Письмо издателю

       Здравствуйте, Игорь! Огорчен Вашим, хоть и мотивированным, вежливым отказом. Уж столько претерпел с этим  сценарием, не передать… Тем более, что есть положительный о нем  отзыв Пушкинского Дома. Согласен с Вами, чтобы переделать  сценарий в психологический портрет вокруг дуэли. Но, во-первых, - это будет  уже не формат сериала, как не крути. И потом – прием все-таки достаточно  расхожий. Однако, я взялся бы и решился  написать так, как Вы советуете, но время,  главный фактор, который сдерживает, а оно: и упущено, и неактуально.
      
     Дело в том, что я  нахожусь в  тисках своего  социального положения. Я судовой врач и пишу в основном во время  долгих  и отрывных от всего сущего рейсов – там есть полная свобода творчества – никто не мешает и не отвлекает. Имея подготовительный материал, я его и прессую, разматываю в сюжет… Так что, если практически, то переделать сценарий, смогу только  в рейсе, с февраля, то есть в апреле-мае, и завершить к окончанию рейса -  июню. Рейсы обычно 4-5 месяцев, в открытом море, в полной изоляции от ТВ, Инета. Вы не читали сценарий, это обедняет  мои рассуждения, а  придется брать его так: с 12-й, заключительной, серии, где дуэль, разматывать ее по кускам, со всех других серий, начиная с детства,  и фрагментарно, не связанно… Зачем? Есть фильм Бурляева об этом(86-го года), и более ранний – Гендельштейна,  по сценарию Паустовского… Но полностью жизнь Лермонтова ведь не показывали. Где истоки его неровного характера? Я указал на то – неверные дед  его и отец, вздорная и взбалмошная бабушка… Тем более, 12-ю серию я писал по  мотивам повести «Машук» мурманского писателя Николая Скромного (о чем  и указываю  в списке использованной литературы),  где как раз и разобрана вся «анатомия» дуэли и показана ее  наиболее возможная причина; в течение тех роковых,  пяти дней июля 1841-го, от 13-го, ссоры и вызова, и до 17-го,- похорон…
      Так вышло, что «Машук» стала последней, не до конца написанной повестью Н. Скромного, и восставлена по  рукописи друзьями писателя уже после его кончины. Фрагмент повести  опубликован  в журнале «Наш современник», полностью она выставлена на странице «проза. ру Николай Скромный». Но дело даже не только и не столько в  дани памяти выдающемуся, но не оцененному мастеру, а в том, что  это подвинуло меня к  теме Лермонтова, к которой я был прикован  почти четыре года, если считать и последний.  Жалко, жалко потраченных времени и сил, надеялся в свете этого пресловутого фактора юбилейности пробиться, но что ж, видимо, - такова судьба... Зато научился  как-то сочинять  телесценарии, перепахал всего Роберта Макки… Так что если и писать сценарий о дуэли,  то это можно как раз,  создав экранизацию «Машука». Но я, наверное, не сумею и не смогу этого сделать. Переболел, перегорел…

     Вот такой будет у меня, Игорь, пространный ответ на Ваше предложение. Вы – редактор, Вам решать, а то, что продюсеры не увидят очередную заявку, без криминала, гламура и мистики, и так уже замутивших экраны и отупляющих народ, уже не важно… Вы же видите, что творится на том же ТВ. Живые ручейки  настоящей, чистой и светлой миссии культуры вмиг оскверняются мутными потоками лживой и грязной похабщины , пошлятины, пустоты, примитивщины… Кому нужна отупляющая «Ирония-2» Бекмамбетова, казаха, выросшего на своей древней  родине, когда есть  поразительной художественности эпопея Николая Скромного о репрессиях в Казахстане!? Вы простите мне, Игорь, эмоциональность, но это наиболее показательный пример. Да и «Высоцкий» с Безруковым восторга не вызвал; ни прессы большой не собрал тот фильм, ни оценок однозначно положительных. Вычурно, эпатажно, выставили на первый план наркотическую зависимость поэта… К чему это? Чтобы молодежь еще больше пристрастилась? Я, работая на скорой помощи (между рейсами), насмотрелся на трупы парней и девчат от «передоза»… И, чтоб закончить, о Лермонтове через Высоцкого... Меня   вдохновил, если не потряс , сериал «Есенин» ( 2005 года, тоже, кстати сделанный к юбилею). Там  - действительная правда жизни и цельность характеров. Фильм, вызвавший много полемики и споров, но, безусловно, сделанный талантливо и  точно по исторической подоплеке (гибель поэта). И Безруков, без гуммоза, выглядит  убедительно и верно. Алкоголизм  поэта,  показанный им, вызывает один лишь только протест против губительного пристрастия. Так вот, больше  сериалов подобного рода не было и  до сих пор – нет. «Жуков», «Брежнев» и «Фурцева» не в счет. Биографический жанр?  Да его на телевидении, и во всем кинематографе - не существует. Он давно забыт, и окончательно. И не совсем правильно утверждение, что про это,- биографии хрестоматийных поэтов, - все знают. Да никто не знает!  Когда меня критиковали за сценарий, пытались  напоминать тот или иной эпизод из жизни поэта, и часто искаженно, неточно, я молчал, про себя усмехался и…  не возражал, потому что критики-то – именитые, выдвигают меня  в Союз писателей... Они-то «знают», а я, вплотную изучивший всю доступную литературу, - неуч. Таким вот  образом и я, конформист,  наступал на «горло…»   
   
      Спасибо Вам Игорь, за понимание и моральную поддержку. Надеюсь и на дальнейшее  с Вами сотрудничество. Есть у  меня еще один сценарий. О поэте Николае Рубцове. Сценарий готов. Я вполне могу дать заявку и на него, пока еще - есть время. Это тоже –  биографического жанра, на 13 серий. Так получилось, что я нашел удивительное сходство в судьбах Лермонтова и Рубцова. Оба в младенчестве потеряли  мать, оба долго  пробивались к признанию, оба погибли безвременно, в расцвете лет.  У меня еще один готовый сценарий, и даже книга, по роману-эпопее Николая Скромного, но это уже другая песня...
    Есть планы по сценариям. Например, о Саблине, офицере флота, поднявшим восстание против брежневского режима в Рижском заливе в 1975 году…   

  Декабрь 2013. Мурмаши


Рецензии
Уважаемый, Николай! Здравствуйте! И поздравляю Вас с наступающим Праздником - Днём Победы!

Ваше письмо к редактору очень интересно и значительно. Оно, как бы, отражает положение вещей не только с изданием произведений авторов и с производством кинофильмов по Вашим сценариям, но во всей нашей жизни. Вы хорошо описали, что творится на телевидении. Эта жестокость на экране, эти убийства и их расследования, эта кровь портят жизнь.зрителям и не хочется включать телевизор.

Очень интересны Ваши планы о создании фильмов о Николае Скромном и о Н. Рубцове. Особенно мне интересно прочесть о Рубцове - великом поэте. Это здорово, что Вы собрали материал и написали сценарий об этом поэте.

И всё же ложечка дёгтя в Вашем письме есть - это о "брежневском режиме". Что он этим хотел доказать офицер Саблин, поднявший восстание? Ельцын с Горбачовым тоже подняли восстание и видите, что из этого получилось: хотя бы то,что Вы не можете "пробить" свои произведения, да и затронутое Вами положение на теле-и, это тоже результат этих бунтов! Да, что-о надо было делать в нашей стране, но только не такими методами. О Саблине пишите пропустят - вы ж будете бросать камни туда, в нашу страну, в Советский союз - это сейчас принято и славится и приветствуется. Прям в тему! Пишите, да побольше, по кровожаднее - вот оно какое, советское время. И Вы будете на плаву!.

Василий Чеботарёв   08.05.2017 12:45     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку. Очень неожиданно насчет "дегтя". Я дейсвительно начав писать о САблине, хотел показать его героизм, самопожертвование, но в процессе работы и изучения материалов понял о неоднозначности его выступления, и потом , в конце сценария, сместил акцент все-таки на бесчеловечность режима. Можно было Саблина и не расстреливать. Но партийное руководство страны того времени, чувствуя а приближения краха системы, приказало уничтожить неординарную человечскую жизнь. Да и понятно было замалчивание процесса, приказ о неразглашении. И от звуки до сих пор - так были ЗАПУГАНЫ все в армии и флоте. Я это ощутил даже теперь. Я примерно год писал сценарий и около двух - искал(!) рецензента. Ведь нужен был капитан в отставке. Отказался даже Черкашин, известный манринист. В конце концов согласился Секриеру, бывший когда участником передачи на ТВ в Питере о Саблине, его защитником, а до этого - помощником канлидата в президенты страны Оболенского. Так что он НИЧЕГО не боялся и не боится. Ему уже за семьдесят. И он знает что прожил достойную жизнь, в борьбе за высшие ценности и справедливость... Всего Вам доброго.

Николай Рогожин   09.05.2017 10:00   Заявить о нарушении
Спасибо, Николай за ответ и что Всего Вам доброго и больших успехов в творчестве.
не обиделись. Не знаю, насколько мои "творения" печатны, но что за них надо платить, чтобы напечатали - это меня выбило из колеи. Я опустил крылья -писать не хочется, хотя задумок много. Но в основном, на личную тему.

Василий Чеботарёв   09.05.2017 13:29   Заявить о нарушении
Я понял о чем Вы. Насчет опубликования Ваших вещей мне кажется чисто представительно шанс есть. Язык грамотный, сюжеты просматриваются, образы читаются. Понятно, что нужно четко идентифицировать прозу, будут ли это документальные сугубо вещи, или художественная беллетристика как таковая, с вымыслом... Но в любом случае нужен грамотный и квалифицированный редактор, чтобы отшлифовать Ваши произведения. На портале "проза.ру" они есть. Но и везде конечно нужно платить. И за издание своих вещей. Можно и сразу найти неплохое издательство , там и отредактируют, и напечатают как хотите... Вот такие советы Вам. Успехов! И хоть поздновато, но Вас тоже поздравляю , с великим праздником Победы!

Николай Рогожин   09.05.2017 18:11   Заявить о нарушении
Спасибо за совет.

Василий Чеботарёв   09.05.2017 19:54   Заявить о нарушении