Как Впечатление освободило художников от формы

...А потом мы направились в Лувр. Автобус выбрался к Сене и поехал вдоль  берега, где у раскрытых железных ящиков букинистов, закрепленных на парапете, толпился народ. Вековые деревья стеной тянутся вдоль реки, и вот показалась серая громада Лувра.
 Витиеватый, как кружева фавориток короля,  Лувр потемнел от времени, чешуйчатая крыша с затейливыми башенками - черна. Веками это была обитель французских королей, но вот Людовику XIV здесь что-то не понравилось, и он укатил в Версаль, куда  перенес потом и столицу, а Лувр стал музеем.

Постояв в очереди, да еще и под начавшимся дождем мы, всё же дождались, не размокли и увидели шедевры  мирового искусства, начиная со скульптуры  Венеры Милосской,  помещенной сразу за входом.
 Запомнилось и посещение зала, где выставлена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Упрятанная за пуленепробиваемым стеклом и освещенная со всех сторон,  Лиза с чуть приметной улыбкой смотрела  на окружающих, а они, глядя на эту средневековую красавицу, старались понять, что же такого таинственного и непостижимого скрывается в этой женщине, которая будоражит воображение людей вот уже пятьсот лет. 

Я смотрел на эту мадам, пришедшую к нам из средневековья, и отметил для себя, что  Джоконда, а её еще и так называют, глядя  на вас,  тоже пытается как бы понять, кто перед  ней? А еще я отметил, что если долго смотреть на неё, то появляется ощущение, что  чуть приметная улыбка на её лице становится шире и приветливее, но вот дождаться, чтобы она уж совсем разулыбалась, вряд ли получится.

 Как только  небольшой зал, где выставлена эта единственная здесь картина, набивался под завязку, подсветку выключали,  тем самым приглашая всех на выход.
 
 Непередаваемо притягательными были - и зал Рембрандта, картины Рафаэля, Ботичелли и других великих художников. В общем, в Лувре есть что посмотреть – было бы время и желание.
 
Ну, а потом мы с Мариной пошли искать музей импрессионистов. Посещение   выставки этих художников нашей группой не было предусмотрено, но желающим Вероник рассказала, как туда попасть:

И мы прошли и нашли. В овальном зале музея "Оранжери" увидели знаменитые «Кувшинки» Клода Моне, пару раз обошли их – впечатление незабываемое, а потом познакомились и с другими художниками, и не только в этом музее. Побывали  мы с Мариной еще и в Орсе.
 
Этот музей тоже недалеко от Лувра, а размещён он в бывшем когда-то железнодорожном вокзале, но переделанном в семидесятые годы прошлого века под музей.
 
Здесь тоже много картин импрессионистов и их последователей. В этих двух музеях особенно пришлись мне по душе работы Ренуара, Сезанна,  Дега, Писсарро, Тулуз-Лотрека, Эдуарда Мане и еще с десяток других, которых я, увы, был не в силах запомнить.

 Мы ходили, смотрели, а некоторыми картинами я просто любовался и удивлялся тому, насколько они мне близки красками, ощущениями, а, главное, своим непередаваемым духом. И порой, мне казалось, что я  чувствую не только их цвет, форму, но и скрытый в них  ритм, звук, настрой.

Странно, но раньше я мало интересовался живописью, да и далек был от всего этого. А что я настроен  на одну волну с французскими импрессионистами, так и предположить не мог, пока не взял в руки краски, после чего и услышал о них.
 И, слава Богу, что это проявилось, но вот как,  объяснить  вряд ли смогу, но попытаюсь.

 -У меня такое ощущение, что меня с этими ребятами  сближает что-то во времени и пространстве, - сказал я Марине, когда мы побывали в двух музеях. - Эта  группа художников вдруг начала так отображать мир, что взбудоражила и удивила всех. Значит, что-то случилось к этому времени и с самим миром или с эволюцией человека, когда он развился до понимания этого отображения реальности, хотя она меньше всего и похожа - то на реальность.   

  Скорее всего, что эти художники увидели еще одну грань многогранного мира, которая лучше всего проявилась в Париже,  и стали переносить её на холст. Но остальные их коллеги, да и граждане, как всегда при появлении чего-то нового - не готовы воспринимать подобное.
 
Это же можно сказать и о христианстве. Лишь один из всего человечества увидел грядущее и определил основы, направление и путь к новой морали, хотя   мир   был еще слишком жесток, чтобы понять это. Но Иисус почувствовал  и поведал об этом людям.
 
 Однако вначале только несколько человек поверили ему, и то не сразу. Но осознав суть этого учения для человека и человечества, они пошли в народ проповедовать эту мораль, так зародилось христианство.
 
-Ну,  ты и  нагородил,  - сказала Марина, выслушав мою тираду. – Импрессионисты, христиане, тебе нравится, ну и хорошо, а мне родней и ближе российские передвижники и тот же Илья Репин, Коровин, Серов, которые по яркости красок не уступают импрессионистам.
  Хотя, не скрою, эти ребята меня тоже цепляют, не сказать, что за живое, но сильно,  особенно Ван Гог с его  «Красными виноградниками». Да и Ренуар, и другие своим необычным и неожиданным подходом к изображению и сочетанию красок.
 
В общем, об импрессионистах мы наговорились  всласть, а чтобы и вас, уважаемые читатели, не оставить в стороне от столь интимной темы,  напомню  в двух словах, как возник импрессионизм, и откуда взялось это  слово?
 
  …И так 15 апреля 1874 года в бывшем фотоателье Нодара на бульваре Капуцинок в Париже открылась выставка с весьма заковыристым названием: "Анонимное кооперативное общество художников, скульпторов, графиков". А через десять дней  в одной из газет вышла уничтожающая рецензия на эту выставку, где "Анонимное кооперативное общество" было иронически названо "импрессионистами", а позаимствовано оно было от картины Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце».
 
  Дело в том, что идея этой картины была не реалистическое изображение морского пейзажа и восхода солнца, а попытка воссоздать эмоциональное впечатление от восхода - изобразить все  цветом, смазывая грани, определяющие форму.

 Но Клода Моне граждане французы не поняли. Однако именно это "Впечатление" (impression) освободило многих художников от формы и привело не только к расцвету ярких талантливых живописцев, но и помогло родиться идее "полноценности этюда", когда "недописанная картина имеет полное право на существование, и не только как черновая работа, но и как произведение искусства».
 
  Как видим объяснение тоже не совсем кругленькое, но, если вчитаться, то понятное.
 Вот так с одной картины под названием «Впечатление» и начался импрессионизм, который на каком-то непонятном витке своего развития зацепил и меня – человека далёкого от искусства, а тем более  писания картин, да еще и масляными красками. Но вот случился со мной такой казус, за что я и благодарен судьбе.

  «Секрет особого обаяния, очевидно, в том, что и в сегодняшнем Париже жив дух этих художников. И не покидает порой ощущение, что сами улицы Парижа и родили этот дух импрессионизма, который и продолжает здесь витать. И было бы, наверное, более странным, если бы такие художники здесь не появились», - так написал один из их почитателей, и я с ним согласен на сто процентов, потому что  этот дух в Париже я тоже почувствовал.

  Ну, а если и вас заинтересовали импрессионисты, вы можете продолжить поиски уже самостоятельно. Лично я советую – это увлекательное занятие и картины их весьма интересные, да и  сами  они ребята хоть куда.
 Это еще одна глава из романа "Однажды в ЯЛТЕ", который представлен в интернете, можно зайти и почитать, набрав в любом поисковике ЛитРес "Однажды в Ялте".
На снимке:"Впечатление. Восходящее солнце" Клода Моне. Картина написана в Гавре и давшая определение "Импрессионизм" целому направлению в живописи.
Фото из интернета.


Рецензии
Очень интересная, хотя и краткая публикация о посещении Лувра и музея Оранжери, Виктор! Правда, Вы ухитрились сделать ее максимально информативной. Завидный профессионализм. Понравилось!

С уважением!

P.S. Виктор, опечатка в фамилии Эдуарда МАне (Manet).

Александр Халуторных   27.04.2017 10:11     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку и опечатку - исправил. А ведь знал, что Клод Моне, а Эдуард Мане. Многие путают, и я не стал исключением.

Виктор Лысый   27.04.2017 19:57   Заявить о нарушении
Виктор, а я и не сомневался, что Вы знаете, как правильно пишется фамилия художника. Это привычная опечатка. Бывает!

С уважением!

Александр Халуторных   27.04.2017 20:16   Заявить о нарушении