Быть честным - крест тяжёлый

               

- Дедушка-а-а… А давай сегодня в садик не пойдём? Будем с тобой весь день дома сидеть и разговаривать.
- Нет, мой милый, так нельзя. Взрослые же ходят на работу каждый день. А детский садик – твоя работа. Вот и ты должен честно работать.
- А в садике я разве работаю? Мы же там едим, спим и гуляем.
- Пока это и есть твоя самая главная работа: набираться сил, чтобы быстрее вырасти и стать человеком.
- Так ведь я сейчас, что ли, не человек?..
- Как тебе сказать… Человек, конечно, но пока ещё - маленький человек. Сейчас  ты человек только для папы с мамой и для нас с бабушкой. А надо, чтобы ты стал важным ещё для многих людей в жизни.
Внук остановился и, загибая крошечные пальчики, стал считать, скольким же людям в жизни он сейчас небезразличен.  Шевелит губами и загибает. Четыре. Подумал о чём-то очень важном и загнул пятый палец.  Потому я и продолжаю серьёзный наш с ним разговор:
- А почему ты загнул пять пальцев? Ведь я назвал только четверых…
- А для меня самого, дедушка, разве я не важный человек? Мне же тоже смотреть на себя нужно, чтобы знать, какой я и каким потом буду.
Я понимаю, что мысль его гораздо более свободна, нежели моя. А потому мир вокруг он чувствует глубже моего. И правильней. Бормочу в ответ что-то невнятное:
- Да, конечно, ты прав, дорогой. Возможно, с себя самого и начинается мир для каждого человека…  Только среди людей как-то не принято говорить о любви к себе. Это считается нескромным.
- Почему? Ведь это правда, что я себя люблю. Вот смотри. Помнишь, когда я вчера упал с дивана, когда полез вертолёт доставать? Я же плакал. Плакал потому, что больно было немножко. Но и ещё от жалости к себе плакал – что мне так не повезло.
- Ну, это естественно для каждого человека!..
- Что – «естественно»? Жалеть себя? Так ведь это и есть – «любить». Вы когда, давно уже, с бабулей ругались, я же слышал, как она тебе говорила: «Я до сих пор жалею, что тогда согласилась и вышла за тебя замуж!» Помнишь? Значит, она тоже себя любит и жалеет.
- Я не помню того случая, о котором ты говоришь. Но, думаю, это бабушка сгоряча сказала. Видно  тогда я её чем-то очень опечалил.
- Но ведь сказала же! Значит, думала об этом. Даже если только один раз подумала, то уже это произошло. Или она тебя обманула, дедушка? Сказала, а на самом деле так не думала?
- Нет, мой родной, это нельзя назвать обманом. Это нечто совсем другое.
- А я думаю, дедуня, что иногда люди обманывают, сами сочинив неправду, а иногда – услышат эту неправду от других, поверят в неё или сделают вид, что поверили, и рассказывают её всем. А сами думают при этом, что хорошие и правильно поступают. Как Серёжа вчера…
- Какой Серёжа? И что же он тебе такого рассказал, что ты заподозрил его в нечестности?
- Серёжа… Он в нашей группе. А вчера разозлился на меня за то, что я не с ним играю, и сказал, что мой папа – это не папа, а чужой какой-то дяденька. А мой настоящий папа от нас с мамой ушёл.
Мальчик поднимает глаза и пытается смотреть мне в глаза, до которых так далеко с высоты его шестилетнего роста. Как-то длинно вздыхает и спрашивает меня:
- Это ведь неправда, дедунюшка?..
А я смотрю на  чужого мне по крови ребёнка, который всего три года назад стал моим внуком, и не знаю как поступить… Слукавить, чтобы в его жизни ещё одной неправдой стало больше, но на какое-то время ему жить будет покойно? Или всё же быть честным, чтобы за свою  ложь  не стыдиться, себя не мучить? Ведь и я тоже себя люблю…


27.04.2017


Рецензии