Богучанский прорыв

- Далеко едем?
- На Богучанскую ГЭС…
- Здорово. Я живу в Канске, но один раз, осенью,  был в Богучанах. Там красиво… И Енисей широкий-широкий.  А что, ГЭС там строят недавно? Я что-то ничего подобного не видел…
- Да. Начали буквально в январе…
- Надо же… И деньги нашли…
( из разговора в купе поезда Красноярск – Карабула )


ДОРОГА

Смею заверить читателей, этот диалог абсолютно достоверный. Уже потом я понял, что есть в крае определенная часть моих земляков, которые не знают  его истории и географии. Видимо, это особенность нынешних времен. Спутать Енисей и Ангару человеку, живущему в крае, стыдно. Мы ведь не вели разговор о далекой Франции или соседней Иркутской области. Говорили о том, что рядом, всего в шестистах километрах от Красноярска.
А вот ошибка с местом строительства удивления не вызвала. Действительно, на Ангаре, вслед за Иркутской, Братской и Усть-Илимской гидростанциями, строится четвертая ГЭС, Богучанская. Но к районному центру Богучаны она не имеет никакого отношения. Все происходит много восточнее. В 150-ти километрах от Богучан есть административный центр Кежемского района город Кодинск. Здесь и строится Богучанская ГЭС. Ужас! Но такая у нас история с географией. Будем воспринимать это обстоятельство как наследие советских времен, когда моя страна старательно запутывала врагов-милитаристов.
 Итак, мне надо добраться из Красноярска до Кодинска. В те же советские времена сделать это было несложно. Достаточно было сесть в самолет Л-410 и через час сойти по трапу на кодинскую землю.
Ныне самолеты в Кодинск не летают. Рейсы отменили за нерентабельностью. И тут нет ничего удивительного. Гонять из Красноярска на Ангару пустые самолеты ЯК-40 или Ан-24 очень роскошно. Их наполняемость была минимальной. А десятиместных Л-410 уже давно нет.
Правда, года два назад одна местная авиакомпания попыталась возобновить полеты  по этой линии. Но рейс продержался около двух месяцев, после чего опять исчез из расписания. Очередная попытка предпринимается в эти дни. Ряд информационных агентств уже успели запустить в небо «утку» о том, что в конце октября из Красноярска в Кодинск два раза в неделю начнет летать самолет Ан-24. Не начал.
А в справочной службе гражданской авиации, куда я позвонил для проверки данного сообщения, мне сказали, что первый рейс, возможно, состоится 7 ноября. И летать он будет пока только раз в неделю.
Итак, надо ехать в Кодинск. Как? По воде невозможно. Во-первых, пассажирских перевозок по Ангаре, в этом ее районе, просто нет. А во-вторых, на реке начался ледостав.
Можно добраться на междугороднем автобусе. Ехать 14 часов.
И третий вариант, поездом до Карабулы, а дальше… Я выбираю именно его. Не стану описывать путешествие в душном, жарком купированном вагоне пассажирского поезда. Начну с Карабулы.
Если вы добрались до конечной железнодорожной станции, то это не означает, что вы прибыли на место. Трудности начинаются именно здесь.
К поезду из Кодинска приезжает небольшой автобус. Обычно места в нем добываются штурмом. Взять всех пассажиров водитель не в состоянии. Количество кресел в салоне ограничено. Стоя ехать нельзя.
Если вам удалось сесть в ПАЗик, то через четыре часа вы будете в Кодинске. Если не сели, придется ехать на частнике. А стоимость проезда тут соизмерима с ценой авиационного билета от Красноярска.
Отдельно надо описать автомобильную дорогу Богучаны – Кодинск. Я знаю ее лет двадцать. Скажу откровенно, она была хуже. Много хуже. Но и сейчас эту трассу назвать дорогой я не решаюсь. Есть направление на восток от Богучан.
Пока уазик трясется на дороге краевого значения, пытаюсь узнать у водителя, где сегодня трудятся те специалисты, что превращают этот проселок в супертрассу.
Видя его недоуменный взгляд, уточняю, что в Красноярске много говорят о реконструкции этой дороги.
- Вы знаете, я не в курсе, -  деликатно уходит от ответа водитель. – Дорожники иногда чистят. На нашем, Кежемском, участке подсыпают даже. А вот чтобы строили? Поедем, посмотрим… Но когда я ехал в Карабулу, никаких работ не велось. Быть может, сейчас начали?
Уже потом шофер рассказал мне  таежную байку, связанную с этой дорогой. Говорят, что года четыре назад проехал по ней некий властный чин. По дороге ему встретилось всего несколько автомобилей. И тогда сановник вынес вердикт, что нет смысла строить трассу ради коммерсантов. Вот если им нужна дорога, то пусть и вкладывают средства в ее содержание. При этом интересы 15 тысяч жителей Кодинска начальник даже не учитывал.
Ну да бог с ним, с начальником. В конечном итоге, было это еще до того, как государство договорилось с частным капиталом о совместной достройке Богучанской ГЭС.
Что касается дороги Богучаны – Кодинск, то работ на ней я тоже не видел. На отрезке Богучаны – Кодинск я в тот день видел только одинокий грейдер, который разгребал первый снег. Возможно, коллеги все-таки рассказывают об участке Канск – Абан – Богучаны?

ИСТОРИЯ

Впервые строительство гидроэлектростанции я увидел летом 1974 года, в Саянах. Потом мне неоднократно доводилось бывать на Саяно-Шушенской ГЭС. На всю жизнь в память врезался тот ритм работ, что был там.
С Богучанской ГЭС мы впервые встретились в 1996 году. Те впечатления тоже забыть сложно. Помню, как я несколько часов лазил по плотине,  но так и не встретил ни одного человека. Тогда ГЭС напомнила мне Красноярскую РЛС под Енисейском. Они действительно были очень похожи и размерами, и заброшенностью.
А ведь здорово все начиналось…
Необходимость строительства Богучанской ГЭС была подтверждена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №65 от 1 февраля 1971 года «О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971-1980 годах производительных сил Красноярского края». По первоначальному проекту, существовавшему с конца 40-х годов, установленная мощность станции должна была составить 4000 МВт. Впоследствии было предложено несколько других вариантов строительства, при которых ее мощность варьировалась от 1700 МВт до 3000 МВт. В итоге Распоряжением Совета Министров СССС №2699р от 7 декабря 1979 года был утвержден технический проект Богучанской ГЭС с установленной мощностью 3000 МВт.
Но еще летом 1976 года в месте будущего строительства на левый берег Ангары высадился первый десант строителей, прибывших сюда из Братска. По большому счету, с этих дней и надо вести отсчет начала работ на плотине.
Хотя историки называют иной срок. 30 апреля 1980 года было подписано Постановление Совета Министров СССР №798р о начале строительства Богучанской ГЭС на Ангаре. Вести его было поручено тресту «БратскГЭСстрой».
Все работы братчане начали со строительства промышленной базы, города Кодинск и автомобильной дороги на Братск. Сегодня она тоже используется. Но состояние ее еще более ужасно, чем той, что идет к Богучанам. Дело в том, что треста «БратскГЭСстрой» больше нет. Его преемникам дорога не нужна. Тем более что проходит она как по территории Иркутской области, так и по Красноярскому краю.
Но ради чего началась эта стройка? Стоит ли овчинка выделки?
Безусловно, стоит.
Еще в начале ХХ века геологи доказали, что на правом берегу Ангары сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых.  Помню, как в начале 90-х годов сотрудники Мотыгинской геологоразведочной экспедиции, показывая мне свои находки, говорили, на сколько лет хватит этих запасов и что даст стране освоение месторождений Нижнего Приангарья.
Тогда же бывший глава администрации Мотыгинского района Юрий Феклин, геолог по образованию, сетовал, что освоение правобережных районов сдерживают два основных фактора: отсутствие электроэнергии и моста через Ангару.
Уже много позже, в 2005 году, заместитель Губернатора Андрей Гнездилов говорил, что отсутствие моста и дорог на правом берегу Ангары не позволяет вести планомерное, объемное и комплексное освоение лесных запасов. Сдерживает это и само развитие районов Нижнего Приангарья.
А еще в этих местах крайне слабо развита дорожная сеть. Рельсы заканчиваются тупиком на станции Карабула.  Асфальт, по большому счету, -в Богучанах.
В середине 90-х годов в Красноярске прошла крупная конференция, посвященная освоению запасов региона. И договоренности тогда были достигнуты, и интерес у капитала появился, но случился дефолт.
По словам бывшего губернатора края Валерия Зубова, «все многолетние наработки были в одночасье откинуты назад»…
Итак,  в 1980 году стройка ожила.
Изначально пуск первых гидроагрегатов ГЭС был запланирован на 1988 год, а завершение строительства – на 1992 год.
Однако уже в 80-е годы гидростроители начали ощущать недостаток средств. Из-за этого стали переносить и сроки пуска ГЭС: 1993-й, 1994-й, 1995 год.
А потом и этот финансовый ручеек стал «пересыхать». Работы на объекте практически прекратились. Начались регулярные задержки выплаты заработной платы и сокращения. Народ  стал уезжать из Кодинска. Не так массово, но  все-таки.
- 31 декабря прошлого года на Богучанской ГЭС работало около 1700 человек, из которых около 600 в охране, - говорит главный инженер Богучанской ГЭС Иван Наитко. – Кстати, в те годы мы и бетон укладывали. Летом. По 5 тысяч кубометров за год.
- А сегодня? – спрашиваю Ивана Игоревича
- На стройке трудится  около 4000 человек. Работы ведутся 24 часа и 365 дней в году. План по бетону на 2006 год – 100 тысяч кубометров. В следующем уже 300 тысяч.


СТРОЙКА

Безусловно, сегодняшняя Богучанская ГЭС даже внешне отличается от той, что была год назад. Когда я увидел плотину, то невольно поймал себя на мысли, что вернулся на четверть века назад. Тот же ритм, тот же напор, та же динамика… Стройка живет.
А началось все в 2004 году, когда по поручению Президента России Владимира Путина была развернута работа по поиску вариантов финансирования достройки Богучанской ГЭС. Тогда была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минэкономразвития, Минпромэнерго России, администрации Красноярского края, ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «РУСАЛ». Возглавил группу Андрей Шаронов, заместитель министра экономического развития и торговли РФ.И деньги нашлись. На 2006 год - около 5 миллиардов рублей, на следующий еще 18 миллиардов.
- В январе мы начали расконсервацию объекта, - продолжает главный инженер. – Параллельно вели прием на работу и проводили конкурсы среди подрядчиков. Их у нас сегодня около двух десятков: из Красноярска, Саяногорска, Лесосибирска, Волгограда и даже с Бурейской ГЭС. Условия для победы в конкурсах было одно – цена и качество работ.
Сегодня все работы на ГЭС ведутся строго по директивному графику. Из него следует, что в 2009 году будет введен в эксплуатацию первый из девяти гидроагрегатов. А в 2012 году строители передадут Богучанскую ГЭС эксплуатационникам.
За разговором мы подходим к водоводу первого гидроагрегата.
- Смотри, - показывает Иван Наитко на гигантскую трубу диаметром в 10 метров. – Все штатно, буднично, и тем не менее сегодня здесь произошло чрезвычайно важное событие - специалисты треста «Гидромонтаж» установили последнее звено переходной камеры турбинного водовода первого гидроагрегата.
- И что? Водовод готов?
- Конечно, нет. Как тебе объяснить? Готова труба, по которой вода из водохранилища будет падать на лопасти турбины. Но пока нет ни водохранилища, ни турбины. Да и работы здесь еще хватит. Но сам водовод собран. Как долго мы ждали этого дня!
- Иван Игоревич, а чем люди занимались в кризисные годы?
- По-всякому. Во-первых, на Богучанской ГЭС, как я говорил, работало 1700 человек. Сохранили коллективы и наши партнеры. Но потери, безусловно, были. Кто-то вовсе уехал из Кодинска, кто-то нашел себе другое занятие. В частности, заготовка леса.
Богучанская ГЭС сложнейшее гидротехническое сооружение. В отличие от Красноярской или Саяно-Шушенской, она не по всей длине будет сделана из бетона - только 700 метров. А еще 1800 метров - так называемая камне-набросная плотина. И все это высотой почти в сто метров.
Заполнение водохранилища должно начаться в 2008 году. В это же время прекратит свое существование и судоходный шлюз, который активно используется уже много лет для переброски судов и лесных плотов через тело плотины. Его просто заглушат, откачают всю воду и зальют бетоном.
- А задержек зарплаты теперь не случается? – интересуюсь я у Наитко.
- Насколько я знаю, нет.
- И заработки высокие?
- А вечером прогуляйся по Кодинску и посмотри, сколько автомобилей во дворах.
Я внял совету Ивана Игоревича и прошелся по улицам городка. Машин, действительно, много. И тут вновь вспомнилась дорога до Богучан.
Уже на обратном пути в Красноярск в поезде мне попался попутчик, который навсегда уезжал из Кодинска.
- Что так? - спросил я его.
- Сейчас, когда стройка началась, подскочили и цены на квартиры. Вот я и продал свою, чтобы перебраться в родной Абакан. Через пять лет за эти деньги я квартиру в Кодинске уже не продам. Надо спешить.
- А приезжал в свое время на стройку?
- Да. Был сварщиком шестого разряда. Потом открыл свое дело. Занялся торговлей.
- И не жалеешь?
- Что теперь говорить  об этом? Дело сделано.
- Это у тебя. А на ГЭС оно пока делается, - ответил я собеседнику.
 И он со мной согласился.



Виталий Иванов

Красноярск – Кодинск - Красноярск
2005 год


Рецензии