Глава 25. Мидгардские сказки

     Предыдущая глава - http://www.proza.ru/2017/04/05/1031



     – Ну, а теперь, мальчик мой, рассказывай, что нового произошло в твоей жизни с тех пор, как мы не виделись? И что это за странная затея с фамильяром, о которой ты хотел поведать? – Фроде изучающе рассматривал Локи, сидящего напротив. – Выглядишь ты, прямо скажем, неважно. Словно что-то гложет тебя изнутри.

     – Это длинная история, учитель, – устало выдохнул Локи, не слишком успешно пытаясь продемонстрировать расслабленную непринужденность.

     – Я никуда не спешу, – ответил маг с улыбкой, поднимаясь на ноги и кряхтя направляясь к узкому, невысокому шкафчику, стоявшему неподалёку. Он извлёк оттуда уже откупоренную бутыль вина и два бокала. Также не спеша, старик вернулся к столу и разлил терпкий напиток в тонкий, прозрачный хрусталь. Фроде был эстет и решительно предпочитал изящную посуду, изготовленную искусными стеклодувами Альвхейма, тяжёлым, богато украшенным, золотым и серебряным кубкам асов. Так же, как и терпкие, выдержанные альвхейские вина – хмельной медовухе асгардцев.

     – Ничего не утаивай от меня, мой мальчик, – произнес старик, снова усаживаясь в кресло. – Расскажи всё, как есть.

     Изящным движением тонкой сухощавой руки он пододвинул к юноше один из бокалов, уютно устраиваясь в старом скрипучем кресле, терпеливо ожидая, когда Локи начнет свой рассказ.

     Царевич опустил голову и немного помолчал, собираясь с мыслями. Пальцы его рук беспокойно барабанили по подлокотникам кресла. Осторожно взяв хрупкий сосуд, он посмотрел через него, любуясь, как свет лампы высекает рубиновые искры из вина, и, наконец, заговорил, усилием воли пытаясь не выказать владеющих им эмоций и чувств.

     Однако от Фроде не укрылось, что Локи всеми силами старался унять волнение. Он так и не сделал ни одного глотка. Только беспрерывно вращал бокал между указательным и большим пальцами, держа его за тонкую ножку и перекатывая в тонком стекле густое, как кровь, вино. Старый маг какое-то время внимательно смотрел на принца, приподняв брови, и молчал, обдумывая услышанное. Старик ясно видел – Локи трудно, он словно проваливался в какие-то, одному ему известные, бездонные пропасти, чувствовал себя брошенным и нуждался в поддержке.
 
     Наконец, царевич нервно пригубил вино, осторожно поставил на стол изящный бокал и поднял на Фроде бесцветный взгляд. Маг подался к принцу и накрыл его руку своей ладонью, слегка сжав старческими узловатыми пальцами.
 
     – Мальчик мой, я знаю тебя с тех пор, как ты был ребенком, – начал он мягко, слегка приподняв уголки губ в улыбке. – Ты вырос на моих глазах. Я знаю, как тщательно ты умеешь прятать любые свои эмоции ото всех, даже от себя самого, и я рад, что, наконец, нашлась девушка, которая смогла пробить брешь в этой броне. Однако не буду тебя обнадеживать: факт, что она обещана в жёны Тору, сводит твои шансы к нулю. Если бы речь шла только о любви! Но это будет брак по соображениям политической выгоды, а следовательно, её и твои чувства никто не будет брать в расчёт.

      Локи нервно дёрнул плечами, резко освободил руку из-под ладони Фроде и слегка осипшим голосом с сарказмом произнёс:

     – Надо же, какая досада! – по его тону было заметно, что он так абсолютно не считает. – Можно подумать, что когда-нибудь было по-другому.

     Шумно вдохнув сквозь зубы, он вскочил и нервно заходил по комнате, судорожно сжимая и разжимая кулаки. Фроде показалось, что он услышал, как хрустят кости у него в пальцах.
 
     – Фрейр был в бешенстве, когда увозил Сигюн из Асгарда. Возможно, он уже передумал выдавать её замуж за Тора. Меня гнетёт предчувствие, что с ней что-то произошло или должно произойти в ближайшее время. Вся проблема состоит в том, что я не могу установить, откуда исходит опасность. Я забыл, когда в последний раз нормально спал. Но даже когда мне удаётся уснуть, эти немногие часы превращаются в кошмар, от которого я просыпаюсь в холодном поту. Это доводит меня до необъяснимого, беспомощного бешенства, – выдохнул Локи, и выражение отчаяния на его лице уступило место бесконечной усталости. – Я больше не могу сидеть, сложа руки, и ждать у моря погоды. Мне нужно каким-то образом попасть в Ванахейм, но так, чтобы никто об этом не узнал.
 
     Фроде задумчиво почесал бороду и, по-стариковски пожевав нижнюю губу, произнёс:

     – Не думаю, что Фрейр разорвёт помолвку. Ваны, конечно, те еще шельмы, но в целом – народ просвещённый и незлопамятный. Фрейр – интриган и властолюбец, он никогда не откажется от перспективы сделать из дочери царицу Асгарда. Да и не решится он испортить отношения с Одином.

     Локи вскинул голову, хмуро сведя брови на переносице. Губы его скривились, и он произнёс с горечью:

     – Отец запретил мне покидать Гладсхейм и колдовать в его стенах. Он заставил меня закрыть все тропы, все двери в другие миры, запечатать все замки. Его дрянные птицы постоянно следят за мной и докладывают ему обо всех моих перемещениях. Именно поэтому я был вынужден искать иные пути. И вот недавно мне в голову пришла идея, как я могу обойти запрет отца.

     Царевич замолчал и многозначительно посмотрел на Фроде. Старый маг слушал, сдвинув кустистые седые брови. Он внимательно наблюдал за сменой эмоций на лице юноши, пытаясь представить себе, что за безумная идея пришла в голову его взбалмошному ученику. Уж чем-чем, а отсутствием воображения младший принц не страдал.
 
     – Я знаю один спонтанный портал в паре часов езды к югу от города, в одной из заброшенных пещер, – осторожно продолжил Локи. – Им трудно пользоваться, поскольку он работает лишь периодически и открывается на непродолжительное время. Я не слишком доверяю его магии, чтобы пользоваться им, разве что если возникнет крайняя необходимость. Но мне кажется, что сейчас как раз такой случай.

     Принц осёкся на полуслове, увидев, как исказилось лицо Фроде при его последних словах, и он поднял руку, словно упреждая следующую фразу юноши.

     – Локи! Спонтанный портал – это очень опасно! Во-первых, есть вероятность застрять в Междумирье. А во-вторых – Хеймдаль! Страж, который видит каждый взмах крыльев бабочки в Мидгарде и слышит звук падения сухого листа в Хельхейме! Не успеешь ты и глазом моргнуть, как Всеотец вернёт тебя обратно. И уж тогда за свои «труды» на почве спасения прекрасных дев ты схлопочешь настоящее наказание. Отец может вообще запретить тебе заниматься магией и отправить на отсидку в камеры Бури*!

     Старик с несвойственной его векам быстротой поднялся из кресла и начал нервно расхаживать взад и вперед, заложив руки за спину и погрузившись в свои мысли.

     – Хеймдаль! К Хель этого сторожевого пса! – в голосе Локи появились истеричные нотки. – Он меня не заметит, если я буду в теле Фенрира.

     – Имир-прародитель! Да ты с ума сошел! – От неожиданности Фроде чуть не потерял дар речи.

     Пару мгновений он оценивал услышанное, а затем развёл руки в стороны и уронил их, хлопнув себя по бокам. Глаза его расширились, и, застыв, словно каменное изваяние, он несколько секунд просто смотрел на принца, словно видел его в первый раз.

     – Клянусь тебе, это абсолютно безопасно. Я все продумал, – быстро заговорил Локи, помогая себе жестами нервных рук. – Никто ничего не заметит. В одной из книг по древней мидгардской магии я прочел, что существует некий гримуар, в котором описывается обряд перехода сущности мага в другое тело. В секретной секции я нашёл несколько похожих фолиантов. Но мне незнаком этот варварский язык. И я не очень-то доверяю примитивной магии мидгардцев, но уверен, что с твоей помощью я бы мог найти этот гримуар, расшифровать заклинания и рецепты зелий и адаптировать их для себя. Я надеюсь на твою помощь. Ты – единственный ас, которому я здесь могу довериться, и кто разбирается в мидгардской криптографии.

     Фроде, наконец, с усилием закрыл рот, который непроизвольно открылся, пока он слушал быструю речь принца. Он закатил глаза, всем своим видом демонстрируя отношение к услышанному. Придя в себя от потрясения, маг чуть не закричал, стремясь донести до бестолкового юноши всё безумие его затеи.

     – Переселить свою сущность в тело волка?! Это ненормально! Абсолютно ненормально! Нет, это настоящее безрассудство!
 
     Фроде замолчал, будто собираясь с силами, а затем громко вдохнул, набирая в грудь побольше воздуха, и буквально завопил:

     – Да скорее Нидхегг* подавится корнем Иггдрасиля, чем я стану помогать тебе в этом!

     Волк предостерегающе заворчал и бросил на старика настороженный взгляд.

   «Неуравновешенный какой-то тип, – подумал Фенрир и незаметно передвинулся поближе к хозяйскому сапогу. - Лучше держаться от него подальше»

     – Фроде...

     – Что Фроде? Что? Ты вообще представляешь, сколько опасностей  таит в себе такое перевоплощение? – поддавшись наплыву чувств, старик горячился, пытаясь втолковать Локи простую истину, которую тот упрямо никак не желал усваивать. – Кто присмотрит за твоим телом, пока ты будешь бегать по Ванахейму в облике волка? А если ты застрянешь в своём спонтанном портале, и твоё бездыханное тело найдут, сочтут тебя мёртвым* и похоронят со всеми причитающимися почестями? Куда ты вернешься, дурень ты малолетний! Сказать тебе, что случится потом? Волк подавит твою личность, и ты навсегда останешься зверем! Твоя затея – чистой воды безумие!

     В ответ принц  только криво и неприятно ухмыльнулся. Образ мягкого и покладистого мальчика, каким Фроде знал его много лет, выветривался из его памяти так быстро, словно был сделан из песка.

     – Безумие? Точно? А, плевать! Я знал, что ты это скажешь, старый брюзга. У меня есть запасной план. Это будет взаимный обмен. Я перейду в тело Фенрира, а он – в моё. Таким образом, каждый из нас сможет контролировать тело другого, и никто ничего не заметит! Если ты отказываешься мне помогать, я найду способ и всё сделаю сам.
 
     После этих слов Локи развернулся к Фроде спиной и сделал знак Фенриру, всем своим видом показывая, что он намеревается уходить.
 
     – Стоять! – голос старика прозвучал на удивление грозно. – И куда это ты уходить собрался? Гляди, не посмотрю, что ты царевич и надеру твоему Высочеству уши.
 
     Скрестив руки на груди, маг хмуро, исподлобья смотрел на своего гения-ученика. Локи остановился на полпути к дверям.

     – Ну, конечно – «никто ничего не заметит», – саркастически произнес Фроде. – Никого в Асгарде не удивит младший сын Одина, лакающий из миски и старательно закапывающий недогрызенные кости в цветочные горшки.

     При этих словах потрясённый до глубины души Фенрир вскинул голову и  уставился на мага огромными, как блюдца, глазами, чуть не взвыв от отчаяния:

   «Откуда этот желчный старикан мог узнать о цветочных горшках? Надо будет найти для заначки более надёжное место и обязательно проверить – а вдруг этот дед её стырил!»

     – Успокойся, Фроде, Фенрир не так глуп, как ты думаешь, – произнес Локи. – Уж с ним-то я договорюсь. В моё отсутствие он будет старательно делать вид, что я приболел, и валяться в моей постели до тех пор, пока я не вернусь. Тем более, это его любимое занятие, правда, зверюга?

     Он нагнулся и дружески потрепал волка за холку. Фенрир, внимательно прислушивавшийся к диалогу, нарочито громко и выразительно фыркнул, всем своим видом высказывая одобрение такой заманчивой идее. В кабинете повисла густая, тягучая пауза.

     – Так что, я могу рассчитывать на твою помощь? – Локи посмотрел на учителя, терпеливо ожидая ответа.

     – Я всегда был уверен, что с головой у тебя не все в порядке. Но это... – ворчливо произнес старик, словно вспомнив о своем возрасте и с трудом опускаясь в кресло. – Ты превзошёл сам себя.

     – Это похвала или...

     – Я даже не знаю. Но уверен, что если откажусь, ты ведь самостоятельно провернёшь этот свой «обмен сущностями», и Имир знает, чем это может закончиться.

     – Надеюсь, ты не подрастерял своих умений, сидя в этом склепе, старый ворчун, – улыбнулся Локи.

     Фроде недовольно пробурчал себе под нос нечто нелицеприятное и вновь закатил глаза.

     – Вот доживи до моих седин, тогда мы об умениях и посудачим, – сардонически прокряхтел он, устало вытягивая ноги. – Давай уж, мой мудрый ученик, показывай, что за книги ты нашёл.

     Локи опустил руку в один из многочисленных карманов своего плаща и достал уменьшённые экземпляры книг, тайком вынесенные им из секретной секции библиотеки. Увеличив их до нужного размера, он положил перед Фроде небольшую стопку, а сам уселся на прежнее место напротив учителя, с тревогой глядя на его реакцию. Фенрир вернулся на свое место под стол, удобно пристроив морду на хозяйских сапогах.

     Старый хранитель взял потрёпанную книжицу, лежащую сверху, и с интересом посмотрел на обложку.

     – «Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVI-XVII веков». Так-так, что тут у нас? Ага, вот. «Вышел красный молодец в чисто поле, ударился об землю, обратился в серого волка...». Интересно, интересно. А вот еще: «Чтобы обернуться волком или другим животным, надо пойти в лес, найти пень гладко срубленного дерева, воткнуть в него нож и, произнося заклинание, перекувырнуться через пень. Если кто-нибудь вынет нож из пня, то человек навсегда останется в шкуре животного. Если нож остается воткнутым в пень, то оборотень может в любой момент прибежать к нему, перекувырнуться через пень и вернуть себе человеческий облик».

     По мере того, как Фроде читал страницу за страницей, лицо Локи удивленно вытягивалось. Наконец, он сощурил глаза и сжал губы так, что они превратились в тонкую красную линию.

     – О! Вот ещё очень занимательный обряд, – хмыкнул Фроде. – «Сделайте амулет с волком, волшебную палочку из дерева миндаля. В ночь полнолуния – непременно, чтобы в среду – выйдите на безлюдное место, помахайте палочкой над амулетом и закопайте его под ромашкой. Вскоре к этому месту соберутся волки, а за ними придут карлики. Следует попросить у карликов разрешения обернуться одним из волков. Обязательное условие – вы должны быть в синем»...

     На этом месте Локи перебил старика.
 
     – Боюсь показаться неучтивым, учитель, но по-моему лучше год провести в землях цвергов, чем ещё пять минут слушать это, – от злости он не находил слов. – Карлики? Волшебные палочки? Бред! Бред! Бред! Хватит! Довольно я наслушался этих глупых сказок! Чепуха всё это. Шарлатанство сплошное.

     Фенрир испуганно подскочил, обеспокоенно заглядывая в лицо Локи и пытаясь поймать его взгляд. Он всегда отлично улавливал физическое и эмоциональное состояние принца, и сейчас волчонок точно знал, что с хозяином что-то неладно, и по-своему, по-щенячьи, надеялся, что если полизать его как следует, всё непременно наладится. Он попытался лизнуть лицо Локи, но так и не дотянувшись, удовлетворился длинной шеей, выглядывавшей из распахнутого ворота. Юноша досадливо откинулся на спинку, чтобы избежать энергичного волчьего языка, и Фенриру волей-неволей пришлось вернуться под стол, откуда он не переставал сверлить Локи беспокойным взглядом.

     Фроде закрыл книжицу, положил на стол и сказал как можно мягче, глядя на расстроенное лицо Локи:

     – Книги смертных противоречивы: одни утверждают одно, другие оспаривают, третьи опровергают вторых. И никаких критериев, чтобы отличить правду ото лжи. Это не совсем то, что тебе нужно, мой мальчик. Решить твою задачу традиционным способом не получится, тут нет никаких сомнений. Давай сделаем так. Ты пообещаешь мне, что ничего не будешь предпринимать без моего ведома. А я сам найду нужные заклинания, и тогда мы с тобой что-нибудь придумаем.

     Подавшись вперед и упершись локтями в колени, Локи опустил лоб на сложенные пирамидкой ладони, прерывисто выдохнул и тяжелым взглядом посмотрел на лежащую на столе стопку.

     – Я так надеялся найти что-то путное в этих книгах.

     – Ты не должен отчаиваться. В Мидгарде очень много такого, чего мы не знаем. В разных мирах волшебство относительно. И то, что у нас кажется обыденным, для людей – что-то невообразимое. И наоборот, их магия для асов является чем-то запредельным. Люди умирают гораздо быстрее, чем все остальные, и поэтому столь тщательно оберегают свои секреты. Мидгардцы были еще дикарями в то время, когда наши предки уже достигли сейдр*, но их современная цивилизация за несколько веков обрела знания, к которым асы шли тысячелетиями. Я думаю, именно в их книгах мы найдем нужные тебе ответы.
 
     Локи закусил губу, размышляя. Фроде тяжело поднялся и, покачнувшись, схватился за спину. Принц тут же оказался возле своего старого учителя, помогая ему выпрямиться. Фроде опёрся рукой на плечо юноши и произнёс:
 
     – А теперь – марш к себе, и чтоб до завтра я тебя больше не видел. Я дам тебе настойку, от которой ты будешь спать, как младенец. Ты должен хорошенько отдохнуть и набраться сил, если действительно решил осуществить задуманное.

     Давя на лице вымученную улыбку, Локи молчаливо кивнул магу, прищёлкнул пальцами, призывая Фенрира, и выскользнул через узкие двери.

   


       ПОЯСНЕНИЯ АВТОРА:
 
     *Нидхёгг (др.-исл. N;;h;ggr) – в скандинавской мифологии один из нескольких великих змеев (наряду с Йормунгандом, Фафниром и пр.), дракон, лежащий в колодце Хвергельмир и грызущий один из корней Иггдрасиля.

     *Сочтут тебя мёртвым – Фроде имеет в виду, что пока сущность мага не вернётся в тело, оно представляет собой лишь пустую оболочку, которая не в состоянии себя защитить. Всё время нахождения мага в чужом теле его тело словно находится в коме. Оно поддерживает своё существование, но если маг отсутствует долгое время и тело не получает питания, то оно прекратит поддержание жизнедеятельности в связи с отсутствием необходимой на это энергии.

     *Камеры Бури – камеры для заключения преступников, созданные Бёром, отцом Одина, ещё во времена первой великой войны с ванами с целью удержать в своих стенах узников, виртуозно владеющих магией. Камеры были созданы таким образом, что в них невозможно было практиковать никакие магические действия.

     *Сейдр – древнескандинавская практика магов, родственная шаманизму и подразумевающая трансовые состояния и путешествия по различным сферам реальности, входящим в структуру мирового дерева Иггдрасиля. Это магический путь тела (в отличии от пути сознания), не имеющий ничего общего с рунами. Сейдр является магической техникой изменения мира (внешнего и внутреннего) согласно воле мага. В сейдре широко используются такие средства, как травы, мази и настойки.


Следующая глава - http://www.proza.ru/2017/05/27/1933


Рецензии
Завораживающая глава!

Анна Магасумова   15.11.2018 00:05     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Аня!

Рута Неле   15.11.2018 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.