Основной вопрос философии часть 2

Некоторые интересные наблюдения

В целом, я живу, как мне кажется, вполне обычной жизнью, во многом сходной с жизнью любого другого образованного человека в нашей стране – ну или, по крайней мере, жила обычной жизнью … пока основной вопрос философии вел себя смирно и дремал на задворках моего сознания.

Как и все, я закончила школу. Затем я поступила в университет, вышла замуж, родила детей, защитила кандидатскую диссертацию и начала работать в вузе. Я преподавала и занималась наукой, писала статьи и пособия, ездила на конференции и стажировки. Помимо нескольких городов России, я дважды побывала в США (и на восточном, и на западном побережье) и в Англии, а также в Шотландии, Германии и Литве. Я всегда интересовалась кино, театром, живописью и музыкой, как классической, так и современной. Согласитесь, во многом стандартный сценарий – ничего из ряда вон выходящего.

Вместе с тем, в этой обычной жизни со мной периодически происходили не совсем обычные вещи, о которых мне бы хотелось кратко рассказать.

К примеру, с ранней юности я писала стихи. Не могу сказать абсолютно точно сколько их у меня – но больше двухсот точно. И каждый раз, когда рождалось стихотворение, это был особенный момент: «Легкий огнь, над кудрями пляшущий, – Дуновение вдохновения!» – так описывает это состояние Марина Цветаева. Стихи рождались как бы сами собой и их зарождение сопровождалось большим душевным подъемом. Желание взять в руки листок и записать стихотворение также приходило спонтанно – примерно вот так:

Рассвет подкрался незаметно -
Я пробудилась ото сна.
За одеялом на пол – следом -
С очей упала пелена.
И стало ясно, словно в полдень,
Когда колышет воздух зной,
Что этот день недаром послан
Мне благосклонною судьбой,
Что на столе ждёт лист бумаги,
Где с лёгким росчерком руки,
Как будто водяные знаки,
Проступят новые стихи.

Это стихотворение «Новый день», написанное мной, кажется, в 2013 году. Многие поэты и писатели говорили, что творчество – это некое таинство. Я думаю, что они творили прежде всего потому, что им было приятно испытывать это возвышенное состояние, по крайней мере, так было со мной – никакого другого мотива у меня никогда не было.
 
Не секрет также, что многие поэты, и в частности Анна Ахматова, писали пророческие стихи.  Ну а гибель «Титаника» была предсказана, как известно, за 14 лет до самого события в романе Моргана Робертсона "Тщетность" (“Futility”), где описывается крушение огромного лайнера под названием "Титан".

Нечто подобное я отмечала и в отношении своих стихов, особенно философских. Периодически у меня рождались строки, содержавшие образы, смысл которых мне становился ясен только задним числом. В таких случаях я просто чувствовала, что строчка звучит правильно, что она на своем месте, и записывала ее, даже не понимая всего до конца. Так, у меня есть стихотворение про «разлом во времени», и лишь спустя пару лет, обратив внимание на оброненную кем-то фразу о том, что началась эра Водолея, я поняла, что реально совсем недавно произошла смена эпох, которую и обозначала пришедшая мне фраза «разлом во времени». Это явно доказывает, что в момент создания того стихотворения я не опиралась на логику и известные мне факты и что, по большому счету, я вообще никогда не «писала» стихи, а, скорее «записывала» их, словно под диктовку.

Об этом же говорят и художники. Так, талантливая художница-абстракционист Тая Забровская после перформанса «Призма восприятия» ( https://vk.com/prizmatz), когда картина была закончена и начался диалог с залом, в ответ на вопрос: «Ты пишешь картину?», не задумываясь, сказала: «Скорее, я проводник». В личной беседе на следующий день она также сказала, что по большому счету даже не она сама рациональным путём решает, в какой момент картина закончена – её как бы «отбрасывает» от картины, когда процесс её создания завершен, а до этого момента – буквально не оторвешь.

Я это наблюдала и за собой: интуитивно всегда чувствуешь, когда преходящее, временное переживание, вызвавшее желание написать стихотворение, полностью воплощено в материальном объекте - "броне из слов":

Я заключу в броню из слов
Души томление –
И защитит мою любовь
СТИХОТВОРЕНИЕ!

Пусть птицей вещею взлетит
На чудо-облако –
И мне оттуда возвестит
О милом облике!
(строфы из стихотворения «Чудо-облако» - об облачном сервере)

Сказанное подтверждается общеизвестными фактами из жизни знаменитых писателей и живописцев: как одержимые, они продолжают творить даже на пороге смерти, стремясь перед своим уходом досказать недосказанное.

Как и многие другие люди, я видела пророческие сны. Явление это, на самом деле, не такое уж редкое. Как-то этот вопрос всплыл на занятиях, и выяснилось, что больше половины студентов в группе хоть раз в жизни да видели сон, который потом сбылся. Я, к примеру, видела пророческий сон, который мне хорошо запомнился – так словно это было вчера, незадолго до смерти своей бабушки. Сон в иносказательной форме готовил меня к утрате. Моя бабушка жила в Ташкенте, и мы с ней общались в то время в основном путем почтовой переписки – это был конец 90-х. Письма шли долго и писали мы друг другу не чаще, чем раз в месяц. И вот однажды во сне я увидела, как мы с ней вместе едем в трамвае – тогда еще в Воронеже была трамвайная линия. Я сижу у окна на одиночном сидении, а она почему-то стоит рядом со мной. Мы едем от «Памятника Славы» в центр города. И вот вдруг на остановке «Автовокзал» она выходит, двери закрываются – и я еду в трамвае дальше.  Когда я проснулась, у меня было щемящее чувство в груди, и я поняла, что сон, возможно, предвещает ее скорый уход. Ей было уже за 80 и, хотя она продолжала вести достаточно активный образ жизни, в целом предположить, что ее жизненный срок подходит к концу, было вполне логично. Вскоре, действительно, пришла телеграмма, в которой сообщалось о ее смерти после недолгой болезни. Это было естественным развитием событий – вероятно, информация пришла мне во сне в момент, когда их ход был уже предопределен физиологическими причинами, связанными со старением организма.

Случались и другие интересные вещи. В Советское время в квартирах на кухне часами – просто как фон – работало радио. Люди слушали его, когда готовили, мыли посуду или делали уборку. По радио часто передавали музыку. И вот несколько раз мне случалось подумать о какой-то песне – и буквально через несколько минут ее объявляли в эфире. Меня это забавляло, хотя я не знала этому объяснения. Случалось также, что идя по улице, я могла вдруг вспомнить о каком-то знакомом – как правило, увидев кого-то отдаленно напоминающего этого человека – и через несколько минут действительно с ним встретиться, причем это были порой люди, которых я до этого не видела годами, то есть встреча была достаточно неожиданной.

Нередко я заговаривала на какую-то тему и вдруг понимала, что мои собственные слова помогают мне понять нечто, на что я вскользь до этого обратила внимание без полного осознания происходящего. Так, я однажды ни с того, ни с сего заметила вслух в разговоре с друзьями, что сейчас для объективности на ЕГЭ по английскому языку устный ответ снимают на видеоплёнку, и, едва это сказав, я поняла, что одна из моих студенток буквально полчаса назад снимала меня на мобильник во время выставления оценок за экзамен. Я в тот момент обратила внимание на то, что она вертикально держит его прямо перед собой, а не на столе, и мне это показалось странным, однако мысль о том, что без моего ведома кто-то будет меня снимать в аудитории, мне просто не приходила в голову. Но современные студенты, хорошо освоив технические новшества, плохо себе в целом представляют все этические аспекты ситуации – назовем это так – и делают порой вещи, не укладывающиеся в представления более старшего поколения о порядочном поведении. Случай, безусловно, неординарный, но и вместе с тем далеко не единичный.

Часто случалось, что я задавалась каким-то вопросом, и вскоре «случайно» находила на него ответ.

Я не считаю всё описанное чем-то исключительным – я уверена, что подобные вещи происходят в жизни абсолютно всех людей. Основное различие состоит в том, насколько часто это с ними случается и какое значение они этому придают.
Я долгое время не относилась ко всему этому серьезно – чаще всего меня это просто забавляло.   

Чуть более года назад я начала интересоваться Таро. И чем больше я этим сейчас занимаюсь, тем больше меня удивляет то, что я наблюдаю. После того, как я начала использовать Таро не только для себя, но и делать расклады для других людей, вопрос о том, что же именно происходит – а было ясно, что все описанные явления имеют между собой нечто общее – стал меня волновать не на шутку.

Ответ на этот вопрос был значим для меня не только потому, что мне это было важно понять самой – а как человек, долгое время занимавшийся наукой, я привыкла стремиться к пониманию непонятного – но и для того, чтобы быть в состоянии вразумительно объяснить это другим.

И здесь я зачастую натыкалась на стену непонимания. Если я упоминала какой-то пророческий сон, то, нередко в ответ слышала рассказ о пророческом сне моего собеседника. Но вот стоило произнести «карты Таро», как это воспринималось в штыки - как явление совершенно иного порядка, хотя, на самом деле, основа у всех этих явлений одна.

Все описанные мной случаи наглядно демонстрируют, что в определенные моменты наше сознание способно выходить за рамки своего обычного состояния, когда оно направлено на рациональное решение повседневных вопросов или осмысление увиденного, услышанного или прочитанного, и получать доступ к информации, пришедшей по иным каналам, нежели наши пять органов чувств – зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкусовые рецепторы. Только этим, в частности, можно объяснить, что я «знала» какая будет вот-вот звучать песня по радио до того, как о ней начинали говорить и ее объявлял диктор.

В моменты серьезных откровений, например во время творчества, может ощущаться, что сознание как бы «поднимается» на иной – более «высокий» уровень, и человек буквально отрывается от своего привычного земного «я». Для описания этого состояния используют термин «трансцендентный». Я бы назвала это проще: не вполне «земное» состояние сознания. 

Всё это указывало на то, что информационные процессы, в которые вольно или невольно включается человек, гораздо сложнее, чем это видится современной официальной науке с ее сугубо материалистическим подходом.

Эти скрытые возможности человека, безусловно, могут быть и реально используются в магических целях, однако никакой «магии» в том, о чем я только что говорила нет, если понимать под «магией» колдовство и иже с ним. Это все наша повседневная реальность, имеющая вполне логичное объяснение при более широком взгляде на вещи. Как отметил один умный человек, а именно американский историк и публицист Д. Бурстин: «величайшее препятствие на пути к открытию — не невежество, а иллюзия знания». Как иногда бывает с афоризмами, найденными в Интернете, я не могу быть на все сто уверена, что эти слова принадлежат именно ему, но мысль сама по себе – кто бы ни был ее автором – очень здравая: иллюзия знания, которое принимается за истину в последней инстанции, убивает в нас любопытство и желание найти объяснение всему тому, что не имеет объяснения в рамках имеющейся у нас на данный момент картины мира. Нам проще эти неясные, «мистические» моменты нашего существования либо игнорировать, либо отрицать, либо намеренно обходить стороной, боясь - из чувства самосохранения - к ним приблизиться в своем понимании. Примечательно, что фразу: «Я не хочу это знать!» я услышала от своей коллеги, которая только что жаловалась на то, что «эти безмозглые нынешние студенты ничем вообще не интересуются». Человеку, видимо, в принципе не очень свойственно интересоваться чем-то, что лежит за пределами его «зоны комфорта» - просто у каждого эта зона своя.

Вселенная, безусловно, имеет очень сложное устройство, понять которое данный нам человеческий разум может лишь в очень-очень малом приближении. Сочетание «челове;к разу;мный», или «Homo sapiens», если вдуматься, указывает не только на то, что это единственный сохранившийся сейчас вид рода «Люди» (Homo), но и то, что во Вселенной есть существа, наделённые более совершенным разумом, ну то есть «не Люди». Это отразилось в нашем представлении о существовании Богов. И мне – с моим человеческим, несовершенным в принципе и к тому же еще и не в полную меру активированным мной разумом - безудержно хотелось приблизиться к более адекватному видению вещей хоть на йоту, и в ответ на мой запрос нужная информация постепенно начала поступать из разных источников, включая уже упомянутую Тоненькую книжечку.

В следующей части «Основного вопроса» я кратко изложу удовлетворяющее меня на сегодняшний день объяснение всему тому, что я описала выше, испытав на собственном опыте, и что, при материалистическом взгляде на вещи, строго говоря, подпадает под рубрику «сверхъестественного».  Но сначала небольшое лирическое отступление ... (Продолжение следует)


Рецензии
Отлично. То же присутствовало(вует) и в моей жизни.

Влад Тихонов   26.04.2017 18:46     Заявить о нарушении
рада это слышать

Урманова Марина   02.05.2017 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.