Мемуары. Мои записки. Глава 5. Свердловская област

                Григорий  Рыжов

                Глава  5

               
                Свердловская  область.  г.  Асбест
                (1959 - 1962  годы)

      В  день  отъезда  собрались  мы  с  ребятами  на  поляне  и  сели  на  бревно  и  вели прощальные  беседы.  За  четыре  года,  проведённые  в  деревне  я  вытянулся  в  росте  и физически  окреп,  духовно  вырос,  познавший  и  испытавший  на  себе  трудности  дере -  венской  жизни.  Заметно  выросли  мои  друзья,  особенно,  которые  были  старше  меня.
Мы  говорили  о  жизни,  куда  едем,  на  кого  учиться  будешь  и  т.  д.  Конечно,  они  были  удивлены,  что  моя  семья  собирается  уезжать  на  Урал.  Ведь  местные  ребята дальше  своей  деревни  никуда  не  ездили,  а  Урал  для  них  это  нечто  далёкое  и  не понятное,  и  живут  там  одни  медведи.  Попрощались  мы  и  разошлись. 
      Утром  всей  семьёй мы  стали  собираться  в дорогу.  К  нашему  дому  подъехала  лошадь  с  подводой  и  мы  стали  грузить  вещи  в  телегу.  Погрузили  несколько  чемоданов  и  узлов,  много  взяли  с  собой  яблок.  Попрощались,  расцеловались  и  поехали  на  вокзал  Исаково.  Там,  разгрузившись  с  телеги,  стали  ждать  проходной  пассажирский  поезд  на  г.  Москву.  Помню,  сели  в  плацкардный  вагон,  заняли  все полки  и  поехали.  Колёса   стучат  и  стучат  на  стыках  рельс,  напоминая  о  ходе  времени.  Мы  с  семьёй  ехали  в  неведомые  нам  края. Хотя  с  Урала  мы и  уехали,  но  нам  казалось,  что  это  было  так  давно. 
      Мы  едем,  а  до  Москвы  ехать  на  поезде  около  пяти  часов.  Пассажирский  поезд в  то  время  тащил  электровоз,  достаточно  быстро.  Отец  говорил:
      -Ешьте  яблоки,  чтобы  легче  тащиться  с  багажом.
     Приехали  в  г.  Москву  на  Повелецкий  вокзал,  вышли  из  вагона  с  вещами  и  переехали  на  Казанский  вокзал,  вернее  перешли  через  улицу,  ведь  они  находились  рядом.  Отец  закомпасировал  билеты  на  г.  Свердловск  и  через  некоторое  время  мы  опять  сидели  и  ехали  в  поезде,  жуя  и  кушая  яблоки.  За  окнами  вагона  уже  смеркалось  и  мы  стали  укладываться  спать  на  плацкартных  полках.  На  утро  следующе -  го  дня  наш  поезд  приехал  в  г.  Свердловск.  Затем  с  пересадкой  на пригородный  поезд  на  г.  Асбест  и  через  три  часа  были  на  месте.  Нас  уже  встречал  дядя  Яша с  подводой,  куда  мы  загрузили  чемоданы  и  узлы.  Дядя  Яша  приютил  нас  временно у  себя,  где  мы  прожили  две  недели.  Нас  было  трое,  да  у  них  семья  состояла  из семи  человек.  Было  тесновато.  В  тесноте  да  не  в  обиде. На  дворе  было  ещё  ураль-
ское  лето.  Уже  прохладное,  но  солнце  ещё  пригревало.  Мы  подружились  с  детьми дяди  Яши,  ведь  они  нам  были  двоюродными  братьями  и  сёстрами.
     Наши  родственники  жили  недалеко  от  вокзала  в  километрах  2-х  в  посёлке  щебёночный,  который  представлял  собой  десятка  три  домов,  сколоченных  из  досок  и  засыпаны  шлаком  для  тепла.  Дома  отапливались  дровами  и  углём.  По  сути – это  были  трущобы,  построенные  ещё  до  войны.  Жители  посёлка  работали  в  комбинате «Ураласбест»  по  добычи  асбеста,  многие  работали  на  станции  Асбест.  Дядя  Яша работал  бурильщиком  в  карьере  для  взрыва  негабаритных  камней. 
     Мы,  родственники,  знакомились  с  местным  пейзажем,  который  состоял  вокруг посёлка  из  отвалов  и  щебенки,  да  низкорослые  сосёнки,  росшие  на  отвалах.  Я  с братьями  облазил  все  отвалы,  которые  были  поблизости.  А  время  шло.  Скоро  наступит  сентябрь,  и  нужно  было  готовиться  в  школу.
      У  дяди  Яши  было  три  сына.  Старшему  13  лет,  его  звали  Сашей,  в  настоящее  время  он  живёт  под  Одессой.  Среднему,  Володе  было  7  лет,  он  и  сейчас  в  г. Асбесте.  Младший  Николай,  ему  было  5  лет.  Дочери – 10  лет,  она  живёт  в  г. Асбесте.
Младшей  сестре  было  года  3.  Она  живёт  в  Белоруссии.
      Помню,  я  катался  на  велосипеде  и  стал  съезжать  с  горки,  и  наехал  на  неболь шой  камень.  Скорость  была  приличная,  получился  сильный  удар,  меня  подбросило вверх  с  велосипедом  и  я  упал  головой  о  камень.  Сознание  я  не  терял,  но  на  голове  рассёк  кожу,  и  была  кровь.  Рубец  на  затылке  до  сих  пор  остался.
      Наша  семья  прожила  у  дяди  Яши  две недели,  затем  съехали  в  отдельный  дом в  районе  вокзала.  За  проживание  в  доме  платили  хозяину,  не  помню  кому. 
      Это  был  старый  посёлок  в  районе  вокзала,  достаточно  крепкие  дома  со  своим подворьем.  Многие  жители  держали  скот  и  птицу,  приусадебный  участок,  что  помогало  жить.  От  хозяина  осталась  собака,  которая  сидела  на  цепи.  Я  с  ней  играл  и гулял  в  окрестностях  посёлка.  К  нам  в  гости  приходил  дядя  Яша,  и  они  с  отцом
выпивали.  Рядом  с  домом   стоял  турник.  Дядя  Яша  выполнял  на  нём  сложные,  силовые  упражнения  в  45  лет.  Особенно  мне  запомнились  упражнения  на  пресс.
      Мать  устроилась  маляром  в  ДОК  на  окраине  города  не далеко  от  карьера  по  улице  Шахтёрской.  Идти  пешком,  это  3  километра.  Рейсовых  автобусов  тогда  ещё не  было,  и  люди  ходили  на  работу  пешком.  Мать на  работу  ходила  пешком,  а  за ней  бегала  наша  собака.      
      Отец  устроился  на  работу  слесарем  на  Ремонтно-механический  завод.
       Мы  с  сестрой  Верой  тоже  устраивались  в  школу  № 4,  её  называли  «серой»  из-за  цвета  стен  здания.  Школа  находилась  в  городе  недалеко  от  завода,  где  работал отец.  Расстояние  до  школы  составляло  2,5  километра, и  мы,  группой  ребят  с  посёлка  ходили  пешком.  Нам  не  привыкать. 
       Итак,  я  стал  ходить  в  8  класс,  которых  параллельно  было  два  класса.  Постепенно  познакомился  с  одноклассниками.  В  классе насчитывалось  до  40  учеников, из  них  половина  класса  были  немцы.  Мы  в  классе  жили  и  учились  дружно,  конфликтов  не  было.  Учёба  давалась  не  просто,  чувствовалась  существенная  разница требования  учёбы  деревенской  и  городской.  Тем  не  менее,  с  учебной  программой  я
справлялся,  тяжело  давался  русский  язык  и  немецкий  тоже.  С  4  по  7  класс  немецкий  язык  в  деревенской  школе  нам  не  преподавали.  Но  я  справился  и  закончил  8 класс.  В  1960  году,  в  год  окончания  8  класса  в  стране  сделали  восьмилетнее  и  десятилетнее  образование. 
      Я  относился  к  многодетной  семье  и  малообеспеченной,  поэтому  таким,  как  я давали  в  полдник  бесплатное  молоко  в  стакане  на  талоны.  Мне  было  стыдно  брать этот  стакан  с  молоком,  хоть  в  землю  провались.  Приходилось  брать,  классный  руководитель  контролировала  и  уговаривала  меня  не  отказываться  от  молока.      
      Наступила  зима.  С  местными  ребятами  я  в один  из  воскресных  дней  катался  на лыжах.  Не  далеко  от  посёлка  находился  не  глубокий  карьер,  в  котором  работал  экскаватор.  К  нему  электровозами  привозили  руду,  а  он  усреднял  её  и  отгружал в  вагоны  электровоза  на  фабрику  № 3  и  другие  фабрики  № 2,  4  и  5.  Грохот  и  лязг металла  и  камня  особенно  слышен  был  по  ночам.
      Мы  катались  на  лыжах  по  борту  карьера  и  в  одном  месте  нашли  пологий  спуск в  яму.  Недалеко  работал  экскаватор,  издавая  шум  при  погрузке   рудой  вагоны  электровоза.  Я  с  ребятами,  прикатал  лыжню  при  спуске  с  борта  карьера,  и  мы  стали  кататься.  Через  некоторое  время  мы  двинулись  на  лыжах  дальше  по  карьеру.  Начались  сумерки  и,  вдруг,  мы  увидели  в  метрах  15  от  нас  лежит  на  снегу  человек  на боку,  как  будто  сжавшись  от  холода.  Рядом  за  бортом  работал  экскаватор.  Я  сказал пацанам,  чтобы  не  подходили  к  лежавшему  человеку  и  не  трогали  его.  Двоих  оставил  на  месте,  а  сам  с  одним  из  парней  отправился  на  вокзал,  где  имелся  телефон.
По  прибытию  на  вокзал  сообщили  в  отдел  милиции,  которые  вызвали  из  города  оперативную  группу.  Пока  мы  добирались  до  места  на  лыжах,  группа  из  милиции уже  была  на  месте.  Врач  установил,  что  человек  пролежал  несколько  суток  не  меньше  в  замершем  состоянии.  Оказывается,  его  искали  несколько  дней  и  не  могли  найти.  Всё  оказалось  просто.  Человек  после  получки,  хорошо  выпил  с  друзьями  по  работе.  Сел  не  на  тот  автобус  и  вышел  в  посёлке,  где  мы  живём.  Пошёл  с  оста -   новки  и  заблудился.  Вышел  к  борту  карьера  и  свалился в  него.  Пытался  пьяным вылесть  из  карьера,  но  не  смог.  Оставались  следы  его  при  попытке  вылезть  из  ямы.  Вероятно,  выбившись  из  сил,  он  заснул  и  замёрз.  Тут  же  приехал  самосвал и  трупп  погрузили  в  кузов.  Машина  уехала.  Милицейский  начальник  нас  поблагодарил  и  тоже  уехал.  Вот  такой  был  случай.   
     На  уроках  физкультуры  зимой  ходили  на  лыжах,  и  меня  заметила  преподаватель.
Стала привлекать  меня  на  городские  соревнования  по  лыжам  на дистанцию  три  и пять  километров.  Укладывался  в  третий  и  второй  разряд.  Приходилось  бегать  и  десятку.  Это  было  не  просто.  Как - то  в  20 - ти  градусный  мороз  устроили  городские  соревнования  на  лыжах  среди  школьников  на  пять  километров.  Помню,  я  бежал  на  лыжне,  и  постоянно  мерзли  уши.  На  ходу  я  их  потирал  и  бежал  по  лыжне  до  финиша.  Отдышавшись,  я  потрогал  уши,  о  Боже,  я  их  не  чувствовал,  как  будто  это  были  деревяшки.  Ко  мне  подбежали  ребята  из  школы  и  помогали  оттирать  уши  снегом,  потом  я  закрыл  их  спортивной  шапочкой.  Уши  стали  отходить  и  ныть,  то утихая,  то  усиливаясь.  В  тот  день  наша  школа  пробежала  не  плохо  и  заняла  призовое  место.  Я  уложился  на  дистанции  5  километров  на  взрослый  третий  разряд.  Это было  хорошо.  Приехав  домой,  мои  уши  распухли  и  сильно  ныли,  и  на   другой  день  я  пошёл  в  больницу.  Врач  назначила  лечение,  и  я  мазал  уши  специальной  мазью.  Три  дня  я  не  ходил  в  школу,  за  это  время  уши  приняли  первоначальную  форму   и  покрылись  сплошной  коркой.  Только  за  две  недели  мои  уши  полностью зажили.  Как  следствие,  они  замерзали  при  первом  морозе.  Я  это и  сейчас  чувствую на  морозе.
      У  нас  в  школе  организовали  секцию  акробатике.  Из  нашего  класса  ходило  несколько  человек.  Приглядевшись  к  нам,  тренер,  отобрав  несколько  человек,  сводила  на  секцию  гимнастики  во  Дворец  Культуры.  Мы  посмотрели  тренировку и  в  конце  её  тренер  нас  спросил:
     -Будете  заниматься  в  секции  гимнастики?
      Ребята  отказались,  им  показалось,  что  будет  заниматься  тяжело.  Мне  понравилась  тренировка  и  я  бы  согласился.  Из - за  ребят  я  постеснялся  и  тоже  отказался.  Мне  было,  долго  ещё  жаль,  что  отказался  заниматься  в  секции  по  гимнастике.
     Осенью  и  весной  перед  летом  я  участвовал  в  легкоатлетических  соревнованиях за  школу.  Бегал  средние  дистанции,  прыгал  в  длину  и  высоту  и  т.  д.  Мне  это  нравилось,  соревноваться  и  иногда  побеждать.  Всегда  быть  в  форме  и  быть  здоровым.    
     Из  8  класса  мне  запомнились  ребята,  это  Донц  Зихфрид,  он  мне  помогал  учить немецкий  язык.  Как-то  в  спортзале  он  вызвался  со  мной  бороться,  и  я  его  поборол.
Обижался,  но  всё  становилось  на  свои  места  со  временем.  Учились  с  ним  в  РУ-12.
  Он  учился  на  электрика,  а  я  на  кузнеца.  Несколько  лет  назад  он  попал  под  машину  в  пьяном  состоянии  в  Германии  и  погиб.  Так  говорит  его  бывшая  жена,  которая  работала   машинистом  мостового  крана  у  меня  в  службе  механика.  У  них  выросли  две  дочери.
     Вася  Субботин  и  Роберт  Салангин  увлекались  и  ходили  в радиокружок.  По  этой специальности  в  Армии  служили  на  космодроме  Байконур.  Встречались  там  с  Королёвым,  с  первыми  космонавтами  Гагариным,  Титовым,  Терешковой  и  др.  Ребята  и сейчас  здравствуют  в  качестве  пенсионеров  со  своими  болячками  и  т.  п.
      В  то  время  показывали  фильм  «Ночной  патруль»,  где  милиционер  проводит  приём  на  преступнике  по  отбиванию  пистолета  из  рук.  Как - то  во  дворе  школы  я на  Василии  провёл  этот  приём,  да  так  ловко,  что  ему  было  больно, и  он  заплакал.
Мне  было  стыдно.  Всё  прошло  и  боль  то  же.   
     В  нашем  классе  училась  девочка,  звали  её  Люда  Плотникова.  Училась  она  на  4 и  5,  изучала  английский  язык.  Она  была  полненькой,  смуглой  и  симпатичной  девочкой.  Носила  очки,  но они  ей  шли.  Как-то,  классом  работали  на  школьном  при -  усадебном  участке  весной,  мы  оказались  рядом  с  ней,  обрабатывая одну  грядку.  Мы разговаривали  с  ней,  больше  она  фантазировала  о  нашем  будущем  и  кто  кем  ста-
нет.  Было  забавно  её  слушать,  я  тоже  сочинял,  и  ей  нравилось.  Она  мне  нравилась, кажется  я  ей  тоже.  В  то  время  я  был  слишком  далёк  от  девчонок  и  говорить  с  ними  о  Амурах  стеснялся.  Она  окончила  педагогический  институт  по  специальности иностранные  языки.  Вышла  замуж  за  военного  офицера,  родила  двоих  детей  и живут  на  Украине  у  моря.
      Ближе  к  лету  переехали  жить  по  улице  Свободы  в  двухэтажные  дома,  коридорной  системы.  Комнату  выделили  матери  с  работы  и  поселились  мы  на  первом  этаже.  Комната  представляла  собой  18-20  квадратных  метров.  Стояла  печка,  стол  и  две  кровати  и  нас  пять  членов  семьи  в  одной  неблагоустроенной  комнате.  Было
тесно.  Так  мы  жили.
      В  том  районе  находился  старый  г. Асбест,  где  ряд  улиц  уже  сносились,  находившиеся  во  взрывоопасной  зоне.  Это  улицы  Шахтерская,  Милицейская  и  др. Разработка  бортов  карьера  постоянно  приближалась  к  нашим  улицам,  и  приближался  момент  сноса  этих  улиц  с  их  домами.  Семьи  расселяли  в новые дома.  Восьмой класс  серой  школы  я  закончил,  отработал  практику  и  был  свободен  на  всё оставшее  лето.  Мы  с  ребятами  ходили  купаться  на  речку  Рефт,  плотину  и  озеро Окунёво.  У  меня  был  свой  велосипед,  который  мне  купила  мама.  Я  очень  был
доволен  и  гордился  этой  покупкой.  Один  раз  я  на  велосипеде  не  разъехался  с одним  мужиком  и  я  въехал  передним  колесом  в  его  колесо  и  согнул  его.  Мужик заставил  меня  поменяться  с  ним  колёсами.  Моё  колесо  оставалось  исправным.
С  ребятами  это  колесо  выправили,  и  велосипед  стал  на  ходу.
      Как - то  я  поехал  на  велосипеде  кататься  по  городу.  Ехал  я  под  горку  по  улице  Промышленной  и  приближался  к  Т- образному  перекрёстку  со  скоростью  до  40 километров  в  час.  На  перекрёстке  находилась  мелкая  щебёнка,  укатанная колёсами  машин.  На  встречу  мне  ехала  телега,  запряженная  лошадью,  а  её  начал  объезжать  грузовик  ГАЗ-51  и  приближался  ко  мне  на  встречу.  Я  растерялся,  и  стал  поворачивать,  на  сколько  мог  в  право.  Вдруг  моё  переднее  колесо  наехало  на  камень,  и  я  потерял  равновесие  на  велосипеде.  От  толчка,  я  с  велосипедом  стал  заваливаться  на  асфальт  со  щебёнкой.  Меня  юзом  на  правом  боку  протащило метров  на  шесть.  Протащило  рядом  с  машиной  в  метре  от  колёс  машины.  Водитель выскочил  из  машины  сильно  испуганным,  подбежал  ко  мне  и  стал  помогать  мне подняться  с  велосипедом  с  асфальта.  Я  чувствовал  сильную  боль  плеча  и  на  пра-
вом  боку,  на  который  упал.  Место  удара  было  всё  в  ссадинах.  На  другой  день  появились  на  теле  сплошные  синяки  и  ссадины.  Все  мирно  разошлись  с  места  события.  Постепенно  ушибы  и  ссадины  зажили,  и  я  стал  ездить  осторожней  и  предусмотрительней  на  велосипеде.  И  всё  же  виноват  был  водитель  машины.  Он  должен  был  пропустить  транспорт,  т.  е.  велосипедиста,  движущий  по  встречной  полосе дороги.  Это  был  у  меня  второй  случай  в  жизни  при  аварийной  ситуации  с  машиной.  Пути  дороги  неисповедимы.   
     Так  мы  и  жили.  Отец  также  пил,  дома  скандалы,  ругань  и  это  нас  напрягало.
В  течение  лета  отец  уезжал  из  Асбеста  работать  в  других  городах  Урала.  Денег не  присылал  или  очень  мало.  Ведь  нас  было  трое.  Жить  практически  не  на  что.
Мы  с  матерью  приняли  решение,  что  я  буду  поступать  учиться  в  Ремесленное  училище  № 12,  где  кормили  и  одевали  полностью.  Учиться  2  года.  Мне  было  15  лет,
да  пришли  мы  с  матерью  поздно.  Оставались  места  по  специальности  слесаря  и  кузнеца  свободной  ковки.  Это  меня  и  подкупило.  Специальность  кузнеца  описывалась  романтично.  Кузнец  машинной  и  свободной  ковки  и  описание  оборудования,  это  молоты,  пресса  и  др.  Я  знал  и  видел  в  деревне  кузницу,  как  кузнец  работал в  ней  и  что  делал,  каким  инструментом.  Видел,  как  подковывают  лошадей.  Меня
подкупило  название  машинной  ковки  и  пресса,  молоты.  Я написал  заявление  на  кузнеца.
      Так,  после  окончания  8  классов  я  поступил  в  РУ-12  учиться  по  специальности кузнеца  машинной  и  свободной  ковки.      
       Сестра  Вера  готовилась  пойти  учиться  в  8  класс,  а  Надя  должна  пойти  в  1  классе.

                26.04.2017  год.


Рецензии