Штрихи к портрету. Андрей Платонов

1. Стиль

Андрей Платонов рассказывает о простых людях простыми словами.

Корявым героям Андрея Платонова соответствует корявый литературный язык.

В примитивных рассказах и повестях Андрея Платонова содержится неясный смысл бытия.

Проза Андрея Платонова манит таинственностью, под которой скрываются глубины народной жизни.

Прозе Андрея Платонова характерен грубый, похмельно-прорабовский сарказм бригадира на стройке коммунизма.

Проза Андрея Платонова излучает саркастическую радиоактивность.

Андрей Платонов издевается над советскими людьми с саркастическим идиотизмом!

Герои Андрея Платонова – это театральные маски, вырезанные из картона.

В прозе Андрей Платонов удачно сочетает театр миниатюр, сатиру и эпос.

Черноземная проза Андрея Платонова усеяна золотыми россыпями афоризмов.

Литературный стиль Андрея Платонова – это магический примитивизм.

2. Народ

Главный герой книг Андрея Платонова – нищий, забитый народ.

Дремучий мужик Андрея Платонова хочет жить и готов в любую минуту умереть, подобно всякой живой твари.

С горьким сарказмом Андрей Платонов описывает трудовой энтузиазм народа, работающего по собственному недомыслию!

 Андрей Платонов издевается над замученным народом, обречённым на вымирание. Это смех случайно выжившего мужика!

3. Социализм

 В повести «Котлован» и романе «Чевенгур» Андрей Платонов «строит» мифический коммунизм с невежественными крестьянами!

Сознание героев Андрея Платонова засоряют обрывки большевистских лозунгов.

В романе «Чевенгур» Андрея Платонова действует коммунистическая секта, члены которой не желают трудиться ради себя и общества.

Писательскую шлюпку Андрея Платонова бросает как щепку в водовороте социалистического переустройства, а герои его повестей сатанеют от классовой ненависти.

Андрей Платонов – выходец из железнодорожной семьи, его же герои – от сохи, у которых лопаются мозги в силу невозможности понять, что происходит на стройплощадке социалистического дома.

Героям повестей Андрея Платонова, в недавнем прошлом темным крестьянам, индустриализация представляется огнедышащей топкой паровоза, от которой закипают мозги.

Андрей Платонов с отчаяньем повествует, как народ поедает комья земли и мечтает о будущем счастье.

4. Любовь

Среди простых советских людей встречается шекспировская любовь, подобная любви Ромео и Джульетты. Да и Андрей Платонов, описывающий её, достоин имени английского драматурга.

Андрей Платонов говорит обыденным языком о безумных страстях.

Читателям может нравиться или не нравиться сдержанная лирика рассказов о любви Андрея Платонова. Тем не менее в них проглядывает писательская самобытность автора.

5. В кругу писателей

Андрей Платонов мыслит понятиями малоразвитого народа. При этом он отображает жизнь поистине с шекспировским драматизмом.

 Прозаик Андрей Платонов иной раз предстаёт перед нами циничным гётевским Мефистофелем!

Есть в литературе особая порода людей – это аутсайдеры, безумцы, люмпены. Среди них английский поэт Уильям Блейк и русский писатель Андрей Платонов.

Герои платоновских романов – механические куклы, а сам Писатель-кукловод. Это традиция идёт от Николая Гоголя.

Андрей Платонов – советский Михаил Салтыков-Щедрин: обоим свойственен убийственный сарказм!

Андрей Платонов хочет приспособить к советской действительности христианские бредни Николая Фёдорова!

Андрей Платонов – мужицкий Франц Кафка.

Мотив блоковского Христа с красным знаменем появляется также в романе «Чевенгур» Андрея Платонова.

Социальные антиутопии создают Евгений Замятин, Михаил Булгаков, Андрей Платонов. От такого рода литературы берёт начало социалистический реализм. И там, и здесь – условное отображение жизни.

Владимир Маяковский слагает гимны солнцу, Андрей Платонов – солнечному затмению. Точно в таком же тоне поэт и писатель реагируют на большевистскую революцию!

Стервятники очищают землю от падали. Этими стервятниками в советской литературе и музыке являются Андрей Платонов и Дмитрий Шостакович.

Трагикомические шаржи Андрея Платонова и Фридриха Дюрренматта обличают социализм и капитализм с саркастической едкостью.

Сатира Гоголя – конкретная, имеющая дело с реальными людьми; сатира Салтыкова-Щедрина – абстрактная, перевоплощающая образы в символы; сатира Платонова и Хармса – абсурдная. Ей соответствует киномузыка Альфреда Шнитке.


Рецензии