Мысли вслух о блудных детях и моделях мира

 Ох,и много же обрушилось на наши не избалованные вариативным мышлением мозги в эпоху горбачевского плюрализма.Привычные к черно-белому восприятию,закосневшие в привитых нам взглядах,мы еще долго приучали себя различать оттенки и тона. У меня была начальница,спорившая со мной по вопросам соцреализма в литературе и искусстве.Но стоило сверху прозвучать директиве «можно»,как она резво подхватила мои «спорные» рассуждения,присвоила себе и с кафедры ,ничтоже сумняшеся, стала укорять коллег за однобокость и ограниченность. Мы всё-таки в разной степени были не готовы к перевёртышу картины мира:кое-кто сопрягался с путями русской саньясы,кое-кто активно читал самиздат…Меня всегда удивляли люди,с легкостью «сжигавшие то,чему поклонялись…» ,и милее старый учитель-историк,плакавший над газетными статьями,разоблачавшими сталинский террор: "Ах,какая я сволочь,скольких детей пичкал ложью!Нет мне прощения!" Но я немного о другом.Прошли десятилетия с тех пор,и лишь немногие счастливцы легко определились со своей системой координат.Некоторым обывателям и вовсе не пришлось маяться с самоидентификацией и прочими аксиологическими глупостями:их скринсейвер раз и навсегда излучал «скромное обаяние буржуазии»—нейтрально-настороженно-хмурое неприятие всего,что за пределами их личных интересов. Ну а мы,подпорченные интеллигентскими исканиями,продолжали самокопание и переработку тонн словесной руды,открывали новые,подчас взаимоисключающие религиозно-философские системы,эзотерические знания…Звенели колокольчики ветра в дверях,в плохом фэн-шуе искали причины семейно-бытовых неурядиц,уходили к кришнаитам и в родные монастыри.Искали ответы на извечное:как жить,чем жить?И без подспорья семейной традиции и настоящих духовников,в сущности,так ни к чему и не пришли. Какие такие неоспоримые истины мы можем передать детям-внукам? В чём уверены до конца?А вдруг Павлик Морозов опять станет героем?А тонкие энергетические планы сущего—ересью шарлатанов? А вашего бедного деда вновь объявят врагом народа….(Невольно вспоминается постоянное переписывание истории Министерством Правды в романе "1984" Дж.Оруэлла).У каждого,наверное, глубоко внутри ,на генном уровне,запрятан страх,и почти в каждой семье- свой мартиролог.В нашей семейной истории 80-летний дед не доехал до Сибири,скончался в дороге;испоганена судьба молодой невинной женщины,бабушки Марфы, с сиротства началась жизнь мамы. Но моральные императивы незыблемы—могут возразить мне.Да,конечно,только они плохо работают в обществе,разъедаемом страхом и равнодушием, без необходимых примеров в жизни,повисают в воздухе подобно отжившим слоганам советских агиток. Pluralis,pluralis…Выбор,альтернатива..хороши ,конечно,но вовремя и надолго,а не эпизодически. Иначе целые поколения,вырванные из Традиции и Истории,не могущие укорениться в новом времени,остаются неприкаянными...

 Худ.Т.А.Копера


Рецензии