникальному авторскому видению мира, концентрации мысли и чувства, восхищаясь красотой поэтической образности. Читаю и те стихи, которые пишу сама (ничего не могу с этим поделать, накопившиеся чувства и мысли требуют "выброса").
   Что была бы я без книг, без этого колоссального опыта, многомерного общения, развивающего разум и душу?.. Книги не только мои друзья, мои советчики и учителя. Они ещё и "предсказатели" моей судьбы, тех или иных ее жизненных "поворотов".
   Я убеждена: не только мы, но и они, книги, выбирают нас, своих читателей. Если Пушкин писал о том, какую штуку " удрала" его Татьяна, имея в виду активное влияние текста на создателя-автора, то я утверждаю несомненную зависимость жизни читателя (глубокого, настоящего) от любимых книг, в которых  "закодировано" его будущее."С трепетом новую книгу беру: знаки какие в ней я найду?"


   ДЕТИ

   Моя бабушка говорила: "Дети - цветы жизни". Они и вправду похожи, дети и цветы: так же глазасты, неповторимы, доверчивы, так же трогательно беззащитны.
   Как легко обидеть ребёнка! И как часто это делают взрослые! Сколько детских слез пролито, и сколько ещё прольётся - по невежеству, безразличию, тупой уверенности взрослых в своей правоте! 
   Достоевский проверял "правильность" мироздания слезинкой ребёнка. Чехов связывал благополучие общества с благополучием в нем маленького человека. Наблюдая за отношениями взрослых и детей, я делаю неутешительный прогноз для нашего будущего. Насилие над детской душой и  телом по-прежнему процветает...


   
   СОВЕСТЬ

   Живущий внутри нас Божий глас называется совестью (от слова со-весть, весть от Бога, со-вещание с Ним; либо от слова ведает, ведет в верном направлении, не даёт заблудиться).
   Это голос удивительной силы. Бывает, ты абсолютно уверен в своей правоте, но все твои "правильные" доводы разбиваются о тихое противодействие совести, которая, как зубная боль, мучает тебя днём и, в особенности, ночью.
  Спасения от внутреннего судьи нет. Вернее, твоя душа успокоится только тогда, когда ты примешь самое оптимальное, справедливое решение, когда покаешься в содеянном проступке, неосторожном слове. Тогда совесть замолкает. 
   Но она всегда начеку, всегда на своём посту. Этот светлый рентгеновский луч защищает человека от чёрного, недостойного, низкого. Он высвечивает начало душевного заболевания, не даёт ему развиться.
    Совесть - это нелёгкая, но единственная дорога ввысь, к лучшему в самом себе, к небу, к свету, к Богу.
   

   РАЗДУМЬЯ О БОЖЕСТВЕННОМ

   Если бы Бога не было, его нужно было бы придумать: человек так беззащитен, ничтожен, так уязвим, не защищен ни от чего, так нуждается в поддержке, опоре, направляющей силе.
   Путь к Богу у каждого свой. Я пришла к нему через материнство. Чтобы родить сына, мне пришлось проявить много усилий, пройти десятки врачей, решить проблемы со здоровьем - своим и мужа.
   А как трудно было поднять ребёнка, не потерять из-за болезней и травм! Сколько бессонных ночей ожидает мать болезненного чада! И как часто врачи бессильны! Обращение к Спасителю и Богородице остается в таком случае единственной надеждой родителей.
   Когда мне трудно, когда болеют мои близкие, я прихожу в храм, смиренно, слезно прошу Господа о помощи. И Он всегда меня слышит, всегда помогает.
   В моей жизни нет ничего более верного, более надежного, более сильного, чем великая поддержка Всевышнего. Его любовь и милосердие не сравнимы ни с чем.

   ЛЮБОВЬ


    Сильнее этого чувства нет ничего. Велико его созидательное, альтруистическое начало: ради того, кого любишь, готов на все - страдания, лишения, даже на самопожертвование.
   Удивительной красоты и силы чувство, однако, сопряжено с глубокими внутренними мучениями, беспокойством, ревностью, слезами. Как говорил Экзюпери, "когда даёшь себя приручить, иногда случается и плакать". Слова "любить" и "страдать" в жизненном контексте, как правило, выступают синонимами.
   Способностью любить наделены немногие люди. Это редкий талант, данный Богом. Большинство людей "безлюбы" (не потому ли на земле так много боли и несправедливости?), в их жизни любовь подменяется страстью, сексом, привычкой.
   "Безлюбые" живут значительно легче тех, кто любит по-настоящему. Они, наверняка, более успешны и удачливы. Но в их жизни нет Света,  Тепла, Чуда. Я жалею людей, обделённых бесценным даром Любить ...

   МУЗЫКА

   Говоря образно, есть несколько "клавиш", нажимая на которые, можно привести душу в состояние экстаза, наивысшего наслаждения и очищения. Первой такой клавишей, безусловно, является музыка.
   Её язык включает всего семь нот, но их вариации способны вознести душу к небу, потрясти ее до самого основания, вызвать восторг и радость, печаль и слёзы. Язык музыки универсален, он не требует переводчика, понятен людям разных национальностей и возрастов.
   Мощнейшим возвышающим и очищающим воздействием обладает классическая музыка. Фуги Баха, сонаты Бетховена, концерты Моцарта,
мелодии Глюка, оперная мощь Верди,  балетная классика Чайковского... Список можно продолжать долго. 
   У языка музыки всего семь нот. Но этот язык нужно знать, понимать, а значит, изучать, совершенствоваться в нем. И неземная, божественная красота серьёзной музыки глубоко проникнет в сердце, навсегда останется в нем, делая его восприимчивым, чутким, неравнодушным.

   ИНТУИЦИЯ

  Философию и психологию я, как и многие другие молодые люди, изучала в вузе, в аспирантуре, однако эти науки не позволили получить ответ на волнующий меня вопрос о сущности и первопричине интуиции.
   Меня не устраивало определение "единство чувственного и рационального познания мира", предлагаемое диалектическим материализмом. Оно казалось неполным, не объясняющим странного, будто посланного извне и принятого сердцем импульса, толчка не только к раздумью, но и к действию.
   Возникающий внезапно  "толчок" побуждал оказаться в нужное время, в нужном месте (спасти от беды сына, поддержать близкого человека), поступить так, а не иначе (порой вопреки собственному опыту и установкам).
   Иногда интуиция  проявлялась тревогой, беспокойством, особенно в ситуациях, связанных с личной безопасностью. "Безотчетный страх" оберегал от общения с "чёрными" людьми,  диктовал правильную логику поведения в экстремальных обстоятельствах.
   Интуиция своеобразно преломлялась в "вещих" снах. Не имея точных ключей к их расшифровке, я все же подспудно настраивалась на те или иные перемены в собственной жизни или судьбе родственников.
   С течением времени мне оказались близки доводы идеалистической философии об интуиции как божественном откровении,  помощи человеку со стороны всевидящего и всезнающего Бога.
   Эта помощь дана людям и в других вариантах (совесть, творческий "прорыв" к истине).

СТАРОСТЬ

 ... Она всегда приходит незаметно. Хотя её "звоночки" различимы и в двадцать, и в тридцать, и, тем более, в сорок лет.
    На третьем десятке она может проявиться блестящими нитями в волосах, от которых принято избавляться как от безжизненных, недополучивших питания. Из единичных волосков постепенно образуются серебристые пряди - на висках, у лба, на челке.
   Потом следы старения обнаружатся на лице - начнется безуспешная борьба с "гусиными лапками" у глаз, с  бороздками на лбу, с лучиками у краев губ.
   В сорок лет она подойдет еще ближе, добавляя проблемы со здоровьем - давлением, сердцем, суставами, зрением.
   В пятьдесят может удивить новыми способностями - к сочинительству, рисованию, музицированию.
   На седьмом десятке ее воздействие коснется не только тела, но и духа:  сократятся желания, иссякнет интерес к противоположному полу, обострится тяга к тишине и одиночеству.
   На восьмом десятке она вернет нас  в детство...


   РОДНЫЕ МОГИЛЫ

  Впереди Радуница... Пройдет еще несколько дней, и мы с радостью и благодарностью будем вспоминать своих ушедших в иной мир близких. Накануне "Пасхи мертвых" с особой силой зовут родные могилы.
   Помню, как я в первый раз услышала это странное словосочетание "могилы зовут". Я шла на кладбище с цветами в руках, а моя соседка, немолодая уже женщина, спросила: "Твой позвал?" Я удивилась точности слова: именно "позвал", ведь я собиралась на могилу к мужу на следующей неделе. Но он "позвал", и я, бросив все дела, побежала "на свидание".
   На кладбище моя душа всегда находит успокоение. Неприятности, ссоры, недоразумения с близкими отходят на второй план...
   К весеннему празднику поминовения усопших кладбища преображаются. Они сияют чистотой, радуют глаз многоцветием букетов, свежевыкрашенными оградами, новыми лампадками. В сам праздник людские сердца размягчаются, становятся ближе друг к другу. Потерявший дорогих близких человек понимает, что он не одинок.
   В Радуницу души живых и мёртвых   объединяются - печаль и скорбь становятся светлыми, лёгкими...
   Родные могилы - неотъемлемая часть меня, часть славянской души вообще, может быть, важнейшая составляющая великого понятия Родина.


   


Рецензии
Прекрасная коллекция миниатюр. Так чутко вы пишете. Главное обо всём значимом и дорогом нашему сердцу. Приятно почитать.

Олеся Мостович   03.10.2017 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Олеся, за поддержку. Очень рада вашему отзыву. Я тоже думаю, что пишу о значимом для многих. Успехов, счастья в творчестве и не только.

Маркович Ирина   03.10.2017 21:24   Заявить о нарушении