Ювенал
Ювенал, Децим Юний Ювенал (ок. 60 – ок. 127) – римский поэт-сатирик.
Ювенал родился в юго-восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55 года). Литературоведы считают, что он получил отличное образование. Это подтверждено древней биографией поэта, по которой Ювенал был сыном или воспитанником вольноотпущенника. До 40-50 лет он упражнялся в ораторском искусстве, некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествленного императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем, он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии.
Свои сатиры Ювенал начал писать только при императоре Траяне, после 100 года. Ювенал написал 16 сатир, из которых можно тоже почерпнуть некоторые сведения о его жизни. Риторическая школа оставила у него неприятные воспоминания, там он занимался ненужными для жизни декламациями. С горечью он говорит о своем зависимом положении клиента.
Все сатиры можно разделить на две группы: сатиры, написанные в первый период творчества до 120 года (1 – 9), и сатиры второго периода на морально-философские темы (10 – 16).
В первой сатире он как бы сгруппировал недостатки, которыми страдает современный Рим: погоню за наследством, развращенность молодежи, сводничество, скупость, чревоугодничество.
Вторая сатира осуждает противоестественные пороки мужчин, которые принимают вид добродетельных людей.
В третьей сатире Ювенал показал тягостные условия существования в столице бедного и честного человека – «Не находится места в Риме для честных ремесел и труд не приносит дохода», нет в нем места для ритора, грамматика, геометра, художника, цирюльника, врача – их вытеснили греки. Со страстью обрушивается Ювенал на могущество денег в Риме, на роскошь богатых людей, особенно из среды вольноотпущенников, которые приобрели сокровища позорным для свободного человека путем.
Четвертая сатира со злой иронией изображает заседание государственного совета созванного для решения вопроса, как приготовить огромную камбалу, для которой не нашлось соответствующего блюда. В сатире даны резко отрицательные характеристики государственных деятелей эпохи Домициана.
В пятой сатире поэт рисует унижения, которым подвергается бедняк-клиент на пиру у богача-патрона.
В шестой сатире Ювенал изобразил развратный образ жизни аристократок, измена мужьям, их беспорядочные любовные связи, жестокое обращение с рабами. Эта сатира, самая большая по объему (661 стих), является одним из наиболее жестких плодов гения поэта, как по суровому тону, так и по натуральности описания.
Седьмая сатира посвящена бедственному положению лиц, живущих умственным трудом: учителей, писателей, адвокатов, преподавателей риторики, при этом он надеется на щедрость императора Траяна.
В восьмой сатире разбирается вопрос об истинном благородстве. Поэт доказывает, что одно только знатное происхождение без личных нравственных качеств еще ничего не значит.
В девятой сатире поэт опять высказывается против разврата – в ней содержатся иронически наивные жалобы мужчины, промышляющего педерастией, на то, как трудно зарабатывать себе хлеб этим занятием.
Этой сатирой заканчивается первый период творчества Ювенала, которое словами Пушкина можно охарактеризовать как «Ювеналов бич».
Сатиры второго периода написаны в более спокойном тоне, в них Ювенал оценивает жизнь с точки зрения стоической морали.
Тема десятой сатиры – близорукость всех человеческих желаний; хотя, всем людям нужно одно – здравый ум в здравом теле.
В одиннадцатой сатире Ювенал приглашает читателя на обед своего друга, где распространяется по этому поводу о простоте старинных нравов и о современной расточительности.
В двенадцатой сатире поэт вновь преследует искателей наследства, показывая их ухищрения для достижения своих целей.
В тринадцатой сатире Ювенал успокаивает своего друга, который лишился части наследства из-за обмана.
Четырнадцатая сатира содержит воспитательный момент – об огромном влиянии на детей образа жизни их родителей.
В пятнадцатой сатире Ювенал распространяется об извращенности религиозных верований в Египте (случаи каннибальства).
В последней, шестнадцатой сатире, поэт говорит о мнимом превосходстве военного сословия над другими.
В зависимости от направленности сатиры меняется и язык, которым она написана. Пародируя эпическую поэму, он употребляет возвышенные слова, сменяя их в другом случае простыми, и даже, использует лексику низов общества.
Ювенал во все времена привлекал читателя своими сатирами.
Свидетельство о публикации №217042801850