Бесполезное занятие

                "Мир что огород - в нём всё растёт" (русск. пог.)

               - Ты видишь, что твои книги никому не нужны? – строго спрашивает у меня подруга Нина, застав за неприглядным занятием. Ей стыдно за меня. Она живёт в центре города, возвращается с работы к себе домой, и неожиданно видит меня на центральной улице города Петропавловска. Я приехала со своей окраины сюда, где уважающие себя люди фланируют по вечерам, полные достоинства и презрения к жалкому автору, выставившему свои четыре книги на продажу. Ко мне за три часа никто даже не подошёл.
             - Занялась бы чем-нибудь полезным! Ведь могла бы жить, как человек! Вот я была на выставке кошек, так их люди размножают, чтобы заработать! А ты своих четырёх кошек держишь, которых и даром никто не возьмёт! Только деньги на них тратишь! Лучше бы туфли себе новые купила, ходишь в этих уже десять лет! Вот откуда у тебя эта кофта? И брюки? Я их у тебя не видела?
           - Подарили, - виновато отвечаю я.
           - Ходишь в чьих-то обносках, не стыдно? Ты десять лет мечтаешь купить матрас за три тысячи тенге, чтобы не спать на продавленном диване, а по триста тысяч отдаёшь за книжку, которую потом никто и полистать не захочет! Хочешь славы? Так ты и так уже прославилась - местная дурочка!
           Нина продолжила путь, а я осталась размышлять: почему я торгую на базаре цветами, когда картошкой намного выгодней? И зачем пишу книги, которые трудно продать?
          Неужели так никто и не подойдёт, не скажет просто пару фраз, не улыбнётся?.. Хоть бы просто поболтать с кем-нибудь... Знакомые пожилые женщины прошли мимо, не повернув головы, будто не узнали... Это они деликатничают - им тоже стыдно за меня. Но потом они вернулись, и устроились напротив, на лавочке, за фонтаном, чтобы насладиться видом моего ничтожества, убедиться, что я занимаюсь глупым делом - кто сейчас читает книги?
           Одну из них, Раю, я как-то сфотографировала, напечатала снимки, и отдала их ей, предупредив, что заплатила за них сто тенге. Она пообещала отдать деньги потом. Поскольку она вышла отлично, я поместила её в свою последнюю книгу, надеясь сделать ей приятное. Теперь Рая, бывшая соседка, получающая отличную пенсию, отказалась отдать эти сто тенге, объяснив, что порвала снимки - якобы плохо получилась... Впрочем, против своего снимка в книге она не возражает, но и покупать её не собирается. А я надеялась...
          Скоро начнёт темнеть… Надо идти домой, где кроме кошек никто меня не ждёт... К лавочке подходит комичная пара: пожилая женщина, почти лилипутка, и молодой миловидный парень с метлой и лопатами на плече, одетые по-рабочему.
           - Можно с вами присесть?- улыбается женщина, и я вижу, что зубики у неё - через один. Но вид задорный, а в своёй бейсболке она даже напоминает подростка.
          - Садитесь, пожалуйста! - обрадовалась я. Мой контингент! Я сдвигаю книги, и мы начинаем разговор.
          - Кем вы приходитесь друг другу? – спрашиваю их.
          - Вы не поверите, но мы муж и жена,  - охотно отвечает женщина, - как Галкин и Пугачёва!..
          - Сколько же вам лет? - спрашиваю её.
          - Пятьдесят три.
          - А вам? – поворачиваюсь я к парню.
          - Двадцать семь.
          - И кто в кого влюбился первый?
          - Я, - честно отвечает парень и доверчиво улыбается. – Я приехал в город из деревни, мы поначалу с Элей просто жили на одной квартире. Я влюбился, и говорю ей: «Выходи за меня замуж!» Пошли и расписались полтора года назад. Вот теперь оба – Зайцевы…
          - Ну и как вас приняли родители Жени? – спрашиваю у Эли.
          - Очень хорошо! Мы к ним в деревню ездили уже несколько раз. У Жени там ещё две сестры… Подрастут – тоже приедут в город, мы поможем и им устроиться. Мы подметаем улицу Джамбула, работа хорошая, заработок стабильный – сорок шесть тысяч!
         - Вам, наверное, трудно работать на дороге? Вы такая маленькая и слабая на вид… А почему вы пешком домой идёте, если живёте под горой? Это же далеко!
        - А у нас денег нет на автобус, и до аванса ещё неделя. Ничего, дойдём!
       - Где же вы живёте?
       - На квартире у хорошего человека по улице Павлова, 33. Он с нами работает, на благоустройстве. У него умерла жена, и он позвал нас к себе. Плохо, что в одной комнате – домик маленький, но ничего! Он нас поддерживает!
      - А почему денег-то нет?
      - Так мы увольнялись, хотели лучше работу найти, да не получилось. Теперь снова устроились… Раньше я на мясокомбинате работала, в колбасном цехе. Туда и хотели вдвоём устроиться, но не смогли… И замужем я уже была, и ребёнка рожала, да он восьми месяцев умер от воспаления лёгких…
      - А где теперь ваш первый муж?
      - В реабилитационном центре. Бродяжил, документы потерял, теперь ему их восстанавливают…
       - Хотите, я вас сфотографирую?
       - Хотим. А фотки потом отдадите?
       - Конечно!
       Я снимаю парочку, и они собираются уходить, собирают свои мётлы и лопаты. Пора и мне домой.
       - Нате ребята вам на хлеб! – собираю я по карманам мелочь. Набирается на пару булок. – Желаю вам счастья, только водку не пейте! – советую я им.
      - Не-е-ет, мы не пьём! - и Эля с удовольствием подставляет маленькую грязную ладошку…
      Мы прощаемся, и я тоже отправляюсь пешком с тяжёлой сумкой, набитой бесполезными книгами. Оказывается, я отдала последние деньги…
    
       Но почему я так счастлива вот сейчас, в этот момент, когда описываю нашу встречу? Отсекаю ненужные фрагменты разговора, подбираю слова, обдумываю сюжет? Ведь за день произошло много и других событий? Прозвучало много диалогов с разными людьми? Да потому, что меня греет мысль, что моим читателям в интернете может показаться интересным мой рассказ! И книги в конце концов купят!

       Нерациональный я человек...

       На фото Эльмира и Женя Зайцевы, дорожные рабочие и счастливые супруги. Сейчас они живут в семейном общежитии на улице Маяковского в г. Петропавловске, где я их посетила и отдала фотографии.

       Прошло два года... Потеряла я из вида своих знакомых - с работы они уволились, с квартиры выгнали, выпивают или у кого-то из милости живут, или в колодце теплотрассы обитают? Я терялась в догадках, но вот вчера встретила их на демонстрации 1 мая (сейчас у нас в Казахстане это называется "День батыра", что ли). Почти не изменились, но Эля погрустнела - у неё обнаружили рак. Супруг нежно о ней заботится, работает, а его жена - нет. Борется с болезнью. Пожелаем ей выздоровления!

          


Рецензии
Купят,конечно купят,хотя вы не и нерациональный человек.
Душа тянется к написанию,значит надо писать.
Тёплых вам рассказов!

Мария Соломина   03.07.2017 08:44     Заявить о нарушении