Магия места или как я был актером

   РАССКАЗ 
   
   В известной детской песенке некий мистер Жук так излагает своё жизненное credo: Сам тонуть и сам спасаться, сам собою восхищаться - всё привык я делать сам. Бессонными ночами, копаясь в своём прошлом, я нахожу удивительное сходство с этим представителем фауны, явно страдающим крайним индивидуализмом. Я много раз тонул в бездне безысходности, искренне полагая, что судьба от меня окончательно отвернулась, но потом неведомыми для самого себя путями выкарабкивался, также искренне восхищаясь своей живучестью. Я мог бы сказать о себе подобно Тертуллиану, одного из отцов патристики: Верю, ибо абсурдно. Метаморфозы сплетаются в судьбу и водят человека за нос. Чем только не занимался я в своей зигзагообразной жизни. Работал юристом, завёл свой бизнес, но быстро разорился, стараясь не переступать предел совести, продавал газеты, составлял гороскопы, преподавал, писал статьи в местную газету и даже занимался неблагодарным актёрским ремеслом.
   Девяностые годы... Ниспровержение былых кумиров, сумятица в мозгах и на экранах...
   На актёрскую стезю я ступил случайно, никогда ранее не думая о таинствах перевоплощения. На своё удивление я сделал быструю карьеру, начиная с эпизодных опричников, душой и телом преданным своим владыкам, жандармов, пекущихся о покое и благе необъятной империи, сановников, близко к сердцу принимающих боль и страдания вверенного им народа, и, наконец, дослужился до вождя мирового пролетариата.   
   Случилось это так.
   Мне предложили роль Ленина в ретроспективном фильме о злодейских происках большевиков и интеллигенции, мятущейся в поисках выхода из тупика. По сценарию моим оппонентом должен быть выступить Горький, приехавший в Горки, где я находился на излечении после неудавшегося возмездия, просить о милосердии и снисхождении к заблудшим овцам.   
   Рано утром у метро меня и буревестника революции ждала съёмочная машина, около которой стояла долговязая девица, стриженная под уже забытую молодёжную причёску бобрик.   
   - Кира, - представилась она, - Ассистент по актёрам, - и критическим взглядом смерила нас с головы до ног.
   Мой вид её удовлетворил.
   - Лысоват, небольшого роста, немного пришибленный – настоящий вождь, а вы, Алексей Максимович, снимите бейсболку, - она остолбенела, - Где ваша шевелюра?
   - Жара, - великий гуманист сник под её взглядом и виновато погладил свою бритую голову.
   - Почему не предупредили? – взвизгнула ассистент и позвонила на съёмочную площадку,- Ладно, уладим. Растительность наклеим частями. От прошлых съёмок остались бакенбарды. 
   И мы поехали.
   - Имение Горки принадлежало Савве Морозову, - объяснила нам по дороге представительница молодого поколения с бобриком, - Он помогал большевикам, а потом в них разочаровался. Тогда большевики заставили его пустить себе пулю в лоб. Бедный, доверчивый Савва, - бобрик на её голове потемнел от искреннего сочувствия: машину накрыла большая туча, - А после кровавой революции коммунисты реквизировали Горки у его несчастной вдовы  в пользу своего главаря Ульянова. Тот, чтобы скрыться от суда истории, даже придумал себе кличку Ленин.
   Помощник оператора, обложенный съёмочным реквизитом, помахал журналом «Загадки истории».
   - Устаревшая версия. Морозова до роковой черты довели жена и актриса Андреева. Она потом к Горькому перешла. Проститутка.
   - Кто? Жена? – спросил водитель.
   - Актриса Андреева, - ответил оператор.
   Алексей Максимович фыркнул.
   - Она как раз деньги на революцию и вымогала, - обрадовалась ассистентка, - Весь Художественный театр сплетнями опутала.
   Мостика между фразами я не заметил.
   - Революция, бабы -  какая разница, - повернулся к нам водитель, - Инфляция – вот зверь. Всё съедает. Без выходных вкалываю. До аварии недолго. 
   Машину тряхнуло. Ассистентка Кира взвизгнула, помахивая ушибленным пальцем.
   - Яма, чтоб её... - выругался водитель.
   - Все нехорошие слова женского рода, - подытожил я дискуссию.
   Алексей Максимович посмотрел на меня вдумчивым горьковским взглядом.
   - Ещё есть нехорошее слово – тёща, - угрюмо сказал он.
   Всё мужское население согласно кивнуло головами.
   Мы въехали в Горки. Съёмки происходили в музее Ленина.
   Ассистентка Кира передала нас с Алексеем Максимовичем костюмерше, захватила большую бутыль с минералкой и заторопилась, - Мне ещё за делегацией пролетариата ехать.
   Борцы со всемирным злом всех времён и народов, бросая вызов отжившим общественным устоям, не пренебрегали внешними приличиями. Философ Гегель писал, что одежда дана человеку не только как защита от зноя и хлада, но и из чувства стыда. Молоденькая костюмерша, очевидно, не была знакома ни с эстетическими воззрениями ниспровергателей престолов, ни с философскими учениями. Современный мир взывает к открытости и раскрепощённости духа. Интересно, как была одета царица Клеопатра, обольщая Цезаря. Я поймал себя на мысли, что всему пытаюсь придать глубокомысленное обоснование. Отсюда все мои проблемы. Надо быть проще. Я вернулся к реальности. Застоявшаяся жара требовала жертв.   
   Хитросплетённая из ниток костюмерша сразу взялась за меня, очевидно, как стоящему наверху иерархической лестницы.   
   Мне подошёл первый же костюм. Костюмерша поправила лацкан пиджака и несколько раз обошла вокруг меня. 
   - Обычно с историческими личностями много возни. Все привередливые. А вы влезли сразу, - проворковала она, завязывая мне галстук в горошек, - Хорошая примета.
   Затем меня подхватила гримёрша, наблюдавшая сцену моего облачения, прислонившись к изразцовой печи с птицей – феникс. Та была дама солидная. Я сел в вертящееся кресло напротив зеркала, по краям которого были приколоты фотографии Ленина и Горького. Гримёрша изучала моё зеркальное отражение.
   – Малюту Скуратова вы играли? – неожиданно спросила она.
   -  В «Мести Иоанна»? Я, - правдивые показания облегчают участь.
   - Я вас сразу узнала. Замечательно, - непонятно, к чему относилось  последнее слово – то ли к её проницательности, то ли к моей игре, - Удачный типаж.
   Она была права. Малютой Скуратовым после выхода фильма меня называла моя жена в минуту праведного гнева.
   - А обманутого вкладчика?- продолжала гримёрша выпытывать мою творческую биографию.
   - В «Доверчивых и обманутых»? Тоже я.
   - Правдиво, - сказала гримёрша.
   - Такова моя внутренняя сущность, - саморазоблачающе признался  я.
   Жена всегда опасалась доверять мне ответственные дела. Меня это вполне устраивало.
   Гримёрша принялась чудодействовать. Скоро я не мог отличить себя от своего прототипа, въедливо смотревшего на меня с известной фотографии. Мы с ним обменялись взглядами и остались довольны друг другом.
   - Где Ленин? - резко вздрогнул транслятор на её столе.
   - Готов, Тиберий Витальевич, - торопливо ответила моя создательница, последним штрихом подвела грим под моими глазами и поправила бородку, любуясь своим творением, - Вас ждут, Владимир Ильич.
   Я вошёл в свой рабочий кабинет. Там меня действительно ждали. Режиссёр, полноватый, похожий на добротный гриб боровик, был мне страшно рад.
   - Наконец-то, - мы обменялись рукопожатиями, - Тиберий Ветров. Мы снимаем сериал «Кровавые вожди». До этого я снимал фильмы о покорении космоса и успехах советской науки. Успехи прошли. Пришлось переквалифицироваться на историческую тематику. Сейчас это в моде. Первая серия о Ленине. Три дня искал типаж по базе данных.  Вы там затерялись. Но я в вас не ошибся.
   Я тоже понял, что не ошибся.
   Места обитания великих людей всегда напоминали мне о бренности земного существования и вызывали желание возвыситься до вечных идей. Дух великого человека проникает в моё существо и сливается с ним. Наверное, в этом и заключается магия места. Один мой знакомый поэт уверял меня, что превратился из бездаря в даровитого автора, подержав в руках перо Пушкина. Каким образом ему удалось это сделать, он скромно умолчал.
   На меня пахнуло вековой неповторимостью. Стеллажи с бесконечными книгами, огромная пальма в углу, массивный стол с красным сукном, подсвечники, уютная зелёная лампа, фигурка обезьяны, изучающей человеческий череп... Я не был ранее в Горках, но сразу почувствовал себя как в родном гнезде.
   Мой взгляд остановился на обезьяне, в её глазах я прочитал вселенский разум и печаль. Мне вспомнился Державин:
   Я царь – я раб – я червь – я бог.
   Меня взяла боль за обманутое человечество. Лучшие его представители взывали к совести власть имущих и предлагали свои прожекты о совершенствовании этого мира. Большевики первые пытались создать справедливое общество, но не могли побороть извечную алчную природу человека. И теперь носители первородного греха попирают историю великого народа.  Ничтожество победителей и торжество побеждённых.
   Я почувствовал непреодолимое желание бросить вызов всем мерзавцам и прочей контре, стоящим на этом благородном пути. Мне захотелось действовать немедленно, не взирая ни на что. Энергия клокотала во мне и требовала выхода. Я сел в историческое кресло, покрутил ручку телефонного аппарата и взял трубку.
   - Барышня, соедините меня с Феликсом Эдмундовичем, - неожиданно сам для себя сказал я и спохватился.
   - Стоп, стоп,- замахал руками режиссёр, - Рано, ещё камеры не установили. Такой сцены нет. Впрочем, оставим. Фильм ретро, без озвучки. Мимика важнее. Придётся вам повторить ещё раз.
   Аппаратуру установили.
   - Важнейшим из искусств для нас является кино, - сказал я крылатую фразу и повторил экспромт.
   Вошёл Горький.  Растительность покрывала только переднюю часть его черепа. Очевидно, бакенбардов больше не нашлось.
   - Будем снимать в анфас. Никаких профилей. Пусть все видят защитника угнетённой интеллигенции, - сказал Тиберий Ветров.
   Мне захотелось съехидничать.
   - Змею на груди пригрели, Алексей Максимович? – вспомнил я разговор в машине.   
   Горький вскинул брови,- Это кого? - брови и усы у него были свои.
   - Актрису Андрееву.
   - Ну, знаете, Владимир Ильич, вы еще в личную жизнь лезть будете? – его возмущение было искренним – Горький сразу вошёл в свою роль.
   - За вами, инженерами человеческих душ, глаз да глаз нужен. А то вы такое отколите... Литература может быть только партийной. Свободное искусство это интеллигентские бредни. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.   
   Режиссёр замахал руками.
   - Стоп, стоп! Мы будем работать?
   - А что он меня... - обиделся Горький.
   - И правильно. Вас, Алексей Максимович, ещё нет. Вы должны войти по взмаху моей руки. Владимир Ильич отрывается от дел – сцена с телефоном гениальна – встаёт навстречу вам, вы осведомляетесь о его здоровье... всё такое... начинаете говорить о жестоком опыте большевиков... что-нибудь... сейчас все говорят... ну а дальше импровизация. Камеру интересуют ваши лица. Начали.
   И мы начали.   
   - Вы, Владимир Ильич, берегите себя, - ласково сказал Горький, глядя на меня сверху вниз и осторожно пожимая мне руку.
   - Разве здесь можно уберечься, - испытующе посмотрел я на основоположника пролетарской литературы, - Гибнет великое русское искусство. Экраны заполнены парнухой, трупами, голливудчиной и прочей буржуазной дрянью. Обидно, Алексей Максимович.
   Режиссёр согласно кивнул головой.      
   Родоначальник социалистического реализма печально вздохнул.
   - Помягче надо бы с интеллигенцией, - осторожно сказал он, -  Всё – таки совесть нации. А то разбегутся. Потом не соберёшь.
   На правах наставника заблудших душ я  доверительно взял классика отечественной литературы за плечо.
   - Поймите, дорогой Алексей Максимович, рождается новый мир. И кто не с нами, тот против нас. Таковы законы классовой борьбы. А кому не нравится – пусть катятся.
   Горький завёлся, - Нет людей чисто беленьких, либо совершенно чёрных. Все люди пёстрые.
   Нужно было дать решительный отпор такому ренегатству.
   - Вы ваши интеллигентские  штучки бросьте, Алексей Максимович. Вы хлюпик. Вы назначены пролетарским писателем, так извольте служить народу. А иначе зачем вы «Мать» написали?
   Горький задумался. Он стал удивительно похож на фотографию, висевшую в гримёрной. Мне всегда нравились вдумчивые лица. Над съёмочной площадкой повисла пауза, не предусмотренная сценарием. Паузу прервал грозный голос режиссёра.
   - Мы наконец – то будем работать?
   - Слегка растерялся,- извиняюще сказал Горький и кивнул в мою сторону,- Он слишком давит.
   Режиссёр был неумолим. Его поджимало время.
   - Вы, Алексей Максимович, профессиональный актёр, а Владимир Ильич из народа. Так извольте служить... – режиссёр осёкся и зло посмотрел на меня.
   - ...народу, - закончил я его мысль, - Искусство принадлежит народу.
   Великий русский писатель был задет за живое.
   - Не вам меня учить, Владимир Ильич, я сам из народа.
   Успевшая вернуться ассистентка Кира зловредно хихикнула, - Вы ещё подеритесь.
   Я вдел большие пальцы рук в жилетку и принял наступательную ленинскую позу. Остановиться я уже не мог.
   - Нам, большевикам, драться не привыкать. А вас, Алексей Максимович, мы никому не отдадим. Вы наш.
   - Я в Италию хочу, - неожиданно сказал Горький.
   Такого я оставить не мог.
   - Это вас актриса Андреева опутала?
   Я сам не понимал, чем мне не угодила ведущая актриса Художественного театра. Скорее всего я не нашёл подходящей фразы, а пауза была непростительна.
   Ассистентка Кира радостно кивнула головой. Очевидно, она завидовала актрисе Андреевой.
   - При чём здесь актриса Андреева? – удивился  режиссёр, - Давайте работать. Алексей Максимович, вы возмущены красным террором.
   - Конечно, возмущён, - Горький стал наступать на меня,- Прекратите страдания народа и геноцид творческой интеллигенции. 
   Теперь начал наступать я.
   - Вы, батенька, хотели революцию в белых перчатках? Не вышло. Насилие – повивальная бабка истории. Обессиленная империалистической войной Россия беспомощно лежала у ног всяких там болтунов, прихвостей буржуазии и прочих политических проституток. И только мы взяли на себя ответственность за её будущее. Вспомните, батенька, Гегеля: всё разумное действительно, всё действительное разумно. Такова воля истории.
   Я почувствовал усталость от длинной тирады.
   Горький смягчился, - Да, кругом одни болтуны. Нет в России настоящей власти.
   - А с актрисой Андреевой, вы, батенька, кончайте, кончайте. Несолидно, знаете ли, для классика, - к своему удивлению сказал я и прикусил язык.
   - Что вы прицепились к актрисе Андреевой, - возмутился режиссёр.
   Я посмотрел на ассистентку Киру. Та незаметно ретировалась из моего кабинета.
   Режиссёр подошёл к монитору и остался доволен.
   - Ёмко, эмоционально, впечатляет. Видна ленинская экспрессия. Владимир Ильич, скажите ещё несколько фраз для законченности сцены. Только без актрисы Андреевой,- режиссёр поморщился,- Что она  ко мне привязалась?   
   Я и сам хотел продолжения диспута.
   - Так что, Алексей Максимович, за политической трескотнёй нужно видеть классовые интересы, иначе народ всегда будет жертвой обмана богатых и жуликов. Это паразиты, вскормленные капитализмом и коррупцией. Народу с ними не по пути.   
   Я услышал аплодисменты. Небольшая экскурсионная группа стояла у дверей моего кабинета.
   Рождение творческого процесса есть таинство. Непосвящённые в него раздражают творца и подвергаются изгнанию. И на этот раз я ожидал взрыв гнева Зевса - громовержца. Но Тиберий Ветров лишь посмотрел на простых смертных взглядом усталого мэтра и благосклонно произнёс, - Перерыв десять минут. Только для актёров. Аппаратуру в соседний кабинет,- это уже относилось к съёмочной группе, - Осталась последняя сцена, к Ленину приехала делегация рабочих.
   Съёмочная группа засуетилась. Я захотел выйти на свежий воздух, но не тут- то было.
   - Вот здорово, настоящий Ленин! Можно с вами сфотографироваться?
   Экскурсанты облепили меня. Вскоре мне надоела эта фотосессия. Я стал обычным человеком и почувствовал усталость. Ленинская энергетика меня измотала, надо было отдохнуть перед встречей с пролетарской делегацией.
   Я сбежал. Не успел я выкурить сигарету, как ассистентка Кира  позвала меня из - за колоны. Встречаться со мной она почему – то избегала.
   Меня ждала делегация из трёх передовых пролетариев, каких их показывали в доперестроечных фильмах, и одного затесавшегося к ним представителя трудового крестьянства с окладистой бородой и в толстовке, больше смахивающего то ли на кулака – мироеда, то ли на графа Толстого. Типажи начинают забываться.
   Делегация расположилась за круглым столом и скованно смотрела в мою сторону.
   Вождь мирового пролетариата снова вошёл в меня. Я принял свою излюбленную позу.
   - Как живёте, товарищи? Чем дышите?
   Народные представители по - прежнему напряжённо смотрели на меня. Я обошёл стол, въедливо, с прищуром, всматриваясь в каждого.
   - Какие успехи с полей, ферм, с заводов? Каковы успехи индустриализации?
   Пауза затягивалась.
   - Господа пролетарии, - раздался нервный голос режиссёра, - Говорите! Говорите что – нибудь. Вас никто не услышит. Двигайте губами, ведите себя живее. Вы попали к товарищу Ленину, вашему любимому вождю. Вы знаете, что он вас поймёт. Ну, давайте же! Камера работает!
   Народ отвык общаться с властью. Недаром ввели интернет – портал «Активный гражданин». На расстоянии чувствуешь себя свободнее.
   Пришлось взять инициативу в свои руки. Я наклонился к пожилому рабочему, мнущему в руках реквизиторскую кепку.
   - Вот вы, товарищ, откуда?
   - С электромеханического, - он оживился, - Это бывшего Михельсона,- в его глазах появились живые огоньки, - В вас там стреляли, Владимир Ильич. Или забыли?
   Я не забыл. Я просто не знал, чем там занимаются. Мне стало интересно.
   - Ну, ну, рассказывайте. Как там дела?
   - В частные руки перешёл, Владимир Ильич. Зарплату нам сразу срезали, половину рабочих разогнали. Зато мы акционерами стали, а по акциям не платят. Вот вы нам и поясните, это как?
   Тиберий Ветров повеселел.
   - Отлично, отлично. Наконец – то живые лица. Нападайте на Ленина.
   Но я твёрдо стоял на классовых позициях.
   - Это, знаете, мелкобуржуазным душком отдаёт. Пролетариат не для того брал власть в свои руки, чтобы отдать её всяким проходимцам, временщикам и прочей нечисти. Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, а приобретёт он весь мир. Много всяких дармоедов и пиявок развелось на теле пролетариата. Кто не работает – тот не ест!
   Я остановился перевести дух. Но не тут – то было. Михельсоновец завёлся основательно.   
   - Говорят, половина акций у немцев и французов. Это я их должен кормить? А они мне шиш без масла?
   - Мировая буржуазия придумала много уловок для обмана народа. Рабочему человеку надо усвоить раз и навсегда: капитализм – это яма истории.   
   Я вдруг подумал о бессмертии своего учения.
   - Яма,- подтвердил пожилой рабочий и с надеждой посмотрел на меня.
   Режиссёр довольно потирал руки.
   - А остальные товарищи? Поживее, поживее. Проявите пролетарскую активность. Действительно, а для чего вы брали власть?
   Активность проявил оператор. 
   - Вот товарищ, который справа, в косоворотке. Камера плавно переходит на вас. Владимир Ильич, разбудите спящего.
   - Я и так скажу, - оживился молодой пролетарий в косоворотке и поправил отклеивавшийся ус. Обстановка становилась непринуждённой, - Я детство в пионерах провёл и ещё комсомол захватил. А теперь меня убеждают, что я был доверчивым дураком, а большевики обманом захватили власть, чтобы грабить народ и для этого отменили религию.
   Я почувствовал прилив сил, - Лакеи эксплуататорских классов всегда готовы лечь под своих хозяев, чтобы с помощью политического хамства оправдать ложь и насилие.
   Горький, сидевший среди съёмочной группы, изрёк свою знаменитую фразу, стараясь окать, - Правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев. Пятак их бог.
   Молодой пролетарий с интересом обернулся, - Вы Горького играете? Мне очень нравится «Васса Железнова». Я люблю читать.   
   Назидательность присуща характеру всех вождей.
   - Учиться, учиться и учиться. Вобрать в себя знания, выработанные человечеством – вот первейшая задача молодёжи, - энергично сказал я.
   Режиссёр заторопился, -  Ваше время кончается, господа пролетарии. Скоро нас отсюда попросят. Музей тоже зарабатывает деньги, - и к оператору, - Возьми - ка колоритного труженика сохи. Владимир Ильич, поднимите земельный вопрос.
   Я подошёл к землепашцу, - Вы, товарищ, с земли?
   Тот посмотрел на меня честными глазами, - Я с грядки, Владимир Ильич. Больше ничего не осталось.
   - Ну, ну, рассказывайте, рассказывайте.
   - Сначала землю поделили, а потом паи заставили продать за копейки. А в магазинах египетскую картошку продают. Вот и весь земельный вопрос. Людей с земли сгоняют, на нашей земле дворцы строят.
   Мне стало обидно за разваленное сельское хозяйство, но режиссёр замахал руками. Я его понял – моё время кончалось.
   - А вот мы возьмём и прогоним помещиков и тунеядцев с наших полей и огородов, - заговорил во мне вождь обманутого человечества, - Народ не должен бояться власти. С нашим народом мы сдвинем любые горы и засеем любые поля и огороды. 
   Больше мне нечем было утешить представителя угнетённого крестьянства.
     - Тиберий, - сказал оператор, - Рабочий, который  у окна, он постоянно в кадре, пусть хоть пошевельнётся, а то сцена неживая.
   - Да, да, - заторопился режиссёр, - Вот, вот вы. Отсидеться решили? Нет, батенька, не выйдет,- он вдел большие пальцы в рукава футболки, - Проявите себя коротко и эмоционально.
   Застенчивый пролетарий молча смотрел на меня. Режиссёр нервничал.   
   Я всегда верил в творческие силы народа. Вожди должны придавать импульс этим силам.
   - Так что, товарищи, - сказал я, глядя на него,- поменьше трескотни и несбыточных обещаний. Ближе к жизни.
   Больше мне сказать было нечего.
   Рабочий встал, - Наш завод вообще закрыли. В цехах челноки и вьетнамцы торгуют, - и без всякого перехода, - Спасибо, Владимир Ильич. Каждое слово понятно.
   Съёмки закончились. Съёмочная группа восторженно смотрела на меня. Ассистентка Кира заторопила делегацию к выходу.
   У дверей молчаливый рабочий обернулся, - Владимир Ильич, вы ещё вернётесь?
   Я кивнул головой, - Непременно.
   Я вышел на ступеньки ленинского дома, почувствовал страшную опустошённость и прислонился к колоне. Мне не хотелось возвращаться в действительность. Но и там мне уже делать было нечего. Я переступил черту времени. Настоящее вошло в меня. Боже, что я нёс!
   Ко мне подошёл режиссёр.
   - Спасибо...- он замялся.
   - Борис Иннокентьевич, - напомнил я ему своё имя.
   Режиссёр  улыбнулся, - ... Владимир Ильич.
   Потом мы сфотографировались с Тиберием Ветровым, Горьким и ассистенткой Кирой.
   Кира отвела меня в сторону.
   - Андреева действительно была выдающейся актрисой, - сказала она.
   - Охотно верю, - ответил я, - Она мне очень помогла.
   И мы рассмеялись.
   Прошло время. Я давно не снимаюсь в кино и перешёл на эпистолярный жанр, пишу рассказы из своего прошлого. Воспоминания наслаиваются одно на другое... Et setera, et setera... Давно это было, но ведь было...



Ноябрь 2015 года


Рецензии
Борис, спасибо за великолепный рассказ. От души посмеялся. Творческих Вам успехов,

Владимир Кондовый   29.04.2021 13:11     Заявить о нарушении
Спасибо. Рассказы "Магия места" и "Из былого" автобиографические. Есть чего вспомнить.
С благодарностью Б. Б.

Борис Буданов   29.04.2021 14:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.