Моё пионерское детство

      Дом, где я жила находился рядом со школой. Мимо нас проходили на уроки и с уроков ученики в красных галстуках и я, дошколёнок ещё, им очень завидовала. Очень хотела в школу, очень хотела стать пионеркой, и ещё очень хотела научиться читать. У меня было три старших брата и одна сестра, я, значит, младшая. Все читали, а я нет!

      Я им так надоела со своим желанием научиться читать, что как-то старший брат, не выдержав моего напора, взял букварь и объяснил: "Вот смотри, картинка "Арбуз" - это буква "А". "Барабан" - буква "Б" и так далее. Быстренько освоив "Азбуку" я тут же начала читать по слогам. Брат сидел рядом, копался в радиоприёмнике и в случае ошибки поправлял меня. Детских книг в доме не имелось, в многодетной семье на них просто не было денег. И мама, отвела меня в библиотеку, которая находилась неподалёку в клубе. Так, ещё в дошкольном возрасте, я уже стала юной читательницей.

      И вот оно пришло, моё время, я в первом классе, учусь хорошо и с нетерпением жду приёма в пионеры. Приближался праздник День 7 ноября. Учительница Ольга Петровна сказала, что скоро нас будут принимать в октябрята. Мы дружно загалдели: " А почему не в пионеры? Кто такие октябрята?"

      Учительница рассказала нам, что 25 октября (по старому стилю) или 7 ноября ( по новому стилю) 1917 года  из-за войны, на которой гибли люди, и обнищания народа, в России произошла революция, в результате которой власть от буржуазии и помещиков перешла к рабочим и крестьянам. Возглавил революцию Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Когда-то в детстве он тоже был  учеником, то есть гимназистом, очень любил читать, получать разные знания. Гимназию он закончил с отличием и мы должны брать с него пример. В честь Великой Октябрьской Социалистической революции и создали детскую организацию, а ребят, её членов, назвали октябрятами.

      Мы стали готовиться к важному событию, выучили "Правила октябрят". "Наших правил ровно пять, мы их будем выполнять".

      * Октябрята - будущие пионеры.
      * Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
      * Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
      * Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
      * Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

      7 ноября в школе был праздник. Нас, первоклашек, торжественно приняли в октябрята, на грудь прикололи значки в виде красных пятиконечных звёздочек с изображением в центре маленького Володи Ульянова. Был концерт и мы хором пели песню:

      Мы весёлые ребята,
      Мы - ребята-октябрята,
      Так назвали нас не зря
      В честь победы Октября!
 и так далее.

      И ещё одна песня запомнилась, я в ней запевала:

      - Кто идёт? - Мы идём, дружные ребята.
      - Кто поёт? - Мы поём - октябрята!
 и так  далее.

     Мы пели много песен, и октябрятских и детских. Читали стихи, танцевали, во дворе школы играли в разные игры. В моде были "монтажи" - чтение стихов и между ними пение хором. В общем, октябрятская жизнь кипела. Нас разбили на "звёздочки" - октябрятские группы по пять человек. В своей группе меня избрали командиром. Мы должны были друг другу помогать, а сами звёздочки соревновались между собой в учёбе.

      В классе на стене появился плакат, на котором вверху была изображена ракета, летящая к звёздам, ниже поезд и в самом низу черепаха. Один раз в неделю Ольга Петровна прикрепляла к плакату листочки. На листочке у ракеты были фамилии ребят из той звёздочки, которая была лучше всех в учёбе. У поезда - тех, кто немного отстал. А на черепахе "ехали" самые отстающие - троечники и двоечники. Победители ликовали, ведь они летели к звёздам, а над отстающими смеялись. Такое здоровое соревнование стимулировало нас лучше учиться.

      И всё же я мечтала о том дне, когда мы подрастём и вступим в пионеры. Красный галстук у меня уже был и я сама себя досрочно приняла в пионеры. Собираясь в школу, я надевала сначала  галстук, а потом уже сверху форму. Галстук, конечно, никто не видел. Это была моя маленькая тайна, о которой никто не знал.

      Как то начале апреля, а мы уже учились в третьем классе, учительница сказала нам: "Ребята, скоро в стране праздник - день рождения Владимира Ильича Ленина. В этот день вас будут принимать в пионеры, но не всех сразу, а только пять человек, самых достойных. Выберите их сами". Кто-то назвал мою фамилию и Ольга Петровна написала её мелом на доске. Так я оказалась первой в этом почётном списке. Горжусь этим до сих пор.

      Конечно, мы готовились к вступлению в пионеры. Каждый из нас получил лист бумаги, на котором мы написали текст "Торжественного обещания юного пионера Советского Союза":

     " Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза".

      Потом раскрасили свои листочки кто как мог. Я нарисовала цветными карандашами красные флаги, звёзды, горн, барабан и пионерский значок в виде пятиконечной звезды с силуэтом Ленина, а сверху язычки пламени. На звёздочке была ленточка с надписью "Всегда готов!".

      Мы изучали историю пионерской организации. Первые детские организации в нашей стране появились ещё до революции, этих ребят называли скауты. В скауты не принимали детей рабочих и крестьян. После революции 1917 года по всей стране стали стихийно возникать детские организации. По инициативе Н.К Крупской все эти разрозненные организации объединялись в единую.  И. Жуков предложил для новой организации название "пионеры". Пионер - значит первый. После смерти Ленина организации присвоили имя вождя.

      Навсегда запомнились имена Пионеров-героев и Пионеров - Героев Советского Союза: Лёни Голикова, Вали Котика, Марата Казея и других. Изучая их биографии, мы как бы сравнивали себя с ними, осознавали значимость того, что мы становимся членами той же организации, в какой состояли они, и если вдруг к нам придёт беда должны будем найти в себе мужество, чтобы повторить их подвиг во имя своей великой Родины.

      И вот наступил тот важный день 22 апреля - День рождения В.И. Ленина. Все ученики выстроились в школьном коридоре. Девочки нарядились в белые блузки, на мальчиках белые  рубашки. Есть в этом какая-то своя особенная красота, нарядность и праздничность. Торжественно вносят красное пионерское знамя. Его несёт мальчик-старшеклассник, сопровождают двое пионеров, их руки подняты в салюте. Сзади горнист и барабанщик. Такое я видела в первый раз. Нас поздравили директор, учителя, пионервожатая. Так же пришли участники Великой Отечественной войны.  Они рассказали, что воевали с фашистами за то, чтобы жили мы в свободной стране, под мирным небом, чтобы дети учились и могли вступать в пионеры.

 Мы стоим не шелохнувшись, на руке у каждого висит новенький пионерский галстук.  К нам подходят взрослые, фронтовики, старшие ребята и повязывают галстуки. Каждый, кто был когда-то пионером, имеет право повязать галстук, вступающему в ряды организации. Потом был концерт и мы пели пионерские песни, которые подготовили к этому случаю.

       Потом поехали в городской парк. Никто не застёгивал пальто, чтобы было видно галстук! Взрослые смотрели на нас и улыбались. И это было такое счастье!
Ещё группу ребят приняли в пионеры к 1 Мая, остальных - 19 мая в День советской пионерии. Прошло много лет, но день моего вступления в пионеры я помню до сих пор. Жаль что современных детей лишили этой массовой организации, надо лишь было внести в неё какие-то изменения. Хотя и сегодня 19 мая, на наших улицах можно увидеть пионеров. Но, это уже не то, просто дань традиции. Один раз в год надели галстуки, погуляли по городу и пошли домой.

      На моей памяти только одна девочка в школе не была пионеркой, она была из семьи баптистов и родственники не разрешали ей вступать в пионеры. Мне её было жаль.

      В четвёртом-восьмом классах я уже училась в школе-интернате и там была своя насыщенная пионерская жизнь. Проходили пионерские сборы, концерты по праздникам с "монтажами", всевозможные соревнования. К нам приходили солдаты-шефы из местной воинской части. Один из них учил наших мальчишек разбирать и собирать автомат. Все мальчишки мечтали о службе в армии и потому посматривали на девчонок свысока. Ведь девчонок в армию не берут, это их мужское дело.  Мы тоже ездили к солдатам, выступали там и оставались на танцы. Мне же вечно доставалось писать стихи для всяких выступлений.

      В то время в Казахстане, где я жила, поднимали целину. Это было очень важно, Казахстан сам стал производить сельхозпродукцию, выращивать рожь, пшеницу. Строились заводы, открывались институты. Приехало очень много людей из России, Украины, Белоруссии. Все они трудились на благо Казахстана и всей страны. И мы, пионеры, конечно же, были в гуще событий. Наш город Акмолинск стали называть столицей Целинного края. Потом его переименовали в Целиноград. Сейчас это город Астана. Имена героев целины мы знали наизусть.  Мы часто выступали со своими "монтажами" на каких-то съездах, слётах и конференциях. Помню одно из выступлений. Появление в зале пионеров всегда взбадривало притомившихся от докладов людей. Они просыпались и навостряли ушки. Приветствуем, салютуем, поём хором и так далее. Тогда допускалась какая-то небольшая критика. И вот моя очередь выступать. Звонким голоском читаю свой текст:

      Очень близко наша школа
      От горкома и обкома,
      Там сидят секретари,
      Может два, а может три.
      Говорят, они работают,
      Много дел у них всегда,
      Но у нас, в любимой школе
      Мы их не видим никогда!
      
      Аплодисменты и смешки. Руководящие товарищи тоже одобрительно похлопали, пообещали исправиться. Самое интересное было потом. Закончив выступление, мы стали по ступенькам спускаться со сцены. Кто-то, идущий сзади меня, поспешил и наступил мне на юбку, я рванула и она с меня чуть не свалилась, едва успела подхватить. Вот тут уж в зале посмеялись. А я улыбаюсь до сих пор. Юбку чуть не потеряла!

      19 мая День рождения пионерии - особый день. Как-то у меня разболелась голова и я пошла в здравпункт к медсестре, думала таблетку даст. Но она решила подстраховаться и отправила меня в изолятор. День лежу, два, три, совершенно здоровый человек. Девчонки придут, еду принесут и опять от скуки помираю. Медсестра ни в какую из изолятора меня не отпускает. И тут 19 мая. Гляжу в окно -  полный двор детей, все в парадной форме, в галстуках. Я умираю от зависти и самым нахальным образом покидаю изолятор. Переодеваюсь в палате и во двор, только бы с медсестрой не встретиться. И всё-таки столкнулась с ней носом. Но ничего, обошлось, она не стала мне портить праздник.

      Построились и пошли на площадь. А со всех сторон подходят колонны пионеров в белом, весь город белый и красные галстуки алеют. Это было что-то! Мы ощущали себя огромной, пионерской армией, нас много, тысячи! Все пионеры города собрались на площади, нас поздравляли, хором пели песни. Вдруг волнение по рядам, едут машины, грузовики с убранными бортами на малой скорости. Там были известные сцены, мы их называли живые картинки.  Всё было узнаваемо. На первой машине на возвышении был В.И. Ленин с поднятой рукой, а рядом с ним рабочие, крестьяне, солдаты, матросы. На второй Олег Кошевой со связанными руками, его допрашивали фашисты. На третьей космонавт в скафандре, потом герои целины и другое. Мы лишь хором выдыхали: "Ленин! Кошевой! Гагарин!"... Современных детей таким не удивишь. У них другие, дорогие развлечения.  Но тогда было так.

      Однажды нас повели встречать Никиту Сергеевича Хрущёва, который руководил в то время нашим государством. Был очень хороший солнечный день, возможно, в мае. Мы нарядились в парадную форму и выстроились вдоль улицы Мира. Народу по обоим сторонам улицы собралось немало. Хрущёв должен был приехать на поезде и по этой улице с вокзала куда-то проследовать. Долго ждали, может час, а может два. Несколько раз проезжала поливальная машина. И вот по толпе раздалось:"Едет! Едет!". Это был целый кортеж. Машина, в которой ехал Никита Сергеевич, была первой и открытой. Он, стоя, приветствовал народ, помахивая своей шляпой и его лысина блестела на солнце. Народ что-то радостно кричал и радовался. К слову заметить, много лет спустя я видела приезд в наш город Горбачёва. Всё было совершенно по другому. Но это уже была иная эпоха.

      Говорят, что в современной школе берегут детей от труда. Зачем? Чтобы вырастить лодырей, безответственных людей? Безделье - мать порока, между просим. Мы, в интернате, во многом были на самообслуживании. Сами стелили свои постели, убирали спальни, классы, частенько мыли полы в фойе. В общем, без труда вынуть рыбку из пруда не удавалось. Самым трудным было дежурство в столовой. Меня назначили командиром сводного отряда. У меня в отряде ещё одна девочка из класса, мальчик старшеклассник и остальные - малышня. Встаю рано, хожу по палатам, бужу всех своих. Помогаем поварам, накрываем столы для младших. И вот они приходят, а мы с подружкой отправляемся мыть посуду. Сколько её было, если учащихся было несколько сот и ещё взрослые? Вечером ещё и мыли пол в зале. Малышам доставалось что полегче, ну а мальчик просто резал хлеб и подавал его детям, кому сколько надо.

      Ещё у меня была подшефная девочка из первого или второго класса. Я помогала ей с учёбой и следила за внешним видом, что-то подшить, пришить, косички заплетала. На уроках домоводства нас кое-чему учили.

      Мы были тимуровцами и нас была Зона Пионерского Действия. То есть, мы обошли свой участок и выявили всех, кому нужна помощь. Это были, в основном, пожилые женщины, чьи мужья или сыновья погибли на войне. Им помогали по хозяйству, мыли пол. У меня было две подшефных бабульки.

      Помню, как мы отправились в поход. Возглавил его директор школы. Мы шли по степи, прекрасной степи, где всё цвело, зеленело, вдыхали запахи трав, слушали пение каких-то птиц и радовались жизни. По пути встретилась мелкая речушка, Нура, видимо, но течение её было сильное. Директор построил нас так, чтобы между большими детьми были маленькие. Так, крепко взявшись за руки, мы  и прошли реку. Вода сильно обтекала ноги, увлекала, пыталась утянуть. Но происшествий не случилось. Ночевали в палатках, мальчишки наловили рыбы и это была самая вкусная уха в мире. И опять же старшим было велено присматривать за младшими, ну как в семье.

      Ещё летом мы работали на детской железной дороге, она тянулась вокруг городского парка. Было всего две станции "Победа" и "Абая". Абай - казахский поэт. Взрослые лишь руководили, машинист был дяденька и с ним в кабине мальчишка. Так же тётенька билеты продавала, но они были очень дешёвые. Я успела поработать дежурной по вокзалу, стрелочницей, кондуктором и ревизором. Интереснее всего было быть кондуктором и ревизором. Мы ехали в поезде, выполняли своё дело, очень важничали, а ведь иногда и знакомых встречали. То-то! Из интернета узнала, что той ДЖД уже не существует. Рельсы разобрали, здания отдали под бизнес. Ох, уж этот бизнес, такую радость у детей отняли!

      В седьмом-восьмом классах мы уже вступали в комсомол. Тоже готовились, изучали историю ВЛКСМ, сколько у комсомола орденов и за что их вручили. Узнавали  историю Целинного края, должны были быть в курсе событий, происходящих в стране и за рубежом. Но и, став комсомолками, мы, девчонки, продолжали носить пионерские галстуки, во первых, это было красиво, во вторых, мы просто прощались с детством. Впереди был девятый-десятый класс, или училище, техникум. Мы становились взрослыми.
















































































      









 





















      



































      

      


















      


Рецензии
Большое Вам спасибо, растрогали до слёз. Всё это БЫЛО-БЫЛО и, что самое главное, приятно вспоминать! Современных детей жалко: мультики иностранные с агрессивными уродами, телефоны со стрелялками и прочей ерундой. Им некогда побегать-поиграть по родной земле, всюду сидят скрючившись, тыкают пальчиком, от сюда и сколиоз позвоночника и больная печень и,главное, черствая душа.
Творческих успехов и благодарных читателей от души Вам желаю,Надежда.

Надежда Гущина 2   15.06.2018 12:03     Заявить о нарушении
Да, во времена моего детства мы играли в подвижные игры во дворе. Сейчас другое время. Родители должны больше уделять внимания детям, а не подсовывать им гаджеты, чтобы отделаться.

Татьяна Азарова Плесовских   17.07.2018 09:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.