Поговорим о юбилеях

ПОГОВОРИМ  О    ЮБИЛЕЯХ*

     В течение минувшего года  перевернулись многие наши убеждения, в том числе о чистоте и нравственности революции. Как теперь выяснилось, это был незаконный антиконституционный переворот. Нынешний «юбилей» -  в 75 лет, - кажется, окончательно подводит черту этому уникальнейшему эксперименту, хоть праздник все-таки отмечается – в основном в табелях на зарплату.
    И все же даты, годовщины довлеют над нами. Четверть века назад я, пятнадцатилетним, славно «отмечал» пятидесятилетие Великого Октября: в подворотне, с дешевым красным вином. И было мне хорошо, потому что впереди грезилась вся будущая жизнь и сознание того, что доживу до празднования  столетия великой революции. Теперь ясно. Не доживу.
     Вспомнилось и другое время, в связи с недавно показанными по телевидению фильмами «Служили два товарища» и «Адъютант его превосходительства». Сейчас  стало ясно и  очевидно, что тогда, в ноябре 1920 года, в Крыму, победа была за белыми. Только торжество этой победы досталось нам. Победили те полторы тысячи заслона перед Сивашем, которые в течение суток сдерживали в десять раз превосходящие силы красных,  а те, в свою очередь, были обречены, потому что сменившийся в 24 часа ветер грозил поднять уровень воды и все бы они утонули, будь они отброшены.
      Победили те десятки тысяч офицеров и рядовых белой армии, расстрелянных без суда и следствия, вплоть до раненых и гимназистов. Уходили навсегда победителями из России и те 83 тысячи успевших эвакуироваться. Это была уникальная операция сохранения и перемещения Русской армии предводителя Врангеля, сумевшего не отчаяться а сохранить  военную силу для будущего своей униженной Родины. Покидавшие крымские берега  воины верили, что рано или поздно русский народ  снова встанет на борьбу с большевизмом, что великая страна Россия еще обретет себя. И это произошло – в августе 1991 года, ровно через 73 года и семь месяцев, как и предсказывал пророк Нострадамус, когда распятую Россию  все таки сняли с креста коммунизма…
      Смотришь теперь на фотографии когда-то запрещенных страниц (И.К. Какурин «Как сражалась революция», А.И. Деникин «Очерки русской смуты», А.В. Туркул «Дроздовцы в огне»), видишь благородные интеллигентные лица Колчака, Деникина, Алексеева, Юденича и думаешь – какими же черными красками мазали их большевистские апологеты! Но бывали иногда исключения. Вот, например, Владимир Зенонович Май-Маевский.
  Да, тот самый, из фильма об адъютанте, генерал-лейтенант, командующий Добровольческой армией, главной ударной силой деникинских войск. Сценаристы, считая, что все забыто, даже не удосужились изменить имени-отчества.
     Это был талантливейший полководец, его прозвали «Кутузовым», и  не только за внешний вид. Он – единственный из генералов, получивший  солдатского «Георгия» за личную храбрость, он изумлял даже красных командиров своим умением и профессионализмом. И смещение его с поста в результате интриг, растления внутри штаба, осенью 1919 года не могло не сказаться на общем поражении.
       Но не все были в белой армии благородны. Что стоит, например, белый командир Шкуро, которого  даже  в своем кругу звали бандитом и который самолично присвоил себе звание генерал-лейтенанта, а  также изменил фамилию – из «Шкура» на «Шкуро». Наверное, сам чувствовал пролитую безвинную кровь. Или тот же генерал Слащев, командир корпуса, прозванный  «Яша - вешатель», но вернувшийся все-таки в Россию, и убитый за свои злодеяния в 1926 году
        Но все же основная масса поднявших белое знамя, это настоящие патриоты, цвет  русской армии, идущие на смерть ради родины и с вободы, и безвременно погибшие. Одним из первых в шеренге этих жертв стоит ни кто иной, как сам главнокомандующий всеми вооруженными силами России в ноябре 1917-го – генерал Духонин, зверски убитый «революционными матросами», как пишут в учебниках. И далее ряд сложивших головы в боях продолжили  генералы Корнилов, Марков, Дроздовский, Романовский, Каппель и многие другие, известные и незнакомые, верившие, что не безнадежны будут их дела, не бесплодны жертвы. Были ли у красных погибшие генералы в боях? Я знаю только Чапаева – командира дивизии, которого предали же свои, да Щорса – командира полка, по одной из версий, погибшего от пули в спину…
     Вместо нынешних, отчего-то хочется отмечать другие даты. К примеру, 120-летие со дня рождения Антона Ивановича Деникина, которое будет в начале декабря. А вместо прошлых пошлых лозунгов, хочется провозгласить другие. Например, «Да здравствует ваучеризация земли и квартир!»
 
 *«Кольское слово» №134(7996) 07.11. 92г.


Рецензии