Разрывы памяти о прошлом на территории Мценского к

Разрывы памяти о прошлом на территории Мценского края в
историческом аспекте

Межкультурный диалог и вызовы современности: международная научно-практическая конференция, 19-21 апреля. -  Орел,2017. - С.402-409

Изучающий историю города Мценска Орловской области, всегда бывает поражён несколькими обстоятельствами: 1) практически абсолютным отсутствием сохранившихся письменных исторических источников на территории самого района; 2) полным разрушением, сильным повреждением или значительной перестройкой  старинных зданий за все периоды истории;  3)  массовой гибелью фресковых и живописных изображений религиозного характера; 4) минимальной сохранностью фотографических изображений конца XIX в. – пер. пол. ХХ в.

Причиной  подобного положения дел является особенность исторического развития Мценского края. Она заключается в периодической гибели всего культурного пласта, накопившегося за определённый период на данной территории, которая, как правило, сопровождалась значительной сменой состава населения, так что новоприбывшие жители оказывались генетически не связанными с предыдущей стадией развития местной культуры.

Не углубляясь в дописьменную историю, отметим, что Мценский край входил в ареал расселения славянского племени вятичей. В период феодальной раздробленности Киевской Руси он вошёл в Черниговское княжество, а затем в Новгород-Северское княжество.

По мнению белорусских историков, Мценск  впервые попал под влияние Великого княжества Литовского (ВКЛ)  в 1362 г., после победы великого князя Ольгерда (1345 – 1377)  над татарами в битве у Синих Вод, а окончательно -  в правление князя Витовта (1392 – 1430), после войны ВКЛ в 1406 – 1408 гг. с Московским государством. С 1409 г. город стал столицей наместничества Мценского и Любуцкого (Любутского). [Города, с.223-224]

 На настоящий момент известны несколько наместников мценских и любуцких:

-Григорий Протасьев, в 1422 г. участвовавший в освобождении пленных из рук  хана Барака, а в 1424 г. – в разгроме хана Куйдадата. В Белёвской битве 1437 г. между войсками князей  Д. Шемяки и Д. Красного с ханом Улу-Мухаммедом  мценский наместник тайно перешёл на сторону татар, способствовав поражению московского войска. В 1439 г., когда сведения об этом дошли до московского князя Василия II, Протасьев был казнён.
 
- Миколай Немерович (ок.1467) –  упоминается в направленном великим князем Казимиром на его имя листе от 12 марта 1467 г.  как наместник смоленский, любуцкий и мценский. (Lietuvos Metrica 1998, с.44)

- Дмитрий Путятич Друцкий (? - 1486), князь, в 1486-1487 гг. – брянский наместник, с 1492 г. воевода киевский, ум. в 1506 г. ( Кром, М., с.166) В 1486 г. сообщал великому князю Казимиру о набегах жителей Московского и Рязанского княжеств. В ответ Казимир отправил посольства в вышеназванные княжества с просьбой наказать виновных, проявляя готовность наказать и своих людей за подобные проступки. (Lietuvos Metrica 2004, с. 139)  В 2007 г. был опубликован свод памятников русской сфрагистики, где в числе находок  упоминалась «литая медная с позолотой матрица печати некоего князя Дмитрия», которую И.О. Хоруженко на основе «типологического соответствия знакам уже известных и точно атрибутированных печатей князей Друцких», идентифицировал как печать мценского и любуцкого наместника: «Золоче-ная наместничья печать, вероятно, относится к числу трофеев, захваченных и спрятанных в кладе рязанцами или москвичами в ходе одного из многочисленных, судя по всему, набегов на Любутск» (Хоруженко, с. 122, 126)

- Иван Юрьевич Трубецкой (род. ок.1435 – ум. ок. 1499 г., годы правления - 1486 – 1490), князь, в 1495 г. получил подтверждение на владение половиной города  Трубчевска. (Акты 1848, с.149)

- Борис Семенович Александров (до 1492),  в 1492 г. был уведен в плен, после взятия города московскими войсками. (Акты 1846, с.123)
- Немира Якубович (ум. в 1494), известен как получатель денежных пожалований в 1486 и 1488 гг. от великого князя с корчем в Емшишках, Волковыске и с мыта в Берестье. (Lietuvos Metrica 2004, с. 28, 56)

 - Богдан Семенович Сапега (1494-1496), крупный магнат,  в 1471-1488 гг. служил господарским писарем великого князя Казимира IV, происходил из богатого феодального рода, владевшего поместьями возле Полоцка и Витебска.  В 1504 и 1507 гг. Сапега участвовал в посольствах в Москву,  где в 1508–1509 гг. оказался в плену, пока не был обменян на семейство М. Глинского. (Андреев, 2017, с.199; Иоасафовская летопись, 1957,с.150)

Литовский наместник соединял в себе административные, хозяйствен-ные и судебные функции. Хотя выявлено ограниченное количество документов, относящихся к Мценску, по аналогии можно предположить, что у него был двор, состоящий из каштеляна – помощника по военным делам. подвоеводы – помощника по административно-судебным делам, ключника – сборщика налогов, городничего, отвечавшего за содержание и ремонт замка, конюшего.  Основным классом служилых феодалов были бояре, наделяемые имениями за службу, причем не только в окрестностях Мценска. Так, боярин Логвин Курьянов в 1488 г. получил от великого князя два боярских селища в Брянске, а некий Роман Александрович – половину  Вышегорода. (Lietuvos Metrica 2004, с.131; Lietuvos Metrica 1998, с.44)
В документах упоминаются и денежные пожалования мценским боярам. В 1488 г. бояре Василько и Ивашка были пожалованы 10 копами (в копе – 60 грошей) с мыта в Смоленске, а Логвин Курьянов – 3 копами грошей  с мыта и корчмы в Брянске. В 1488 г. мценский наместник князь Трубецкой был пожалован 10 копами грошей с мыта и с корчмы в Брянске, а в 1489 г. совместно с мценскими боярами (видимо, прибывшими с ним ко двору) был пожалован  с мыта минского, смоленского и брянского «ему ж тридцать коп, а бояром 15 коп». (Lietuvos Metrica 2004, с.66,70,76, 84).

Мценск был господарским городом. Следовательно, в его окрестностях находились великокняжеские имения, обрабатываемые  невольной челядью и управляемые старостами из числа феодалов. По аналогии с другими частями государства, в боярских поместьях трудились крестьяне, имевшие право перехода и не имевшие такового. Бояре обладали правом  вотчинного суда с произвольным наказанием, за исключением особо тяжких преступлений.

Вероятно, в литовский период на территории Мценского района появились поселения оседлых татар, характерные и для других частей данного государства (Алаевские дворики, Подтатарское, Якшино). (Пассова 2010,  с.135).

С 1480-х гг. Мценск стал испытывать возрастающее давление со стороны Московского княжества и его вассалов. Взаимное противостояние выражалось в набегах, сопровождавшихся уводом в плен жителей, грабежом имущества, поджогами. Несколько раз город брался штурмом. В 1503 г. он окончательно вошёл в состав Московского княжества. Об упадке крепости и уменьшении числа жителей, частично переведённых вглубь русских земель, частично разбежавшихся или погибших, сообщает «Описание Московии» А. Гваньини, где упоминается «местность Мценск, в которой некогда была построена крепость того же названия (развалины которой видны и сейчас). Вокруг этой крепости жили в маленьких хижинах некие люди, которые обычно бежали на эту болотистую равнину как в убежище под натиском татар». (Гваньини 1997, с.23) Разрыв прежних связей и исчезновение постоянного, связанного корнями с данной местностью населения, выразилось в полном официальном забвении этого отрезка истории Мценска. Лишь в местной легенде смутно упоминалось о том, что на горе Самород стоял замок, где жил литовский князь.
 
 Следующие двести лет существования Мценск был пограничной русской крепостью, оборонявшей южную границу от крымских татар. Его гарнизон составляли дети боярские и дворяне, наделяемые имениями в окрестностях и денежным окладом за военную службу, а также казаки и стрельцы, проживавшие в примыкавших к крепости поселениях. Феодалы Мценска отсылались для несения службы в другие крепости, в то же время в самом Мценске служили дети боярские из Болхова, Белёва, Орла, Брянска, Стародуба, Рыльска, Чернигова. По мере того, как татарская опасность ослабевала, город обрастал посадом и пригородными слободами. Последовательное проживание нескольких поколений на одном месте позволило вновь возродить традицию исторической памяти, которая проявилась в сохранении первого каменного здания -  Петропавловской церкви, топонимах Караулова гора, Стрелецкая слобода, улица Новоприборная, Становое, Сорожевое. Слабость этих нитей объясняется тем, что в период Смутного времени в Мценске было острое столкновение между сторонниками и противниками самозванца, со-провождавшееся убийствами и разграблением имущества  его противников. (Крестьянские войны 1974, с. 138)  Позже, в 1654 г. моровая язва унесла в могилу половину жителей, а пожар 1695 г. уничтожил множество имущества, включая церковные здания со всей их утварью. (Ковалева 2015)

В XVIII в. Мценск представлял собой город, где на 1000 домов  приходилось 14 церквей и 2 монастыря. Путешественник В.Зуев отмечал отсутствие у местных жителей представлений о связях с отдаленным прошлым своего края. Они принимали славянские курганы в окрестностях города за могилы некоей мордвы, побитой их предками с помощью св. Николая. (Зуев 1787, с.210)

В XIX в. Мценск превратился в хлебный торговый центр. В лучшие времена мценская пристань вмещала до 300 барок, полубарок и паромов,  а также давала работу 6000 бурлаков, лоцманов, грузчиков, коноводов. Кроме хлеба, город экспортировал конопляное масло, пеньку, сало, солонину и мёд. Эти товары шли в Москву, на Волгу, в столицу. Среди женщин Мценска получило широкое распространение кружевоплетение. Типичность и русскость Мценска отмечали многие современники, что делало его особенно привлекательным в глазах знаменитых местных писателей - И.С. Тургенева и А.А. Фета.

В городе имелась дворянская и купеческая элита, двухэтажными особ-няками которой застроен центр. Купцы охотно вкладывали средства в строительство и украшение церквей, но слабо уважали образование. Вокруг Мценска располагались усадьбы помещиков, часто не лишённые архитектурных достоинств, но их владельцы почти не влияли на окрестное крестьянское население, являвшегося носителем традиционной культуры. Фольклор, записанный в нашей местности, к сожалению, поздно, показывает, что под внешним благополучием  между образованными слоями общества и крестьянством существовала глубокая стена непонимания и неприятия.
Закат хлебной торговли, связанный с строительством железной дороги в 1868 г., выразился в упадке города: «Базары Мценска опустели, деятельность на пристани притихла, и купеческие амбары, которых так много в Мценске, стоят теперь большей частью пустые». (Чаславский 1873, с.146)

Окончательное крушение местного культурного уклада началось с бедствий 1917 г. и последовавшей за ними гражданской войны. Полностью была сметена дворянская прослойка населения. Крестьяне разгромили и разграбили большинство усадеб. Шло активное перемещение больших масс населения, бежавшего, скрывавшегося или, напротив, переезжавшего в места выделения советской властью крестьянам земли. Одновременно война, голод и болезни стали причинами его сокращения. С фронта не вернулось 37% призванных мужчин губернии, которая превратилась в одну из самых отсталых в Центральном Черноземье. В мае 1924 г. Мценск из-за малочисленности жителей  был ненадолго преобразован в поселок. Уровень образованности широких масс, и до того невысокий, стал ещё ниже. Кроме того, многим было что скрывать относительно своего прошлого или своего участия в последних событиях. Материальный уровень населения не позволял ему заказывать фотографии, возводить значительные постройки, украшать город. Все официальные учреждения располагались в зданиях XIX века.

Непродуманное проведение политики государства госслужащими Ор-ловской губернии привело к тому, что даже в самые благоприятные годы НЭПа местный рынок не смог выйти за рамки мелкой розничной торговли и не был в достаточной мере наполнен промышленными товарами. (Гончарова 2001, с.36,71,85) Наряду с государственными мероприятиями по поднятию грамотности и развитию местной инфраструктуры, следует отметить глубокое молчание источников относительно параллельно продолжавшейся гибели памятников культуры прошлого. Мы не знаем, кто и как отдавал приказы о разрушении местных церквей, куда девались хранившиеся в них ценности. Начавшееся вскоре свертывание НЭПа с дальнейшей коллективизацией привели к дезорганизации рынка, регрессу товарно-денежных тношений, «увлечению» властей массовым возбуждением судебных преследований и к  новому витку перемещения населения в результате репрессий или попыток затеряться. (Гончарова 2001, с.181-187,192, 227-256) В итоге в 1940 г. в Мценском районе проживало 50 тыс. жителей, а в самом Мценске – 7500 жителей. Крайняя бедность жителей и их стремление укрыться от политических бурь первой половины ХХ в. привели к тому, что мало кто был способен вести какие-то записи и заказывать фотографии. Культура большинства крестьян и горожан – это культура  умолчания и молчания, стремления к забвению и растворению. Больше того, поздние записи фольклора свидетельствуют о возвращении арха-ичных форм сознания, веры в колдовство и религиозно-фантастического вос-приятия окружающего.

Великая Отечественная война стала завершающим этапом уничтожения  прежней культуры Мценского края. В течение десяти дней Мценск и его окрестности стали местом интенсивных боёв при наступлении немецкой армии на Москву.  В их ходе погибли городские музей и библиотека. Архив, вероятно, был уничтожен местными властями ещё накануне подхода врага. Сильные повреждения получили церкви, так как колокольни многих из них использовались солдатами отступающих советских войск как оплот их последнего сопротивления. Предметы  народного искусства и материальной культуры массово гибли, закопанные хозяевами в землю в надежде спасти их.  Город был занят фашистами, которые решили очистить его от населения, замученного или угнанного в Германию, так что на момент освобождения в нем оказались только два человека.

В послевоенный период основное население города  составили жители окрестных деревень, а также других районов страны, прибывшие на строительство промышленных предприятий. Восстановление Мценска местными властями проходило через процесс освобождения от разрушенных зданий. Под этим предлогом были уничтожены пострадавшие в результате боёв, но ещё вполне пригодные  к реставрации церкви, находившиеся в центре города. Чудом была спасена нижняя часть церкви Вознесения, так как находившийся среди военных потомок поэта А.С. Пушкина выдал её за дом своего предка боярина Пушки.( Неделин 1998,с.101)
В современном Мценске крайне небольшое количество (скорее единицы)  населения может сказать, что они являются коренными жителями. Само иссле-дование истории города и района началось только  в 1950-е гг.  Мы открываем её, как неизвестную планету, пытаемся по сохранившимся мелким осколкам восстановить картину прошлого, в то же время понимая, насколько многое ут-рачено и останется для нас недоступным навсегда.

Литература
 Акты 1846 - Акты, относящиеся к истории Западной России.Т.1.1340 – 1506. – СПБ, в типографии II отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1846.
 Андреев 2017 - Андреев А., Андреев М. Выдающиеся белорусские политиче-ские деятели Средневековья. – М.: Litres, 2017.
 Гваньини 1997 - Гваньини, А. Описание Московии.– М.: Греко-латинский ка-бинет Ю.А. Шичалина, 1997.
Гончарова 2001 - Гончарова И.В. НЭП в Орловской губернии: диссертация. – Орел, 2001.
Города 2009 - Города, местечки и замки Великого княжества Литовского. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя iмя Петрюся Броукi», 2009.
Зуев 1787 – Зуев, В. Путешественныя записки Василья Зуева от Петербурга до Херсона в 1781 – 1787 году.– СПб: Императорская академия наук, 1787.
Иоасафовская летопись 1957 - Иоасафовская летопись. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1957.
 Крестьянские войны 1974 - Крестьянские войны в России: проблемы, поиски, решения. / отв. Ред. Л.В. Черепнин. – М.: Наука, 1974.
 Кром 2010 - Кром М.М. Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV -  первой трети XVI в. – М., 2010.
Ковалева 2015 – Ковалева, М.В. Повседневная жизнь Мценской крепости в XVII веке. // Записки философского факультета Орловского государственного университета. - №3 (4). - 2015. - Режим доступа:http://filos.univ-orel.ru/issue/4/7
 Неделин 1998 - Неделин В. М., Ромашв В.М. Архитектурные древности Ор-ловщины.–  Орёл, 1998.
Пассова 2010 - Пассова Р.Н. Топонимика Мценского района. // Национальные ценности России. Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. – Орел – Мценск, 2010.
Хоруженко 2014 - Хоруженко, О.И. «Печать князя Дмитрия»XV в.: проблемы интерпретации. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - №3(57)  - 2014. – С.122-128.
Чаславский 1873. - Чаславский, В. Хлебная торговля в Центральном районе России. -  Ч.1. Торговля в Примосковном районе. – СПб:  в типографии Безобразова и комп.,1873.
Lietuvos Metrica  1998 - Lietuvos Metrica (1479 – 1491). Книга 3.  – Vilnius, 1998.
Lietuvos Metrica  2004 - Lietuvos Metrica (1479 – 1491). Книга 4.  – Vilnius, 2004.


Рецензии