Медитации на Таро Бафомета

Я встречала довольно странные точки зрения на Таро Бафомета: одна говорила о том, что это черное Таро и хороших арканов там нет в принципе, все есть бесконечный и безысходный мрак; вторая же точка зрения была еще более оригинальной, что эта колода вообще не о земном, не о людях и не для людей, а о демонах и для тех, кто им близок. Надеюсь, что хотя бы читателям ясно, что обе точки зрения – бред. Просто Гигер так воспринимал и изображал реальность, ту же самую, в которой живем мы с вами. В этом смысле его колода мало чем отличается от других. В смущение, видимо, вводит гротескность его рисунков, но надо уметь отличать манеру рисования художника от эзотерического подтекста. Подтекст здесь, в сущности, тот же, что и в классических колодах, а вот личное видение Гигера, как и его манера рисунка – индивидуальны. Еще раз подчеркну: все изображения в Таро Гигера – это не изображения каких-то параллельных миров, это не об инопланетянах – это о нашем, земном, плане, о нашем, земном аду; и в каждом из арканов демонстрируется, что выход из этого ада есть, и не только с Земного плана, но даже и из Мира Тьмы, что лежит за ним…

Аркан I, Маг 

Первое, что приходи в голову, это слово «Единый». Свет льется во Тьму, Тьма отражает Свет. Волосы, которые кишат всеми возможными существами, всеми сущностями Вселенной. Это то, что описано в книгах по Каббале: Единый бог, вмещающий в себя всех и вся, бесконечный, направляет свой Свет даже в самые черные закоулки Тьмы, которую сам же неизбежно создал и неизбежно бесконечно пытается спасти этим Светом.
Здесь я не вижу, собственно, Мага-человека, как в традиционных колодах. Я вижу здесь Бога, то есть, разумеется, не Его самого, а некую модель, дающую представление об устройстве Мироздания, поскольку изобразить самого Бога невозможно.
Из этого можно сделать вывод, что Гигер считал, что Маг – это и есть Бог. Что, в принципе, трудно опровергнуть, поскольку «по образу и подобию». Также напомню о Макрокосме и Микрокосме. К месту и фраза «Познай себя», - ведь Маг должен полностью познать даже самые темные закоулки своей души – иначе он никогда не станет Магом. В лучшем случае, останется профаном, в худшем – сойдет с ума.
Так что достижение абсолютного самопознания и абсолютного принятия своей Тени, достижение полного единства – это и есть цель Мага.
Собственно, авторы книг по Западной Каббале и Внутренней Алхимии об этом исписали сотни страниц, а гению Гигера удалось передать эту мысль одним графическим изображением.

Аркан II, Жрица

Вместо привычного нам образа Жрицы мы видим механизм или, иначе, процесс.
Почему она светится? Через нее идет Свет, благодаря которому она производит Жизнь. У нее нет никаких других функций, только производить: ее ноги привязаны к перевернутому кресту. Мужчина здесь представлен в виде зафиксированной, неживой головы, как раз на уровне ее половых органов. То есть разум здесь должен умереть, за ненадобностью. Для процесса нужен совсем не разум, он будет только мешать. Поэтому он умерщвлен. То, что в ее руках, очевидно, оплодотворенная яйцеклетка. Еще раз – здесь просто, как на схеме, показан механизм воспроизведения. Откуда у Жрицы такая возможность? Сверху мы видим голову Бафомета. И, как уже говорилось, через нее идет Свет, как и через глаза Бафомета.
Здесь сокрыта тайна возникновения бытия из небытия. Божественная сущность процесса подчеркнута тем, что привязанные к кресту ноги Жрицы, оторваны от Земли, как и сам крест, а также присутствием образа Бафомета, символом Вселенского Разума, который и делает этот процесс возможным.
Ни одного, более сексуального Аркана в Таро мне видеть не доводилось. Куда там наивной «Манаре»… Действительно, куда ей? Здесь показано Таинство, сакральный процесс возникновения жизни (бытия) из абсолютного ничто, благодаря таинственному Свету, который возник в этом Ничто.

Аркан III, Императрица

Хозяйка Царства Смерти, то есть Земли. Ведь только на Земле существуют смерть и разложение, «прах к праху». Она же  Хозяйка Царства Теней, то есть того мира, который ниже материальной Земли.
По бокам, конечно же, стоят стражи врат Царства Смерти. Но Свет и сюда проникает, мы ведьм помним, что Он проникает даже в самые темные закоулки Мира Теней.
Здесь, на Земле, идет трансформация плотская – от рождения к смерти. В земле идет разложение плоти. В Царстве, что ниже Земного Уровня, Мире Теней, идет трансформация души. Трупные черви говорят о том, что души в Ее мире сбрасывают свои лишние, ороговевшие оболочки, то, что им уже не нужно для дальнейшего пути, мешает идти дальше. То есть можно сказать, что они разлагаются, как и их уже ненужные тела, но души, конечно, не разлагаются полностью, они лишь отбрасывают бремя плотской жизни, черви сгрызают с них неподатливые, отвердевшие куски. Свет же здесь говорит о том, что, пройдя сей процесс, души имеют выход из Царства Теней, которым, собственно, и правит Хозяйка (или Императрица). То есть там, за вратами – мир мертвых по одну сторону, а по другую – мир живых, в который эти души, пройдя переработку, смогут вернуться. Если, конечно, не будут подняты еще выше, что теоретически возможно (хотя и не для большинства).

Аркан IV, Хозяин

Если не заострять внимание на гигеровской гротескности, то мы можем обнаружить, что видим перед собой нормальный образ хозяина своей территории, который готов охранять ее с ружьем в руках. Как в американских фильмах – фермер с ружьем, выгоняющих чужаков с территории фермы.
Образ за ним – фигура большего размера, не иначе, его внутренняя суть/душа – похож на римского легионера, то есть, попросту, на воина. Абсолютно жестокого, чьим покровителем является бог Арес, самый жестокий из богов, которого сам Зевс не любил за жестокость, хотя Арес и был его собственным сыном.
Фигура, как и многое у Гигера, напоминает полуразложившейся труп. Почему? Да потому, что дело происходит во все том же Земном Царстве, то есть, фактически, Царстве Смерти.
Также вся эта жуткая фигура напоминает по своей одежде-униформе солдата-колонизатора, которые были известны своим жестоким обращением к местному населению. Что гнало этих солдат? Кто стоял за приказами их правительства? Все также, это вотчина Ареса.
Неестественный облик фигуры на переднем плане говорит и о том, что это – просто марионетка, робот, управляемый Силой, которая изображена за ним (в виде более крупной фигуры).
Но и здесь есть и Свет, и надежда – за фигурой, на заднем плане, мы видим размытые очертания белой птицы, устремленной вверх, что напоминает о возможности выйти с этого Плана в Высшие Миры.

Аркан V, Иерофант

В основе карты привычный и даже довольно простой символ – Тау-крест со змеей. Жертвенность здесь подчеркнута шипами на голове и телом женщины (судя по всему, мертвом, и, возможно, принесенной в жертву). Трубы, которые мы видим на карте – судя по всему – это трубы, по которым течет энергия, генерируемая главным персонажем на карте, которого мы видим на Тау-кресте. Мы помним, что любая принесенная жертва, особенно добровольная, дает колоссальную энергию. Персонаж карты вечно принесен в жертву – очевидно, что это нечто вроде вечного двигателя, поскольку очевидно же, что слезать с креста и выдергивать из себя шипы он не собирается. А женщина и не сможет выйти из состояния жертвы – она не то мертва, не то так зафиксирована, что для нее невозможно совершить ни одно движение.
Итак, мы видим в итоге нечто сродни функционирующей атомной станции. Центр генерации мировой энергии.
Здесь можно еще вспомнить о канонической трактовке Змея на Тау-кресте. Как я уже говорила, символизм змеи а Тау-кресте здесь считывается сразу и абсолютно однозначно. Змей здесь даже в узнаваемой канонической позе – изогнут в форме буквы «S». «В магии Т-образный крест означает нисхождение духа из высшего плана в область земного (вертикаль) через область времени (горизонталь). Поскольку вертикальная линия является символом «лестницы», пролегающей между Землей и областью спиритуального, довольно часто символьно изображают на этом кресте змею, чтобы подчеркнуть мысль, что каждый, совершивший успешное путешествие в духовную сферу, обретает мудрость» (Энциклопедия символов/сост. В.М. Рошаль – М.: АСТ, СПБ; Сова, 2007).
Вот, снова: речь идет о нисхождении Духа (Света) на Землю (во Тьму). И подтверждение этому – даже на таком жутком аркане мы снова видим… Свет. Свет в облаках! Как, впрочем, Свет присутствует и во всех других арканах.

Аркан VI, Влюбленные 

Здесь трудно написать что-либо оригинальное, поскольку за ужасом самого гротескного изображения мы видим все те же универсальные символы: объединение света и тьмы, мужского и женского. Кроме того, змея на переднем плане застыла в позе знака бесконечности. Однако, помимо этого, на аркане Гигер подчеркнул сексуальность этих любовников более, чем откровенно. Если в других колодах нарисована ситуация выбора, и просто представлены два начала, то здесь изображена абсолютная готовность к неизбежному соитию. То есть изображен момента за секунду до того, как любовники сольются в единое целое. Кроме того, поскольку фаллос – это символ плодородия, как и женское лоно, это изображение является более, чем прозрачным намеком на скорое появление плода от этой связи. То есть плода, который будет рожден от единства двух противоположностей.
Голова женщины закрыта, я думаю, как и в одном из предыдущих арканов, ровно потому, что она несколько не принимает участия  в  процессе. Разум абсолютно пассивен. В отличие от ее лона. Закрытые глаза женщины, возможно, символизируют ее пассивность, она не может ни видеть, ни понимать, что с ней делают, она может лишь принимать, как земля принимает семена. Таким образом, подчеркивается абсолютная пассивность женского начала. И столь же сильно подчеркнута активность второго начала, которое и видит, и действует.
Резюмируя, можно сказать, что здесь показан процесс слияния двух начал ради производства третьего. Этот процесс присущ всему в природе, два порождают третье. Закон треугольника. То есть здесь должна быть более глубокая интерпретация, чем просто соитие мужчины и женщины, ведь здесь показан один из основополагающих законов мироздания.

Аркан VII, Колесница

На карте изображен двигатель, который работает за счет заключенного в нем существа. Причем существо приводит двигатель в движение отнюдь не по своей доброй воле: его жалят, чтобы оно работало. Существо извивается, механизм движется, колесо вращается.
Этот аркан в огромной мере напоминает нам об энергии Гвуры, Суровости, и сущностях, обитающих в ее сфере. Ведь существо, благодаря которому вращается колесо, напоминает каторжника на галерах – его бьют, чтобы он работал (в данном случае, жалят), и сбежать он при этом не может. За счет этого он и производит энергию, изображенную на рисунке в виде сияния, которая и приводит механизм в движение. Судя по всему, энергия там колоссальной мощи, что, впрочем, неудивительно, ведь речь идет об аркане «Колесница», а колесница может снести все на своем пути. Тем более, речь идет об энергиях Гвуры: железо, принуждение, жестокость, энергия, мощь. По поводу железа – если кто не заметил, его видно на заднем плане – из него состоят и лопасть, и само колесо.

Аркан VIII, Сила

И снова, более, чем оригинальное изображение данного аркана. На карте изображена эротическая сцена между мужчиной и двумя женщинами (если, конечно, жуткую фигуру сзади можно назвать женщиной, однако, судя по фигуре, это так). И мужчина, и женщина, с которой он пытается вступить в половую связь, отталкивают напирающую сзади фигуру (она – ногами, он – локтем). То есть, это еще и сцена борьбы. При этом то, с чем они борются – очевидное зло, судя по лицу этой фигуры (череп, символ смерти), и по оружию, которое она держит за спиной (что тоже является символом смерти). То есть мужчина и женщина, собирающиеся заняться любовью, что в результате, скорее всего, приведет к зарождению новой жизни, отталкивают смерть, побеждают ее через этот акт. А что, ведь продолжение рода в каком-то смысле и есть победа над смертью. Другой вопрос, что у Гигера все фигуры в большей степени напоминают роботов (то есть механизмы), чем людей, что, скорее всего, сделано для того, чтобы разворачивающиеся перед нами события не воспринимались буквально, но как некие процессы особого толка.
В данном случае, вероятно, показан процесс борьбы двух начал – светлого и темного, жизни и разложения. При этом заметим, что, очевидно, побеждает светлое начало, то есть жизнь. То есть те (или то), что создают (создает) жизнь.
Таким образом, отторгается все отмершее, сгнившее, и наровящее умертвить и сгноить всех и вся (если ему позволить). И при этом показан процесс создания новой жизни с помощью Единства (то есть соединения женских и мужских энергий). Все то же, что в аркане Влюбленные, но при этом с отторжением лишнего, ненужного, победой над разложением. Я бы сказала, что здесь момент появления осадка в очищаемой жидкости. Если в предыдущем аркане лишь готовились к соитию, то здесь но уже происходит, и смерть повержена (иначе ее еще можно назвать энергией хаоса и разрушения).

Аркан IX, Отшельник

Я не могу понять, что изображено на заднем плане – существа ли какие-то, обитающие  в этом месте, кости ли, мертвые эмбрионы… В любом случае, они находятся в пустыне, чем бы они не являлись. Изображенная фигура Отшельника говорит о том, что он – хозяин этого места, чем бы оно ни было. Хотя, как я уже сказала, это место напоминает пустыню.
А одежды Отшельника силуэтно напоминают одежды бедуина. Он полновластный хозяин этой пустыни, он ее душа, ее хранитель (о его функции хранителя говорит некое подобие оружия у него на боку). При этом он же – мудрец (сиречь, жрец и маг). Так же он страж места сего, и проводник. Если вы явитесь в эту пустыню – он выйдет к вам. Он может многое. Может просто не пустить. Может убить. Может проводить. Может передать какую-то мудрость. Все зависит от того, как он к вам отнесется. Он стоит так, что видно – он изучает вас, как пришельца. Вас встречает и испытывает хозяин. Да, как он к вам отнесется, может быть, зависит и от вас – кто вы, зачем вы пришли, к чему вы готовы, и так далее. Но ему решать, как поступить с вами, и последнее слово – за ним. Вы пришли к Учителю, коротко говоря. Итак, он – хозяин своей пустыни. И он же – единственное разумное существо в ней. Возможно, он же – ее создатель. О том, что сей демон пустыни – жрец и маг, говоря и его одежды, и его взгляд. Я сказала «демон»? Но он действительно демон пустыни. Человек здесь только вы, пришелец и гость, а при великой удаче – его ученик. Хотя, может быть, удачей было бы скорее изгнание с глаз долой. Вот он и присматривается, к чему вы готовы, и как с вами поступить.
Так что если вы еще не готовы к встрече с демоном – обходите место сие стороной. Но не пожалеть бы потом о упущенной возможности обучиться у него мудрости, которую он хранит в себе, и… самому стать жрецом и магом. Пройдя испытание пустыней. Ведь только в полном уединении в ней можно услышать его наставляющий голос. Только там можно получить себе в проводники этого мудрейшего из наставников.

Аркан Х, Колесо Фортуны

На карте изображено, как два сексуальных демона женского пола обхаживают механизм, сходный с фаллосом. К механизму прикреплены хлысты, которые хлещут девиц между ног, пока те ходят вокруг него. Ноги девиц обнимают монстры, а головы других монстров (они же – яички фаллоса) нежно обхаживают девичьи руки. То есть работа здесь, не иначе, направлена на то, чтобы фаллос сэрегировал и выплеснул семя. Семя, естественно, оплодотворяет. Ради этого-то девицы и трудятся. Монстры, обнимающие ноги девиц, не то вынуждают их ходить по хлыстам, что должно способствовать их возбуждению, а их возбуждение должно в свою очередь, вызвать возбуждение фаллоса. Монстры сами, судя по всему, совершенно не собираются совокупляться с девицами, они здесь не для этого. Здесь всем нужен центральный возбужденный фаллос (точнее, его семя), который вся эта команда и обхаживает всеми средствами. Итак, им нужно, чтобы излилось семя. Иначе, очевидно, никаких дальнейших позитивных процессов можно не ждать.
По одной из мифологических версии, жизнь на Земле возникла, когда на нее излилось семя…

Аркан XI, Справедливость

На данной карте мы видим распятого Христа. То, на чем он распят, напоминает анкх, символ вечной жизни (на верху распятия можно разглядеть кольцо), да и само изображение распятия традиционно означает жизнь вечную. Итак, анкх, ключ к жизни вечной, держит в кулаке дьявол – князь мира сего. И протягивает его нам. Что, в принципе, логично: лишь через мир сей можно обрести вечную жизнь, только пройдя чрез жизнь в этом мире, возможно достичь перерождения.
Не говоря о совершено банальном – родившись из праха на Земле и обретя Просветление, нужно отринуть все, чего ты достиг, чтобы окончательно возродиться в «Благой плоти».
То есть, как ни странно, именно князь мира сего на самом деле держит ключи от жизни и  смерти, в его руках анкх, и получить эти ключи мы можем только от него. Да и недаром говорят, что воплощение на Земле в человеческом теле – это огромный дар, поскольку только это дает шансы со временем с помощью духовного развития подняться в верхние миры, то есть обрести Преображение и Возрождение в своей истинной сути перед лицом Бога.
Все это возможно, только через прохождение черноты чернот – воплощения в мире материальном, чьим образом и является дьявол (а также его хозяином, князем).
Ну и самая банальная трактовка возможна по названию данного аркана «Справедливость»: отдал все, принес в жертву все, и душу, и тело – получил все, то есть бессмертие в благой плоти и вознесение. Как говориться, баш на баш – Справедливость.

Аркан XII, Повешенный

Здесь все еще более хлеще, чем в «Колесе Фортуны»: мы видим непосредственно процесс осеменения.
Фигура повешенного заменена обездвиженной женщиной – она зафиксирована так, что и пошевелиться не может. При этом механизм, к которому он прикреплена, вливает в нее сперму. С очень большой натяжкой в очертаниях этого механизма из-за верхней горизонтальной и нижней вертикальной частей, можно увидеть Тау-крест, но это, скорее, потому, что мы привыкли там его видеть – уж очень этот сложный механизм со множеством клапанов и агрегатом для подачи семени, мало похож на Тау. То есть здесь, вопреки обычному изображению данного аркана, где человек, повернутый вниз головой на кресте, обретает просветление и возможность увидеть то, что свыше, да и вообще, весь мир и себя самого, в другом свете, и обрести мудрость и святость, мы видим просто процесс осеменения женщины с помощью механизма.
Понятно, что любое осеменение приводит к появлению плода, и именно это является целью данного действа. Но от изначальной трактовки остается довольно мало – возможно, Гигер и понимал этот аркан совершенно иначе, а, возможно, он попытался показать все тот же процесс «обретения», «обременения мудростью», духовного оплодотворения, в такой форме?
В любом случае – плоть (и разум) здесь бессильны, связаны, и в любом случае, процесс, изображенный на аркане, приведет к обретению некоего плода…

Аркан XIII, Смерть

Фигуру Смерти, надзирающую над процессом варки в котле, сдерживает что-то наподобие паутины. Как ни странно, но кажется, что эта фигура здесь не заправляет процессом, а лишь наблюдает. А заправляют варкой в котле две другие фигуры, одна из которых аж с головой ибиса, что не может не напомнить о всемогущем божестве Тоте.
Котел стоит, судя по всему, на костях. По смутным очертаниям уходящего вдаль дыма, вкупе с образом Тота, можно предположить, что в котле идет «переплавка» душ.
То, что ибисоголовый – Тот, подтверждает и то, что рядом с его головой круг света, и лучи этого света направлены туда же, куда и дым, в котором угадываются очертания уже «переплавленных» душ. И Тот в такой позе, как будто он сам и направляет их.
Что касается фигуры, которая наклоняет котел поближе к фигуре Смерти, то она воспринимается как вспомогательная, что-то типа служки. То есть фигура с рогом помогает Смерти, накреняя котел, отделять в нем одни части от других (Смерть при этом, как уже говорилось, сдерживает чья-то рука с помощью паутины, видимо, чтобы осуществляемые ею функции не переходили границы необходимого и она не уничтожила все разом – и нужное, и ненужное).
Хотя, возможно, эти образы нужно трактовать иначе: и из котла вылетает Тот, то есть из котла появляется божество, тогда здесь показано рождение божества. Относительно Смерти при этом можно сказать все то же – ее сдерживают, чтобы она ничему не смогла помешать.

Аркан XIV, Алхимия (Умеренность)

Классический аркан «Умеренность» Гигер представил как алхимический процесс и назвал соответственно «Алхимия». Суть аркана от этого, разумеется, не изменилась. Первым делом в глаза бросается таблица, обозначающая равновесие четырех элементов (Огонь, Вода, Воздух, Земля). Второе – голова Бафомета держит между рогов сосуд, герметично закрытый, который греется на огне. В нем заключена некая жидкость, которая, очевидно, и есть тот драгоценный состав, над которым должен работать алхимик. Крышка сосуда имеет фаллическую форму (этот символ, очевидно, предвещает нам получение чего-то нового после того, как жидкость в герметичном сосуде дойдет «до кондиции»).
Сама фигура Бафомета с пентаграммой на лбу говорит о равновесии как «верхнего, так и нижнего», так и четырех элементов, чего необходимо достичь, прежде, чем можно будет перейти с следующей стадии Работы. Опять же, о необходимости равновесия говорят и две женские фигуры, стоящие по бокам от Бафомета и держащие плакат с четырьмя элементами. Они говорят еще и о необходимости уравновешивания мужского и женского начала. Также, как известно, алхимик тщательно следит за поддержанием необходимой постоянной температуры под нагреваемым сосудом на некоторых стадиях Работы.
То есть этот аркан не статичен – он изображает очень активную стадию Великой Работы, после которой алхимик должен получить некий «плод» трудов своих (пока еще не окончательный плод, не философский камень, а нечто промежуточное, что потом будет обрабатываться дальше).
Интересно, что на рисунке Бафомет сдерживает рогами двух блудливых демониц – умеренность и еще раз умеренность, не дай бог разгерметизировать сосуд раньше времени или недоследить за огнем! И не дай бог что-то искусит отвлечься от Работы по уравновешиванию всех необходимых составляющих – все полетит к чертям. Не дай бог отвлечься от бдительного наблюдения за нагреваемым сосудом…

Аркан XV, Дьявол

Ну, вот здесь, мы, кажется, и дошли до самой сути. Помним сосуд,  котором что-то кипело на голове Бафомета в предыдущем аркане? Том самом, с фаллической крышечкой? И двух демониц с плакатом с элементами? Ну вот, перед вами – то, что родилось из того сосуда. Плод, так сказать.
Сияющее юное существо в позе звезды. Здесь снова много символов равновесия – сплетенные внизу две змеи, мужское начало (Бафомет), эта сияющая женщина на его голове, крест на ее шее, всегда обозначающий в символике равновесие четырех стихий. Этот крест говорит нам о том, что это сияющее существо есть плод, в котором уравновешены все элементы. Само совершенство. И находится это существо в центре круга – символа целостности. Обратим также внимание, что сияющее небесным светом создание женского пола находится на голове, даже немного над рогами Бафомета. А внизу, как уже говорилось, сам Бафомет, чьи сплетенные змее внизу напоминают тех же змей, что обычно обвивают Кадуций. Сияющее существо в центре круга, соединенное с Бафометом, раскинуло свои конечности в форме пентаграммы…
Итак, имеем: крест в круге и пентаграмму в круге. Из этого можно сделать вывод, что если предыдущий аркан был подготовкой к достижению абсолютной целостности, процессом, то здесь мы видим уже достижение этой целостности, то есть результат Работы (хотя, как мы и говорили, пока промежуточный). Это еще не итог Великой Работы, это один из успешно завершенных ее этапов.

Аркан XVI, Башня

Вместо традиционного изображения Башни здесь мы видим разрушенную голову на центральной фигуре. Что интересно – разрушена голова дьявола (судя по уцелевшим рогам). Итак, дьяволу, символу зла в европейском понимании, отсекли голову…
Чем же является этот самый дьявол? Традиционно, князь мира сего (не путать с Бафометом, символом целостности и мудрости!), является символом низших страстей, порочности… А также Эго, преобладающего над душой, заслоняющего от нас Свет, путь к обретению Высшего Я, слиянию с Богом, со своим САХ. Символом хаотичности (антагонизм упорядоченности элементов, которая является одной из необходимых основ делания), и так далее.
Мне лично тяжело в данном случае трактовать фигуру сбоку, демоническое андрогинное существо с эрогированным фаллосом. Оно стоит как светлый победитель – в отличие от черного дьявола, оно окрашено в светлые тона, на него падает свет… Попробую порассуждать. Андрогинность – символ целостности. Фаллос здесь может означать способность к плодовитости, возможности зачать нечто новое. Как мы помним, он является символом и жизни, и  плодородия.
Если следовать этим рассуждениям, то здесь уничтожено Эго, то есть низшее Я, и вместо него возникает абсолютное новое существо – светлый, плодотворящий, целостный и побеждающий андрогин.
Дьявол это то, что оказалось лишними отбросами, которые сожгли, когда они перестали быть сколько-то нужны, дабы расчистить место для чего-то более полезного.
Тем более, что следующий аркан – Звезда.

Аркан XVII,Звезда

На этом аркане мы видим, как чистый, сияющий водопад размывает омерзительную застоявшуюся грязь. Возможно, это образ потока Света, который делает, по сути, то же самое. В прошлом аркане мы видели, что голова дьявола, то есть правителя ужасного темного мира изображаемого на всех арканах Гигера, наконец-то отсечена. Теперь, когда он лишился головы, вместе с ним уничтожается и его мир, напоминающий не то застоявшееся болото, не то просто мрак, населенный монстрами. Теперь, когда он уничтожен, появилось место для чего-то нового, но его нужно сначала очистить, что и делает хлынувший водопад света и чистой воды.

Аркан XVIII, Луна

Здесь мы традиционно видим монстра, преграждающего путь к свету. Вроде бы уже было все хорошо, в аркане Звезда мы видели светлый водопад. Но вот – еще препятствие. Вероятно, последнее. Считается, что этот монстр – внезапно всплывшее подсознательное, которое мешает идти дальше. Но это – не боле, чем воплощение наших страхов, наших иллюзий. Встреча с ним действительно подчас способна напугать до смерти. Однако, это аркан Луна, а луна на то и луна, чтобы создавать иллюзии. Ведь обычно при неверном свете луны любая тень, любая ветка дерева могут показаться чудовищем.
Хотя серп сверху может обозначать не только луну, но и символическую смерть, предшествующую возрождению. Потому что за серпом – луч света, к которому и лежит наш путь, через свой собственный ужас, через Стража Порога.

Аркан XIX, Солнце

Солнце Гигера не похоже на обычное солнце. Оно напоминает, скорее, фару какого-то механизма, то есть искусственный источник света. В принципе, ничто и не мешает воспринимать мир как искусственно созданный Творцом механизм. Тем более, что и до того на изображениях арканов Гигера мы видели роботов и различные машины. Что, в сущности, вообще, для нас солнце? Источник света. Так же как фонарь, фара и так далее. Очевидно, что он и был нашей целью во время путешествия по предыдущим арканам. Именно это светило и сияло во Тьме. Вот откуда постоянно лился Свет.. Из этой фары… Интересно, как она устроена и насколько рассчитано ее горение? Впрочем, ученые хорошо знают, как устроено наше солнце, и даже высчитали, когда оно погаснет, так что особой разницы между изображением обычного солнца и этим, искусственным, солнцем, нет. В любом случае, это то, что освещает наш мир и дает ему жизнь. В человеке же это – сердце. Или можно трактовать как свет разума или даже сверхразума, восторжествовавшего над тьмой бессознательного (где как раз и водились монстры и присутствовали темные, страшные, зияющие пещеры/расщелины, болота и еще неизвестно что).

Аркан XX, Суд

На этом аркане некая Высшая Сила вытащила всех монстров, населяющих мир теней, на свет божий, высветила их своим светом. Они уже не могут спрятаться – их застали врасплох, их всех выдернули из их темных расщелин-укрытий перед Лицо Божие. Можно трактовать и как все пороки человеческие, как ведомые человеку, так и те, о которых он в себе не подозревал, которые внезапно предстали перед Судом  - Божиим или Высшего Я.
Если раньше они были запрятаны глубоко в Мире Теней по разным углам/в Подзсознании, и иных было даже тяжело обнаружить, идентифицировать, или хотя бы просто узнать об их существовании (хотя свое влияние они подспудно все равно оказывали), то теперь вся коллекция монстров – перед нами.
Мало того, что мы их видим, они в явной растерянности и уже не пугают, но сами бояться сами, готовы подчиняться и отступать, мечтают только спрятаться куда-нибудь вновь… Ведь они – перед Лицом Хозяина. Им больше не дозволено скрываться, да сделать что-то против Создателя они не способны.
Перед Светом они бессильны, и поэтому меньше всего хотели его увидеть…
Миру Теней настал конец.

Аркан XXI, Вселенная

Итак, на аркане изображена голова. Теперь становится очевидным единственно возможное объяснение – весь этот Теневой Мир и все монстры были порождением этой головы (если угодно, Вселенной в образе головы). Это голова автора-создателя Мира со всеми его обитателями. Целостность Вселенной здесь подчеркнута контрастом черного и ярко-белого цветов.
Иначе говоря, это и есть Лик Божий, как бы странно он не выглядел в трактовке Гигера.
Почему «Вселенная»? Потому, что вмещает в себя Все. Вселенная, как известно, бесконечна. Собственно, это и есть хозяин Матрицы, точнее, всех Матриц разом.
Стоит ли уточнять, что данное изображение можно трактовать не только как образ Бога, но и как образ человека, с его разумной частью, подсознанием, Сверх-Я?

Аркан 0, Дурак

Итак, нулевой аркан. Вечная загадка, которую, я думаю, никто так до конца и не разгадал.
Ну, на первый взгляд, и правда, дурак! Перед ним женщина, готовая к соитию, а он на какой-то трубе играет и просто тупо смотрит на нее. Однако, на «дураке» не спроста одежда египетского жреца. И не спроста на заднем плане виден зиккурат.
То, что перед ним – не совсем женщина. Это Богиня, которую жрец призвал своей игрой на музыкальном инструменте. Он – ее служитель. По форме изгиба ее тела она напоминает саму Нейт. Также ее поза говорит о том, что она есть абсолютная женственность. Жрец смотрит на ее половые органы. Напомню, что изображение половых органов считалось (и сейчас кое-где считается) сакральным, священным символом. Он призвал ее, вероятно, для того, чтобы иметь возможность слиться с ней (не в плотском отношении, конечно, здесь все символы, и все о другом), вобрать в себя часть ее божественности, и, таким образом, достичь единства и возвыситься. Можно сказать, она явилась благословить жреца, услышав его зов, снизошла к нему. В пользу этого говорит и зиккурат: во-первых, зиккураты/пирамиды всегда имели сакральное значение, во-вторых, на рисунках возвышенность (будь то гора, холм, зиккурат и так далее) всегда обозначают близость к богам. Итак, мы, не иначе, наблюдаем, как этот жрец приближается к святости, то есть к состоянию возвышения в Духе.
Что касается слова «дурак»… Он, безусловно, еще в каком-то смысле, «дурак», по сравнению с тем, чем он будет уже через мгновение, когда добьется своей цели. Он даже не в шаге от нее – он уже перешагивает Великую Пропасть, которая отделяет человека (пусть даже и очень мудрого жреца) от Святого.
Кроме того, он, безусловно, «дурак» в том смысле, что, перешагнув Пропасть, он навсегда расстанется со своим Эго, то есть окончательно утратит то, что в нем пока еще осталось от человека (но суть в том, что пока еще он этого не утратил).


Рецензии