Ямка в стене

          Летели из Сочи, в наборе высоты вошли в Краснодарскую зону, машина шла хорошо, по 10-12 м/сек; а в районе Краснодара стоял фронт, строго поперек и шириной километров 100-120. Визуально я прикинул, что наберем свои 9600 до фронта, он вроде бы по высоте ниже обычных летних, уже ведь осень на дворе.
          А она тысяч с восьми – и не полезла. Внезапное тепло на высоте. Повисли…
          По локатору – сплошная засветка, стена. Визуально: сверкает. И где-то верхняя кромка ее – на нашей высоте.
          Мы сходились. Конечно, еще можно было принять решение и обойти; крюк в 200 верст. Где ты раньше был, командир?
          Ну ладно. Саша пилотировал и норовил задрать ее; я не давал драть, чтобы сохранить на всякий случай кинетическую энергию, если понадобится перепрыгнуть метров 500. Обычно со скорости 550 энергии хватает, чтобы, плавно и соразмерно теряя  скорость до 500 км/час, набрать в динамике 1000 метров; но стояла жара, и использовать этот способ  динамического набора следовало сугубо осторожно.
          Полез в локатор и стал щупать верхнюю кромку. Еще не поздно развернуться, если что.
          Но так не бывает, чтобы не было ямок в верхней кромке стены, да еще на осеннем фронте. И точно, нашел две дырочки: общая высота кромки была где-то чуть выше 10 тысяч, а дырочки ощутимо ниже; по крайней мере, запросим набор 10600 и потихоньку выползем на эшелон. Протиснемся между очагами; ну, потрясет.  Дал команду  пристегнуться потуже; у пассажиров табло и так давно включено.
           Забегали чертики по стеклам, взмокла спина. Так не бывает, чтобы у летчика вблизи грозы спина была сухая. Все были при деле, один Алексеич молча переживал сзади. Я, скорее для него, бодро приговаривал, что еще 10 километров, 5, вот, под нами уже…
           Спасибо, что не было встречных и Краснодар дал нам 10600. Трясло, чертики устойчиво плясали на дворниках; я разрешил Саше плавно уменьшить скорость до 500, и к моменту, когда мы влезли в слоистую облачность, высота была уже выше 10100. Ну, пролезли.
           В разрывах видны были две шапки, слева и справа, выше нас, мы продрались, казалось, цепляясь за них крыльями, хотя до каждой было достаточное безопасное расстояние, – и вырвались в синее вечернее небо.
           Могло и тряхнуть, вполне. Моя ошибка была в том, что понадеялся на мощь аэроплана, малый полетный вес и большое удаление до грозы. А оно – еле-еле.

           Мало летаем в грозах, отвыкли; все рейсы на восток, а там оно как-то легче, да и год такой, гроз почти нет. Теряем навык опаски и предварительного, дальнего расчета. Урок на будущее. Гроз надо бояться всегда и пристреливаться к ним далеко-далеко заранее, учитывая все возможные отклонения параметров атмосферы от стандарта.


Рецензии
Короткий рассказ, написанный, как я понимаю, по горячим впечатлениям. Конечно, для меня удивительно, что высотный и скоростной Ту-154 с немаксимальным полётным весом - и не вылез на 10600, а летел на 10100 - по сути, на встречном эшелоне - насколько я помню его ТТХ, у него 12100 потолок. Впрочем, если воздух - минус тридцать, а не минус пятьдесят два, как положено - мог и не вылезти. Но Вы как капитан оказались на высоте - нашли дырочку в грозовом фронте и пролезли, и болтанкаи, как я понял, в том полёте не случилось.

Руслан Тлеуж   28.05.2017 21:05     Заявить о нарушении