Картинки с лестницы. Глава без номера
Когда я закончил писать главу о Вальте и Зюке, то подумал о том, что дальше в моих картинках-воспоминаниях обязательно будет появляться реальная смерть, которую я видел сам или знал о том как она случилась с тем или иным человеком. Смерть – это безусловно одна из главных характеристик жизненного пути человека. В том, как умирает человек, много информативного о его жизни.
Я не претендую на полное и глубокое знание этого предмета. О смерти сказано так много, что мои суждения – это действительно капля в море. Из всех медико-психологических характеристик смерти, мне особенно запомнилась самая лаконичная классификация, которую дает дворник Безенчук в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». А то, что даже дворник имеет свое суждение по данному вопросу, подвигло меня без лишних комплексов высказать свое мнение по этой теме. В конце концов, это моя книжка и я имею право сделать необходимое, на мой взгляд, отступление от повествования и написать не очень серьезно об этом очень важном явлении.
Департамент Смерти, который, без всякого сомнения, существует на небесах или где-то не очень глубоко под землей, довольно разнообразный и разношерстный, если признать картины известных художников на данную тему отвечающими действительности. Однако, крылья ангелов смерти или волосатые хвосты чертей лишь внешняя атрибутика. Главное – это сложная структура управления данным непростым учреждением.
Как и всякая серьезная контора, Департамент Смерти имеет свою внутреннюю структуру, обеспечивающую достижение поставленной цели разными методами. За полное и безусловное исполнение задач Департамента отвечают Ведомства. Как и положено, работа каждого Ведомства строго регламентирована. Однако, справедливости ради, нужно сказать, что не всегда удается избежать межведомственных проблем и ошибок на стыке интересов. Но дружный и целенаправленный коллектив Департамента успешно преодолевает возникающие проблемы, извлекая из этого всегда правильные выводы. Работы в Департаменте всегда много, так что самокопание не приветствуется. Главное – это результат и движение вперед.
На первом месте по значимости дел и масштабам деятельности находится высокотехнологичное и многочисленное Ведомство Больших чисел или Глобальных решений. Его специалисты – это прямые слуги Судьбы, которые как косцы, не покладая рук, работают на месте воин, катастроф, терактов, эпидемий и других массовых злоключений человечества на земле. Люди, волей Судьбы, попавшие под действие этих чрезвычайных, но постоянно происходящих, событий, умирают массово и в основном безлико. Отдельные примеры исключительной смерти в этих условиях, является именно исключением из правила - этакий сбой в работе Ведомства, который приводит к пересечение межведомственных интересов. Специализацией сотрудников данного ведомства, как это следует из его названия, является массовое сокращение народонаселения нашей планеты. Объем работы здесь возрастает прямо пропорционально росту населения Земли и развитию научно-технического прогресса, который, как известно, в первую очередь служит ВПК.
Результаты работы Ведомства Больших чисел или Глобальных решений всегда украшают скульптурные сооружения и памятные знаки, воздвигнутые на месте массовых захоронений. В памяти человечества остаются многозначные числа погибших и умерших с необоснованно высокой степенью округления.
Прямым контрастом Ведомству Больших чисел и Глобальных решений является скромное и малочисленное Ведомство Одиночества. Аккуратные и тихие специалисты этой структуры Департамента, без лишней суеты и шума, забирают в мир вечного покоя и тишины забытых всеми одиноких стариков и старушек, не имеющих возраста отшельников и истинных монахов, служащих господу, а не организации с названием церковь.
Вынужденное или добровольно приобретенное одиночество этих, как правило не молодых людей, дает им право на тихую и спокойную смерть во сне, после вечерней молитвы или чая с жамками и засахаренным вареньем. Это смерть, которая ставит точку забытой всеми жизни. Был человек и нет его, как во время выключенная чьей-то заботливой рукой ни кому не нужная лампочка.
Безликие и очень скромные памятники на деньги соседей или очень дальних родственников, а чаще всего просто табличка или деревянный крест на холмике – вот земной результат работы Ведомства Одиночества.
Особое место в структуре Департамента занимает шумное и склочное Ведомство Героики и самоубийств. Суть явления одна – это добровольный и как правило осознанный уход из жизни. Вся сложность работы данного Ведомства заключается в оценке этого простого, на первый взгляд, явления обществом в лице пока еще живых сограждан и потомков.
Лишить себя жизни, по сути самого бесценного и уникального, что есть у человека – это само по себе исключительный и всегда авторский поступок. Коллективные самоубийства относятся к работе Ведомства Больших чисел или Глобальных решений и не занимают время специалистов рассматриваемой структуры Департамента. Индивидуальность является главным признаком данного явления. Внешняя прозрачность причин такого поступка как самоубийство, не всегда бывает правильно истолкована и классифицирована.
Если добровольный уход из жизни простым или изощренным способом связан с финансовыми проблемами, несчастной любовью, глубокой депрессией или игрой в «русскую рулетку» то здесь все понятно. Причина и следствие на лицо.
В то же время, очень многие смертельные поступки совершаются людьми инстинктивно. Вся предшествовавшая такому поступку сознательная жизнь человека кодировала его на это действие. И вот в один момент происходит «короткое замыкание» готовности и возможности. Искры такого замыкания чаще всего смертельны и в результате мы имеем героический поступок или подвиг с предсказуемым летальным исходом. Возможность совершить подвиг предоставляется многим живущим, но готовы к этому единицы.
А теперь давайте посмотрим на это явление с другой стороны.
Для начала, дадим сухое определение того, что называют героическим поступком или подвигом. Без эмоциональной составляющей данного явления – это умышленное или, как мы уже говорили, инстинктивное лишение себя жизни ради спасения или облегчения жизни одного или тем паче большого числа людей. Соответственно, обычное самоубийство – это лишение себя жизни без значимых последствий для других людей. Но более глубокое рассмотрение данного вопроса специалистами Ведомства, приводит к спорам и склочным выяснениям отношений.
Умышленное самоубийство наркомана, вколовшего себе заведомо смертельную дозу дерьма, разве не дало облегчение жизни его родным, измученным его болезнью? А эвтаназия больных раком – это простое самоубийство или все-таки осознанный героический поступок ради опять же облегчения жизни и душевного страдания многих окружающих людей? А нужно ли посмертно награждать медалью или орденом того шизофреника, который, спрыгнув с крыши 17 этажного дома, «удачно» приземлился как раз между новым БМВ соседа и выбежавшим из подъезда ребенком? Он спас жизнь ребенка и серьезно облегчил жизнь соседа. Размытая грань героики и бытовухи – извечная проблема сотрудников Ведомства.
Но слава, все тому же, Богу спорных случаев не так уж и много. В целом, Ведомство работает слажено и воодушевленно. Герои получают заслуженное уважение и посмертное почитание живых. Остальные самоубийцы – скромное место за оградой христианского кладбища.
Рядом с Ведомством Героики и самоубийств находится тихое Ведомство Отторжения. Его работники без видимых эмоций забирают и отправляют прямиком на небеса детей. Отторжение от будущей жизни требует особого решения Высшей инстанции. Забрать непрожитую жизнь может только тот, кто ее дает. Люди смирились с работой этого Ведомства смерти, ассоциируя его работу с прямыми действиями самого Бога. Так легче переживать всегда неожиданную и преждевременную утрату.
Однако, при всей трагичности детских смертей, в сущности, это самое обычное дело для живой природа планеты Земля. Все животные теряют большую часть своего потомства в раннем возрасте. Цифры потерь просто шокируют. В дикой природе выживает, в самом лучшем случае, половина рожденных птиц и млекопитающих, а хладнокровные змеи, крокодилы, рыбы, черепахи теряют до 90% здорового потомства. Природа очень жестока к своим детям и человек здесь не исключение. Борьба современного человечества за изменение сложившегося положения, приносит свои плоды и существенно сокращает сферу деятельности Ведомства Отторжения, но работы для его специалистов еще хватает.
Детские памятники всегда привлекают внимание, даже если они отличаются от остальных лишь датой смерти слишком близкой к дате рождения. В живой природе, только человек скорбит по умершим детям всю оставшуюся жизнь, неосознанно продолжая их пребывание на Земле в каждом ровеснике, избежавшем эту страшную участь.
В структуре Департамента Смерти есть еще довольно второстепенное Ведомство смертей по неосторожности и непреднамеренных убийств, где работают в основном стажеры и ученики. А также, мрачное Ведомство умышленных убийств, которое обходят стороной все работники Департамента из-за боязни быть заподозренным в товарищеских отношениях с его сотрудниками. В работе этих Ведомств все понятно и рутинно. Дураки, несчастные и жертвы не остаются без внимания и каждый получает свое согласно предписанию Судьбы.
В самом конце длинного коридора Департамента Смерти находится дверь Ведомства Достоинства.
Сюда не доносится шум и суета остальных Ведомств, а его работники - специалисты высшей квалификации. Исключительно индивидуальный подход к каждому подопечному требует от них много времени, аккуратности и фантазии. Алгоритм их действий, с годами и тысячелетиями, получил некую универсальную формулу, но каждый раз они пытаются найти свою «изюминку» для каждого своего клиента.
Несложный анализ истории показывает, что смерть достойных людей, стоявших на разных ступенях социальной лестницы жизни, всегда подготовлена и, если так можно сказать, срежиссирована. Близкие и родные люди заранее получают весточки о приближении последнего рубежа земной жизни для дорогого им человека. Небесный колокольчик начинает звенеть задолго до последнего удара колокола.
Течение времени изменяется и каждый человек, попавший в категорию достойных, получает возможность неспешно, без суеты и нервотрепки, завершить все свои земные дела. Верующие в Бога, успевают причаститься и получить отпущение грехов. Атеисты облегчают свою душу распоряжениями о наследстве. Многодетные, к всеобщей радости, как бы негаданно-нежданно, встречаются со всеми детьми, внуками и правнуками.
Одновременно с этим, происходит необратимое увядание человека. Болезни переходят в разряд хронических и не оставляющих надежд на выздоровление. Жизненная активность, столь характерная для таких людей, сворачивается до границ дома, а потом и одной комнаты. Любящие их люди постепенно привыкают к мысли о скором наступлении неизбежного для всего живого на Земле божественного события – смерти. Только рождение и смерть дается нам высшим Творцом, все остальное мы творим сами.
Кропотливый труд добросовестных и внимательных сотрудников Ведомства Достоинства превращает смерть немногих, действительно достойных, людей в красивое и высокое событие со множеством участников. Скорбь здесь всегда искренняя, а слезы по-настоящему горькие и горячие.
Отчет о работе Ведомства никогда не пестрит цифрами. Количественные показатели не главное в его работе. Достоинство – эксклюзивное явление, как в жизни, так и в смерти.
Таким мне представляется это явление в жизни человека. Затертая фраза о том, что Смерть – это всего лишь продолжение жизни, на самом деле правильно расставляет все на свои места: Жизнь и Смерть равны между собой и относиться к ним надо с одинаковым уважением, юмором и трепетом.
Свидетельство о публикации №217042801459