Два сюжета на одну проблему

Два сюжета на одну проблему
(по мотивам произведений М.Карима и А. Де Сент-Экзюпери)

Идейное содержание повести башкирского поэта и драматурга Мустая Карима «Долгое-долгое детство» и сказки (для взрослых) художника, актера, летчика, писателя – классика французской литературы Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеет схожую, и принципиально общую основу.
Жители нашей республики хорошо знают эти произведения, так как они явились счастливейшими из детей своих создателей. «Маленький принц» (1943) – одно из последних произведений Сент-Экзюпери. Написано оно незадолго до гибели писателя, более чем на 30 лет раньше Долгого-долгого детства. Но, тем не менее, у нас масса оснований, некоторые из которых мы намерены изложить здесь, для сопоставления этих произведений и для того, чтобы поставить их в один ряд -  в ряд произведений, эстетическая ценность которых не устареет никогда.
Француз Сент-Экзюпери пишет своего Маленького принца в годы Второй Мировой войны – в годы осмысления этой войны и жизни на ее фоне; в ходе кровопролитных боев и укрепления позиций гуманизма у борцов французского Сопротивления.
«Долгое-долгое детство» созревает уже спустя 30 лет, после войны, оказавшейся страшнейшей из войн в истории человечества. Несмотря на это, война (для М.Карима – Отечественная) является как бы  точкой отсчета – хронологически и философско-психологически очерченной гранью между миром романтического детства лирического героя  и реалиями жизни автора в момент создания повести.
Таким образом, так или иначе, война имеет  отношение к рождению рассматриваемых произведений. Если сказка «Маленький принц» была криком души истинного человека в условиях войны,  явилась противоборством следствия двух  идеологий, попыткой утверждения полузабытых в ужасах войны жизненно необходимых для осознания себя человеком «китов», повесть М.Карима явилась красиво оформленным воплощением истинных ценностей, всегда живших и живущих в этническом подсознании представителей любого народа.
То, что истинная мудрость глубоко запрятана в недрах души представителей скромного труда, признает и французский аристократ Сент-Экзюпери, этическая и нравственная позиция которого, вызывает искреннее восхищение знакомых с его личностью и творчеством. Свидетельством тому является то, что «Сент-Экзюпери часто обращается к образам плотника, садовника, пахаря, вообще человека простого труда – обращается почти всегда, когда ищет вокруг себя что-то устойчивое, осмысленное, человеческое», - пишет Марк Голлай.
М.Карим так же как и его французский коллега обращается к представителям своего народа,  к жителям родной деревни. В них находит он успокоение, через них ищет осмысление всего сущего, через восхищение их скромным величием достигает мудрости и высшего эстетического воплощения в образах собственного творчества. Повествованию М.Карима присуще глубинное человеколюбие, терпимость, понимание человеческой природы, в современной терминологии, толерантность. Подтверждается это уже установкой, данной автором в самом начале повести.
«Книга эта про людей, которые не изжили в себе веру в чудеса. Они чудаковатые, странные, неугомонные, наивные… Жизнь их чуть-чуть выше нашей каждодневной жизни, чуть-чуть, может быть, смешней и чуть-чуть трагичней. Терпимее и милосерднее они друг к другу тоже немного больше обычного, обвинять, осуждать кого-то не спешат. И смерть, и счастье эти люди принимают с достоинством. От радости не плачут, с горя не сгибаются».
Стремление к подобным взаимоотношениям между людьми – жителями общей планеты мы видим и в Маленьком принце. Творчество Сент-Экзюпери характеризуется, в целом, тем, что препятствия, стоящие на пути человеческого взаимопонимания, писатель считает почти всегда искусственными и высмеивает их.
В Маленьком принце приведен эпизод о том, как игнорируется научное достижение турецкого астронома, сообщившего о своем открытии на Международном научном конгрессе. Причина до смешного банальна – сделавший открытие ученый был одет по-турецки. Когда же через несколько лет он, переодевшись в европейское платье, слово в слово повторяет свое сообщение, встречает признание и одобрение у той же публики.
То, что выходит из-под пера талантливого художника не может и не должно быть подробно скопировано с натуры. Это мы наблюдаем и на примере Долгого-долгого детства и на примере творчества Сент-Экзюпери.
«Силой своего таланта он намеренно возвышает своего героя и обстоятельства жизни вокруг него. И если бы не талант автора, это возвышение стало бы просто преувеличением», - замечает по поводу творчества Сент-Экзюпери Марсель Мижо (французский критик.
Факты того, что главное место в Долгом-долгом детстве отведено несколько необычным людям,  обладающим более чутким, чем обычно, сердцем говорят сами за себя. Он видел только таких, констатирует Р.Амиров – автор рецензии на эту повесть. Здесь проявляется величие таланта М.Карима. Литературные образы, претендующие на величие, созданы им в необыкновенно действенных формах и имеют огромное эстетическое воздействие на сознание читателя и зрителя. Главные герои Долгого-долгого детства начисто лишены низших проявлений человеческой природы. Они, как и Маленький принц, словно живут на своей собственной особой планете – на планете острого восприятия Прекрасного.
Маленький принц Сент-Экзюпери, живущий на своей личной планете, оказался на земле. Его образ воспринимается читателем как назидание, напоминание об Истине, о которой люди забыли. Надо полагать, что сделано это автором отчасти от впечатлений летчика – созерцания земли с высоты звездного неба: отчасти от стремления очертить, высветить высокую Душу с помощью образа маленького абстрактного мальчика.
Сказанное выше можно подтвердить и заявлением российского критика Р.Грачева: «…присущей этим произведениям (Сент-Экзюпери) высокий пафос не всегда соответствует реалиям складывающейся обстановки».
Таким образом, самым большим сходством этих прекрасных произведений, каждое из которых требует к себе пристального внимания критиков, является присутствие высокого лиризма, субъективного миропонимания героев, нуждающееся в объективном осмыслении проблем человеческого Счастья, от которого зависит и счастье всего человечества. В этих произведениях присутствует призыв, воззвание к читателю и зрителю с нескрываемым желанием изменить создавшиеся  стереотипные отношения к жизни и ее основным аспектам. Здесь кроется попытка, затронув самые чувствительные струны человеческой души, сломать эти стереотипы, помочь читателю осознать, что создавшиеся отношения большинства цивилизованных людей далеки от Истины.


Рецензии