Водоснабжение. 1972 год
К тому же нужно было перекопать временную дорогу за забором предприятия, по которой строители подвозили грузы к строящемуся корпусу. Разрешили перекопать в воскресенье, чтобы не нарушать процесс стройки. Перекопали, заложили трубы. Теперь необходимо было восстановить дорогу - засыпать траншею. Заранее к месту работ пригнали большой гусеничный бульдозер С-100. Управлял им экскаваторщик транспортного цеха, он же бульдозерист. Местность была наклонная, и при засыпке траншеи он допустил боковой наклон бульдозера сверх допустимого. При этом гусеницы бульдозера соскользнули с катков и остались на месте, а бульдозер выскользнул из них вниз по склону. Бульдозер встал, а бульдозерист убежал, видимо, с перепугу.
Получалось, что строители не смогли бы проехать в понедельник на работу, что для нас было бы просто стыдно. Да и скандал мог бы случиться. Глядя на поведение бульдозериста, я не надеялся, что транспортный цех сможет исправить ситуацию, выполнить эту несложную работу: они уже не раз подводили нас, энергоцех. Поэтому я накануне сходил домой к другому экскаваторщику, В.Шихову, работавшему на другом предприятии, и попросил его прийти к нашей траншее часам к трем. Он пришел, мы осмотрели траншею, решили засыпать ее экскаватором нашего цеха, стоявшим здесь же. Шихов засыпал траншею, уплотняя грунт ковшом экскаватора, потом несколько раз переехал траншею вперед-назад. Дорогу он уплотнил достаточно хорошо. Через отдел кадров я оформил Шихову оплату за разовую работу.
Одновременно с копкой траншеи и укладкой труб электромонтеры-высоковольтники нашего энергоцеха устанавливали в просеке опоры ЛЭП (теперь это называется ВЛ - воздушная линия), навешивали провода, четыре штуки, три фазных и один нулевой, на напряжение 0,4 кВ. Строители над скважиной возводили кирпичную будку. На территории предприятия строили вторую будку. В ней разместили бактерицидную установку для обеззараживания воды, задвижки, расходомер. Уложили полностью водопроводные трубы до скважины. В один из осенних дней в скважину опустили автокраном насос мощностью 35 кВт. Подключили электро двигатель насоса к пусковой аппаратуре, включили напряжение, открыли задвижку для сброса воды из скважины на грунт. Включили насос. Ждем воду, а воды нет. Слышно ненормальное гудение электродвигателя, то есть он не набирает обороты и может сгореть за полторы-две минуты. Я немедленно замерил напряжение на клемнике: оказалось 340 вольт вместо 380. Сразу же отключили электродвигатель. Причина была в том, что сечение проводов ВЛ было недостаточно для этой нагрузки. Сразу же появились предложения увеличить сечение проводов, но их не было в наличии, а ведь нужно было почти один километр проводов! Везти новые, монтировать их было долго. Потом кто-то предложил заменить насос на насос меньшей мощности. Но его тоже не было. Тогда я предложил более легкий вариант: параллельно электротдвигателю насоса подключить трехфазный косинусный конденсатор на 35 квар, который был в наличии на другой насосной станции. Послал за оборудованием энергетика П.А.Никулина. Подключили конденсатор на клеммы пускателя электродвигателя насоса и включили напряжение. Насос заработал и пошла вода. Напряжение на клеммах стало 380 вольт.
После запуска в работу скважины, осмотра трассы на наличие утечек воды в местах сварки, стыках чугунных труб (утечек не было) траншею надо было закопать той землей, что лежала рядом после копки. Я пригласил осмотреть трассу технического руководителя транспортного цеха, показал, что надо засыпать. Из одного километра трассы пятьсот метров были проложены по узкой лесной просеке. В этой просеке технорук отказался засыпать имеющимся у них бульдозером С-100 (его к той поре восстановили), объяснил, что слишком узко, бульдозер не развернется поперек просеки: рядом вековые сосны, лиственницы, березы...
На стройке у строителей был свой бульдозер С-100. Я пошел на стройку, нашел бульдозериста, познакомился... Его звали Вася, лет за сорок. Спросил, много ли у него работы. Получил ответ: "Да какая здесь работа?! Строим маленький корпус, больше простаиваю, зарплата швах!" Спросил Васю, сможет ли он засыпать нашу водопроводную траншею, которую он, конечно же, видел. Вася сказал, надо пройти по трассе. Осмотрели лесной участок, и он согласился сделать работу за оплату сразу на месте. Спрашиваю: "Сколько?" Отвечает: "Пятьдесят рублей". Говорю ему: "Будет сразу и на месте." Пошел я к своему шефу, заместителю главного инженера Несбытнову В.П.(хороший стал у нас шеф вместо прежнего Мякинькова), объяснил, что мне надо к выходному дню пятьдесят рублей и для чего. Он согласился, договорился с директором. Мне выписали разовую премию по какой-то статье.
Суббота была нерабочим днем. Бульдозерист сказал мне, чтобы я пришел с деньгами к двенадцати часам. Пришел, как условились. Вася был недоволен, почему я так долго не приходил. Говорит, что работал с пяти часов утра и работу закончил уже более часа назад. Осмотрели трассу: засыпано хорошо, ровно, и деревья не повреждены. Отдаю Васе пятьдесят рублей и говорю ему: "Если не торопишься, давай посидим." Сели на оставшийся обрезок бревна, хорошо поговорили. Он спрашивает меня:
- А если бы я запросил за работу сто рублей, ты смог бы мне обеспечить?
- Да принес бы и сто рублей, - отвечаю.
- Выходит, я продешевил, - сожалеет друг.
- Сочувствую тебе, Вася, может, в следующий раз удачи будет побольше!
На том и разошлись.
Примерно после двух недель работы насоса из-за падения уровня воды в скважине производительность насоса (подачу воды) пришлось уменьшить с тридцати кубометров в час до семнадцати. И так работал насос все годы эксплуатации скважины. Но с девяностых годов она не работает, заброшена, разграблена, заросла лесом.
Свидетельство о публикации №217042801831