Смысл мира

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы осознать: современный человек (за исключением разве что каких-нибудь совершенно фанатичных реконструкторов) не смог бы жить в средневековье: если не из-за приверженности техническому прогрессу, то уж точно из-за разницы в менталитете: ему была бы невыносима вся эта до мелочей расчисленная сословная дистрибуция. И всё же эта эпоха симпатична современному человеку, даже концепт «мрачное средневековье», вбиваемый в головы многих поколений советской школой, не убил этой симпатии. (По крайней мере, люди, утверждающие, что Средневековье не интересно, встречаются редко). Причина этой симпатии к эпохе, в которой современный человек заведомо не прижился бы ни в бытовом, ни в мировоззренческом плане, такова: тогда у мира был Смысл. Всё поддавалось телеологическому объяснению: «Зачем трава? – Чтобы питать корову. – Зачем корова? – Чтобы насыщать человека. – Зачем человек? – Чтобы славить Бога». (Как тонко заметил один мой сокурсник, услышавший этот текст: «Зачем Бог?» - это уже вопрос двадцатого века!»). Началось Новое время – и наличие в мире высшего экзистенциального смысла стало факультативным, необязательным; а недавняя эпоха постмодернизма в открытую заявила, что наличие Смысла – это моветон. (Тогда 19 и 20 века – это века глобального поиска утраченного Смысла – и предлагание тех или иных ответов, годящихся на более или менее долгое время). Главный телеологический вопрос «Зачем?» зачастую оставался неотвеченным; а порой и события были такими, что задавать этот вопрос было неловко. Зачем глобальная война? Зачем теракты? Зачем экологические катастрофы? «Зачем жизнь? Зачем смерть? Зачем мы – эти вечные песочные часы без притяжения?» (Ю.Шевчук, «Уровни»). Я исхожу из постулата, что  человеку всегда свойственно стремиться к смыслу. Поэтому логично, что в эпоху утраты и/или неочевидности Смысла  пробуждается тоска по эпохам, когда он был очевиден. В этом ответ на вопрос, почему сейчас народу так интересны средневековье и древность; в этом разгадка популярности фэнтези (универсум которого зачастую представляет то же Средневековье, только адаптированное под привычки и запросы современного человека).
Своего собственного Смысла наша эпоха ещё не выдумала, поэтому с таким энтузиазмом ищет его в других временах. (Лично я хочу надеяться, что когда-нибудь он отыщется).
Декабрь 2014


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.